Начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда ответил на вопросы профактива

Категория: Информация

На вопросы профсоюзного актива отвечает начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда – заместитель главного государственного инспектора России Игорь Анатольевич Воробьев.

В начале февраля, в рамках программы обучения по вопросам охраны труда профсоюзный актив Московской областной организации профсоюза и специалисты отдела охраны труда ЦК Профавиа встретились с И. А. Воробьевым, который рассказал о деятельности Федеральной инспекции труда России и ответил на вопросы.

В частности он сказал, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 утверждено положение о Федеральной службе по труду и занятости.

В соответствии с указом президента России от 03.01.2011 г. проводится 20-процентное сокращение аппаратов гос. органов в период 2011-2013 годов, в том числе и гос. инспекции труда. Если на начало 2000 года в гос. инспекции было около 5000 инспекторов, то в 2012 году их должно быть 3413 человек, в 2013 – 3100, а к 2015 году планируется сократить численность инспекции до 1500 человек. При этом объемы выполняемых дополнительных функций значительно возрастают. К примеру, по контролю аттестации рабочих мест. "Таким образом, все эти функции нам придется выполнять, но здесь есть большие опасения, что пострадает качество и эффективность работы инспекторов", – отметил Воробьев.

Основной задачей и государственной и профсоюзной инспекций является защита прав трудящихся. В нынешней обстановке приходится констатировать, что она выполняется не в полной мере.

Большие трудности при проведении контрольных мероприятий прибавил Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 18 июля 2011 года).

В статье 20 закона указаны основания, по которым результаты проверки государственного инспектора могут быть признаны недействительными. Эти основания признают проверку проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона.

Основные из них:

  • нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
  • не согласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • превышение установленных сроков проведения проверок;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Вот почему государственный инспектор не может теперь официально привлекать профсоюзных инспекторов – они не имеют аккредитации. "Однако я всегда говорю, что у профсоюзов достаточно прав и оснований присоединиться к проверке параллельно (только подписи в акте не будет) и выдать свои представления", - сказал И. А. Воробьев.

"У нас есть еще одна возможность «удовлетворить» требования закона, когда мы можем выехать на внеплановую проверку, даже без уведомления прокуратуры. Этот случай возможен при получении заявления работника о нарушениях охраны труда, угрожающих его жизни и здоровью. Вы – профсоюзные лидеры и знаете, где имеются такие условия. Говорите с рабочими, убеждайте их писать такие заявления, и мы вместе предотвратим травму или профессиональное заболевание работника. И не одного!

Еще один момент. Закон не действует на процедуру расследования несчастных случаев. Если есть заявление работника о травме – немедленно выезжаем на расследование, а не на проверку".

И. А. Воробьев озвучил просьбу к профсоюзам. Ежегодно с августа по октябрь государственная инспекция верстает план проверок на год. В сентябре этот план представляется в прокуратуру, а в декабре размещается на сайте Роструда. "Почему бы профсоюзам не дать предложения в этот план по проверкам тех предприятий, которые проблемные с охраной труда, только это нужно делать вовремя".

При оценке выполнения плана есть проблема в том, что часть предприятий в течение года становятся банкротами и ликвидируются, а при анализе эффективности работы инспекции приходится констатировать формальный факт невыполнения плана. В 2011 году выполнение плана составило только 74% по причине ликвидации предприятий. Однако даже при такой оценке эффективность работы инспекции труда остается самой высокой из всех гос. инспекций, представленных в отчете Минэкономразвития РФ и составляет 64 мероприятия в год на одного инспектора.

"Однако мое мнение, что не количество мероприятий должно характеризовать эффективность, а реальные действия инспектора. В статье 360 Трудового кодекса установлен порядок инспектирования. При проведении проверки инспектор обязан выявить нарушение, пресечь его дальнейшее действие и наказать виновника. Вот эти три требования я считаю важнейшими и требую от инспекторов. А по вопросам якобы «плановости» количества штрафов могу заверить, что планов нет. Есть наши обязательства перед Минфином по прогнозируемой на очередной год цифре, а коли спрогнозировал, то нужно выполнять. На 2012 год никакого плана мы не планируем и его нет в природе. Да, есть нечестные инспектора, есть коррупция, но это единицы. Был факт, инспектор взял 10 000 рублей и сел на 3 года. Сел по-настоящему, в колонию", – поделился своей позицией И. А. Воробьев.

По вопросу аттестации рабочих мест Воробьев отметил, что комментировать приказ 342н он не имеет права, т. к. документ с инспекцией не согласовывался.

"Скажу только в части, касающейся гос. инспекции. В соответствии с Порядком сведения о проведенной аттестации направляются в гос. инспекцию. С сентября 2008 года до конца 2011 года материалы прислали только 0,2% от хозяйствующих субъектов в России. Кто-то еще просто не послал, кто-то проводит АРМ по графику в течение 5 лет, а когда присылать материалы – сразу по всем рабочим местам или партиями ежегодно? Однако у инспекторов есть право предъявлять санкции и это хорошо. Делается реестр аттестующих организаций и он общий. Плохо то, что около 60% от всех рабочих мест, где проведена аттестация, квалифицируются как вредные и опасные. Это обстоятельство позволяет ориентировать инспекцию на действия: если сведения о вредных и опасных условиях, то есть угроза повреждения здоровья работника, а по классу 4 сразу нужно прекращать эксплуатацию", – рассказал Воробьев.

В целом по России положение «аховое» – идет ежегодное увеличение работающих во вредных условиях труда. Общее количество РМ с такими условиями составляет 29%. Количество работников, получающих хотя бы один вид компенсации из 29%, составляет 40%. Так что, если сегодня снимать компенсации, появится социальная напряженность в коллективах.

По специальному заданию Правительства инспекция провела проверку четырехсот аттестующих организаций и довольно много было исключено из Реестра. "Но желания Министерства не сочетаются с правами инспекции: мы не можем проверять хозяйственную деятельность субъектов, это не наша область. Мы будем вести контроль за проведением АРМ, но не оценку качества АРМ".

Еще раз напомнил Воробьев и о штрафах: "Статья 5.27 КоАП вся наша. Каковы размеры конкретных штрафов я не буду говорить, приведу другой пример. В 2004 году общая сумма штрафов составила 60 миллионов рублей, а в 2011 году уже 580 миллионов. Однако по уровню количества нарушения цифра осталась прежней".

"Несколько слов в отношении расследования несчастных случаев. Уже давно назрела необходимость пересмотра 73-го положения. Мы неоднократно давали предложения в Минздравсоцразвития, а результатов нет. По скрытым несчастным случаям интересная картина! В Московской области в 2010 году было 125 случаев со смертельным исходом, а в 2011 – 107. Одновременно не связанных с производством - 59,1%. Тут возникают сомнения о соответствии выводов комиссии по связи с производством".

В заключение Игорь Анатольевич поблагодарил профсоюзных активистов за совместную работу и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Отдел охраны труда ЦК Профавиа