Сегодня вертолетная техника является одним из наиболее быстрорастущих сегментов в российском оружейном экспорте. О некоторых результатах и перспективах работы на внешних рынках изданию Show Observer рассказал начальник департамента экспорта – вертолетной техники и услуг ОАО "Рособоронэкспорт" Григорий Козлов.
– Григорий Александрович, как бы Вы оценили перспективы России в этом сегменте?
– На мировом рынке вооружений спрос на российские вертолеты стабильно растет. Только по линии "Рособоронэкспорта" объем поставок в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возрос на 40% и составил более 1,5 млрд долл. Это лучшее доказательство успешности нашей работы как спецэкспортера, а также востребованности и высокого качества российских вертолетов, особенно в условиях возрастающей конкуренции. И на ближайшие годы перспективы очень хорошие.
– А каков объем портфеля заказов на вертолетную технику?
– Мы уже сформировали приличный портфель заказов, объем которого сегодня превышает 5 млрд долл. Только экспортные контракты обеспечат загрузку предприятий на несколько лет, я уже не говорю о крупных заказах со стороны Министерства обороны России. Все это дает серьезные ресурсы для дальнейшего развития новых продуктов, которые мы в будущем сможем предложить нашим зарубежным партнерам.
– А за счет чего удалось обеспечить такой рост и стоит ли рассчитывать, что такие темпы сохранятся?
– В ближайшие годы экспорт вертолетов будет только увеличиваться. По нашим прогнозам, в этом году рост объема поставок также будет значительным – порядка 30%. Сейчас выполняются крупные контракты в интересах наших традиционных партнеров – Индии и Китая. В то же время мы очень активно работаем на новых рынках, например в Латинской Америке. Объективно это один из перспективных регионов, где наибольшим спросом сегодня пользуются транспортно-боевые вертолеты Ми-35М и военно-транспортные вертолеты типа Ми-17. Кроме того, в Латинской Америке мы сейчас активно продвигаем и другие машины, в частности уникальный по своей грузоподъемности Ми-26Т2 и многоцелевой Ка-226Т.
Безусловно, особое внимание уделяем развитию отношений с Бразилией, где успешно эксплуатируются Ми-35М. На прошедшей в апреле в Рио-де-Жанейро выставке LAAD бразильцы показали одну из своих машин, и хочу отметить, что это был один из наиболее посещаемых экспонатов, в том числе высшим командным составом многих стран континента. Более того, в рамках офсетных соглашений до 2015 г. в Бразилии должен быть создан сервисный центр – это еще один существенный задел для дальнейшего расширения сотрудничества.
Таким образом, я думаю, что мы сохраним в ближайшие годы высокий рост объема поставок. Этому будет способствовать как расширение географии поставок, так и выход на рынок новых машин. В частности, мы сейчас активно продвигаем на международном рынке такие боевые вертолеты, как Ми-28НЭ и Ка-52. И они обладают очень высоким экспортным потенциалом.
– То есть из перспективных рынков остается только Латинская Америка или все же есть точки роста и в других регионах?
– Конечно же есть. Просто в Латинской Америке мы сейчас рассчитываем выйти на качественно новый уровень. Безусловно, активную работу мы ведем и с традиционными партнерами – к примеру, очень рассчитываем на победу Ка-226Т в большом индийском тендере на закупку 197 легких вертолетов. Вместе с поставкой вертолетов планируется организация лицензионного производства, что станет очередным знаковым проектом в истории военно-технического сотрудничества между двумя странами.
Хотел бы выделить и страны ближнего зарубежья, где по-прежнему остается большое количество вертолетов типа Ми-8, Ми-24, Ми-26. И значительная их часть уже выработала назначенные ресурсы и сроки службы, поэтому замена на новые вертолеты, очевидно, необходима. Исходя из того, что летный и инженерно-технический состав знает нашу технику и есть отработанная система эксплуатации, выбор в пользу новых российских вертолетов, учитывая относительно невысокую стоимость, будет совершенно закономерен и логичен.
Я назову еще один неожиданный для многих регион роста – это Европа. Дело в том, что в связи с сокращением военных бюджетов во многих странах были значительно урезаны расходы и на НИОКР по разработке национальных вертолетов. Поэтому даже страны НАТО становятся более открытыми для сотрудничества с Россией в области вертолетной техники. Кроме того, большинство стран бывшего Варшавского договора, в том числе Чехия и Польша, до сих пор активно используют российские вертолеты. Закупка запасных частей, авиационных средств поражения и вопросы модернизации – все это очень актуально, особенно для тех стран, которые применяют эти вертолеты в Афганистане и других горячих точках.
Источник: авиационный деловой портал www.ato.ru