Как сообщают, 1 декабря 2015 года начался перегон из Иркутска в состав 200-й учебной авиационной базы (возможно, что с 1 декабря – уже учебного авиационного полка) восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А.К. Серова в Армавире (Краснодарский край) очередных четырех учебно-боевых самолетов Як-130, построенных Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) АО «Корпорация «Иркут» по программе 2015 года и принятых ВКС России накануне. Из Иркутска в Армавир с промежуточными посадками Новосибирске (Толмачево) и Челябинске (Шагол) вылетели самолеты Як-130 с красными бортовыми номерами «74» (серийный номер 1301, совершил первый полет в Иркутске 14 сентября 2015 года), «75» (серийный номер 1302, первый полет 16 сентября), «76» (серийный номер 1303, первый полет 11 октября) и «78» (серийный номер 1305, первый полет 24 октября).
Это очередные самолеты Як-130, построенные ИАЗ для ВКС России по программе 2015 года. Ранее 7–9 октября 2015 года состоялся перегон из Иркутска в состав 200-й учебной авиационной базы в Армавир первых четырех самолетов Як-130, построенных ИАЗ для ВКС России по программе 2015 года – машин с красными бортовыми номерами «57» (серийный номер 1218), «58» (серийный номер 1219), «71» (серийный номер 1216) и «72» (серийный номер 1217).
Предположительно, все самолеты Як-130 программы 2015 года для ВКС строятся по дополнительному контракту Министерства обороны России с Корпорацией «Иркут» на постройку для ВВС (ВКС) десяти самолетов Як-130, переведенных из опциона к контракту 2011 года на 55 машин, завершенному «Иркутом» в конце 2014 года.
На веб-ресурсе forums.airforce.ru споттерами сообщается, что к настоящему времени ИАЗ построены еще два самолета Як-130 для Министерства обороны России – машины с красными бортовыми номерами «73» (серийный номер 1220, совершил первый полет в Иркутске еще 24 августа 2015 года) и «77» (серийный номер 1304, первый полет 28 октября). Однако по неизвестным причинам они не были включены в состав перегоняемой с 1 декабря в Армавир группы.
Помимо указанного контракта, «Иркут» также располагает подписанным с Министерством обороны России в начале 2014 года контрактом на поставку еще 12 учебно-боевых самолетов Як-130, которые предназначены для создаваемой ВКС России новой пилотажной группы «Крылья Тавриды», а также контрактом 2013 года на поставку десяти самолетов Як-130 для Морской авиации ВМФ России.
С передачей ВКС России четырех самолетов Як-130 1 декабря 2015 года, общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России достигло 75 единиц – из них 12 первых двух серий были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 63 – на Иркутском авиационном заводе. В настоящее время в составе 209-й учебной авиационной базы (полка?) Борисоглебского филиала КВВАУЛ в Борисоглебске находятся 42 самолета Як-130 (в том числе восемь фактически неэксплуатируемых машин нижегородской постройки), а в составе 200-й учебной авиационной базы (полка?) собственно КВВАУЛ в Армавире с учетом переданных 1 декабря самолетов количество Як-130 достигнет 28.
В марте 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что Иркутский авиазавод Корпорации «Иркут» в 2015 году всего поставит Министерству обороны России 12 учебно-боевых самолетов Як-130.
По материалам bmpd.livejournal.com