«Вертолеты России» ждут экспортного окна

Категория: Российской авиации

Холдинг не может загрузить завод в Казани

Через две недели после заключения соглашения с РФПИ и арабским фондом Mubadala о выкупе 25 % акций «Вертолетов России» одно из основных предприятий холдинга – Казанский вертолетный завод (КВЗ) – временно перешло на неполную рабочую неделю. В «Вертолетах России» объяснили решение «проблемой загрузки заказами». Источники «Ъ» поясняют, что большинство экспортных контрактов КВЗ уже исполнены, а дальнейшая деятельность будет зависеть от новых экспортных контрактов, в том числе от соглашения с Индией на поставку Ми-17В-5 на сумму $1,3 млрд.

В пятницу Казанский вертолетный завод (входит в холдинг «Вертолеты России») начал перевод части персонала на неполную рабочую неделю, сообщила ТАСС представитель холдинга Екатерина Павлова. На лето будут переведены на четырехдневную неделю порядка 3,7 тыс. человек из 6,5 тыс. сотрудников основного и вспомогательного производства. В полном режиме будут работать агрегатно-сборочный и малярные цеха, летно-испытательный комплекс. Госпожа Павлова пояснила «Ъ», что «мера носит временный характер» и «призвана оптимизировать расходы на период низкой ликвидности». На заводе продолжатся разработки и внедрение в серийное производство вертолетов «Ансат» и Ми-38 на фоне сохранения общего уровня зарплаты. Массовые сокращения не планируются.

КВЗ производит модификации вертолетов серии Ми-8/17, разработал и выпускает легкий вертолет «Ансат», участвует в модернизации вертолетов марки «Ми», осваивая серийное производство транспортно-пассажирского Ми-38. В 2015 году выручка КВЗ составила около 50 млрд руб., чистая прибыль – более 12 млрд руб. Но в первом квартале 2016 года чистая прибыль КВЗ упала в 4,3 раза, до 1,03 млрд руб., выручка сократилась на 29 %, до 8,7 млрд руб. В конце 2015 года «Ъ» сообщал, что «Вертолеты России» начали объединять КВЗ с Кумертауским авиационным производственным предприятием (КумАПП), чтобы до 2018 года создать единый кластер по выпуску вертолетов различного класса и назначения.

Екатерина Павлова уточнила, что сейчас «существует проблема загрузки заказами по отдельным предприятиям», поэтому переход на сокращенный режим работы при сохранении численности персонала – одно из оптимальных решений для завода. Число вертолетов, изготовленных и поставленных КВЗ в 2016 году, назовут в годовом отчете. Предварительно заключение контрактов с рядом иностранных заказчиков ожидается осенью.

По словам источника «Ъ» в сфере военно-технического сотрудничества, загрузка мощностей КВЗ напрямую зависит от экспортных контрактов, но многие из них уже выполнены. Так, в 2015 году ВВС Азербайджана получили последние шесть Ми-17В-1 (всего по контракту 2010 года было заказано 40 таких машин на сумму около $600 млн), а в начале 2016 года КВЗ передал Индии последнюю партию из 23 Ми-17В-5 (по соглашению 2012 года предусматривалась поставка 71 машины на сумму свыше $1,5 млрд). По два таких же вертолета получили Куба и Сербия (всего $80 млн). В 2017 году КВЗ должен закрыть контракт на поставку 12 Ми-17В-5 Белоруссии, но, по экспертным оценкам, весь контракт оценивается лишь в 3,5 млрд руб. Основной надеждой КВЗ является новое соглашение с Индией на 48 Ми-17В-5 (сумма составит примерно $1,3 млрд). По словам источника «Ъ», близкого к «Рособоронэкспорту», предконтрактные переговоры достаточно сильно продвинулись. Но даже при подписании твердого контракта в этом году первые деньги КВЗ увидит только в 2017-м.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что перспективы КВЗ отнюдь не мрачные, «большая часть прогнозов связана с новой программой Ми-38 и вертолетом «Ансат»». По его словам, основные финансовые результаты КВЗ зависят от экспортных контрактов, просевших в прошлом году и не выросших в этом. «Российская вертолетная техника хорошо себя зарекомендовала в сирийской операции, портфель заказов может вырасти», – рассуждает господин Пантелеев. «Рынку требуются более продвинутые с точки зрения бортового радиоэлектронного оборудования машины, и «Ансаты», и Ми-38 – это вертолеты нового поколения», – говорит он. «Есть понимание, что сборка Ми-8 в Казани продолжится», – считает эксперт. Он замечает, что перспективы интеграции с КумАПП сильно зависят от контракта с Индией на сборку многоцелевых Ка-226Т.


Иван Сафронов, Анастасия Веденеева / «Коммерсантъ»