Вы любите смотреть в небо? Синее или серое, затянутое тучами или подсвеченное закатным солнцем, небо манит нас своей недостижимой высотой. Так и взлетел бы ввысь, к самому верху! А есть ли у неба верх? Потолок? Хм... Любопытно узнать!
Маленький пропеллер задумчиво покрутился вокруг себя. Он был самой маленькой деталью на заводе, потому друзей у него почти не было. (Ну разве что с болтами да гвоздями иной раз поболтает о погоде.) Все детали, едва поступив на завод, тотчас отправлялись на службу: каждому винтику и нитке дело находилось. Только маленький пропеллер так и лежал в коробке.
Однажды коробку переносили, да рабочий, видимо, обо что-то запнулся, едва не упал! Коробка наклонилась, раскрылась, и маленький пропеллер очутился на полу. Он впервые увидел цех, и картина показалась ему настолько прекрасной, что даже ушиба не заметил! А впрочем, пропеллер же твёрдый, металлический, может, ему только чуть-чуть щекотно стало, а вовсе не больно.
В цеху сновали люди. Деловито, слаженно, огромное живое сердце завода работало без перебоев и лишних слов. Все понимали друг друга. А у малыша, понятное дело, тут же появилась масса вопросов: а зачем это? А куда вы идёте? Что это? Для чего? Почему? А куда сейчас?
Отвечать было некому. Никто и не заметил маленькую деталь на полу; шагая, люди передвинули пропеллер под большой стеллаж, где тот и остался жить.
Шли месяца. Пропеллер взрослел, но росту не прибавлял. Он уже видел, как отправляются в небо его товарищи, красавцы вертолёты с большими лопастями. Каждый раз, как очередной вертолёт взмывал в небо, маленькое железное сердечко пропеллера щемило от непонятной тоски. Ему тоже хотелось туда! Да, он видел небо, оно открывалось ему в большие окна цеха. А когда уборщица мыла пол, то и пропеллер совершал путешествие по цеху. Конечно, порой ему доставалось! Он побывал уже под всеми столами, один раз даже видел гудящий компьютер, а однажды его чуть не придавил металлический стул и едва не смял мощный пресс! Впрочем, такие приключения только закаляли пропеллер. Жаль, только рассказать о них было некому.
А однажды на завод пришёл новый сотрудник. Тихий, скромный, небольшого роста, но обожающий самолёты, вертолёты, воздушные шары – всё, что летает. Его все звали конструктором. Он любил что-то чертить карандашом, компьютер включал редко. Пропеллеру было очень интересно, что же такое чертит этот конструктор? Но как посмотреть чертежи? Ведь сам по себе пропеллер не умел передвигаться. Он лежал, терпеливо ждал и горячо надеялся на приход уборщицы – авось снова удастся зацепиться за лохматую волосатую швабру и взлететь на ней к самому конструкторскому столу!..
А у конструктора было плохое зрение, оттого он носил очки, чтоб помогали ему смотреть на мир. И однажды взгляд конструктора приметил маленькую яркую деталь под одним из стеллажей.
«Эврика!» – почему-то закричал конструктор, хотя никаких женщин в тот миг в цехе не было. «Наконец-то я создам Авиошку!».
Вдруг пропеллер почувствовал, что его поднимают в воздух. Вот так, двумя пальцами! У него отличный обзор, он видит все машины в цехе, видит потолок, видит внимательные глаза человека и... небо, своё любимое синее небо! От восторга пропеллер громко охнул. А конструктор улыбнулся: он нашёл самую нужную, самую важную деталь для своего изобретения. И, похоже, с самым настоящим, а не железным, сердцем!
Ух, и завертело же пропеллер! Пришлось ему потерпеть, пока конструктор прилаживал и настраивал механизмы. Иногда что-то громко гудело, шипело, даже шёл пар, конструктор с карандашом в зубах казался похожим на гигантскую муху, снующую вокруг лакомства. Жжжжжж – только и слышал пропеллер. Потихоньку шум усыпил малыша.
Проснулся пропеллер от головокружения! Ой, мамочки, да разве ж так можно? Сто-о-ойте, я же так не умею! Пропеллер, кажется, пытался что-то сказать на своём детальковом языке, но человек его не слышал. Он прислушивался к жужжанию и время от времени одобрительно кивал, приговаривая: «Ай да Авиошка! Ай да малыш-молодец!».
Прошло ещё несколько часов жужжания, шипения и щекотки. Наконец все детали заработали слаженно. Пропеллер сидел на чём-то белом, но пока не видел, где же он. И вдруг – распахнулись ворота. Пропеллер и что-то большое белое позади него медленно поплыли вперёд, прочь из цеха, навстречу зелёному, синему и жёлтому.
– А-а-ах! – воскликнул пропеллер, когда увидел вокруг лес, солнце и любимое небо. Но тут в вертолёт кто-то залез, он чуть качнулся, внутри застучали какие-то кнопки, и у пропеллера потихоньку снова начала кружиться голова. Он вертелся всё быстрее и быстрее, пока шум его лопастей не показался почти беззвучным.
И вот маленький, незаметный пропеллер начал подниматься в небо! Плакать было нельзя, а то заржавеет металл, но от восторга и восхищения пропеллер готов был петь! Его давняя мечта осуществилась, он летит! И у него даже есть имя – Авиошка! Он в небе, в любимом свободном небе, он видит землю, людей, другие самолёты, вертолёты и летательные аппараты, детали механизмов, которым только предстоит превратиться в небесного странника, видит воздушных змеев, которые мальчишки-мечтатели запускают к облакам. Как же здорово – жить и летать! Как хорошо, что пропеллер дождался своего человека, понимающего и увлечённого конструктора, который расслышал биение металлического сердечка и вдохнул жизнь в маленький пропеллер!
А Авиошка летел, усердно крутился вокруг своей оси, жадно вдыхал свежий воздух и думал: «Каждый нужен и важен. Пусть исправно работают все-все моторы, все-все сердца – у больших и маленьких, пусть крылья поднимают вверх, к самым облакам, и пусть все-все мечты сбываются!».
Елена Николаевна Камкова,
распределитель работ, цех 711, ПАО «ОДК-Сатурн»,
ППОО «Сатурн» ПРОФАВИА,
г. Рыбинск
Победитель Отраслевого конкурса на лучшее литературное произведение о символе профсоюза – Авиошке
в номинации «Публицистика»