Перечисление налоговыми агентами удержанного НДФЛ в бюджет. Срок уплаты.

Категория: Налогообложение

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, если следующий за выплатой дохода день приходится на нерабочий день, НДФЛ следует перечислить не позже первого следующего за ним рабочего дня.

С 1 января 2016 года при выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

В письме Минфина России от 18.04.2013 № 03-04-06/13294 разъяснено, что случае выплаты доходов физлицу частями несколько раз за месяц налоговый агент производит исчисление, удержание и уплату в бюджет НДФЛ с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ. Указанная позиция изложена в письмах ФНС России от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@, Минфина России от 03.07.2013 № 03-04-05/25494, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2011 по делу № А26-1553/2010.

Перечисление налога на доходы физических лиц налоговым агентом в авансовом порядке, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода не допускается (см. также письмо Минфина России от 22.07.2015 № 03-04-06/42063).

В установленном ст. 226 НК РФ порядке перечисляется в бюджет совокупная сумма налога, удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, превышающая 100 рублей. Если совокупная сумма НДФЛ к уплате составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года (п. 8 ст. 226 НК РФ). Под совокупной суммой НДФЛ подразумевается сумма налога, подлежащая перечислению в целом по организации, а не по отдельному физлицу (см. также постановление Четвертого ААС от 25.11.2011 № 04АП-2712/11).

Налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ, согласно которой неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. В соответствии с пунктами 1, 7 ст. 75 НК РФ при нарушении сроков уплаты налога агент должен уплатить пени.

В силу п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого агент признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента.

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Причем сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физлицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени организации.

Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.

На основании п. 9 ст. 226 НК РФ при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой НДФЛ. По мнению специалистов ФНС России, перечисленная в бюджетную систему РФ сумма, превышающая сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является налогом на доходы физических лиц, и ее уплата неправомерна (см. письма от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764, от 19.10.2011 № ЕД-3-3/3432@). При этом наличие такой переплаты не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога, фактически удержанного из доходов физических лиц, выплачиваемых в более поздние сроки. В подобной ситуации налоговому агенту необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. См. также письмо ФНС России от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@.

с тем складывается неоднозначная судебная практика по рассматриваемому вопросу на уровне федеральных округов: в пользу налоговых органов - постановления ФАС Уральского округа от 03.12.2013 № Ф09-13260/13, ФАС Московского округа от 29.06.2012 № А41-29929/11; в пользу налогоплательщиков – постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 № А56-16143/2013, от 04.02.2014 № А26-3109/2013.

По мнению ФНС России, высказанному в письме от 29.09.2014 № БС-4-11/19716@, в рассматриваемой ситуации следует учитывать позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 23.07.2013 № 784/13. В силу положений п. 4 ст. 24, пп. 1 п. 3 ст. 44, пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Учитывая, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам, поступила в бюджетную систему РФ, исходя из смысла ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным, то есть у предприятия отсутствует задолженность по НДФЛ. В этой связи Президиумом ВАС РФ признаны правомерными выводы суда первой инстанции о признании недействительным решения инспекции в части начисления сумм пеней за несвоевременную уплату НДФЛ.