Черные дюны Черного моря

Категория: Профсоюз в лицах

Черные дюны Черного моря. Как технолог «Авиастара» очищал от мазута побережье под Анапой

«Солидарность» продолжает рассказывать о героях, которые спасают людей, защищают их безопасность на рабочем месте и рядом с ним. На этот раз по рекомендации ППОО «Авиастар» ПРОФАВИА героем газеты стал Алексей Кузнецов (на фото), инженер-технолог ульяновского филиала ПАО «Ил» – «Авиастар», который участвовал в устранении последствий экологической катастрофы на Черноморском побережье.

Сюжет

15 декабря 2024 года во время шторма в Керченском проливе потерпели крушение танкеры «Волгонефть–212» и «Волгонефть–239». Они перевозили в общей сложности 9,2 тыс. т мазута, при крушении в море вытекло около 40%. Площадь загрязнения береговой линии в Краснодарском крае достигла 54 км. Наиболее сложная ситуация сложилась на берегу Благовещенской косы в Анапе и в поселке Витязево – слой мазута, покрывавший воду у побережья, достигал там 15 см. Инженер-технолог 2-й категории Ульяновского подразделения компании «Авиастар» Алексей Кузнецов поехал в качестве волонтера устранять последствия экологической катастрофы.

Слова героя

Просим рассказать Алексея Олеговича, почему его так глубоко тронула беда Черноморского побережья, ведь его профессия напрямую не связана с защитой природы. Хотя разлив нефти произошел в декабре, но истинный размах бедствия был осознан позже. В середине января в социальных сетях появилось много новостей про экологическую катастрофу под Анапой и в Крыму. И ему захотелось разобраться более глубоко, что же произошло, объясняет Алексей Кузнецов. Он начал искать возможность проехать волонтером.

– Решение я принял очень быстро, – рассказывает наш собеседник. – Посмотрел на фотографиях на залитые мазутом берега и понял, что мне нужно быть там. Перенес отпуск на февраль и уехал на неделю под Анапу. Подумал, раз мы ездим на берег Краснодарского края отдыхать, то нужно и помочь ему в беде – природа сама с такой катастрофой не справится. Хотелось вернуть месту жизнь, – уточняет Кузнецов.

Три часа на самолете, потом автобусом, и вот она, Анапа. Алексей зарегистрировался в штабе, получил защитный костюм и на следующий день вышел на работу. В зону ответственности волонтеров входила Бугазская коса. Их распределили по командам, погрузили в «Урал» – пляж был перекопан настолько, что другая техника увязла бы, – и повезли по участкам.

– Кругом возвышались горы песка и мазута. Было странное впечатление: еще летом ты приезжал сюда с семьей отдыхать, а сейчас все залито нефтепродуктами, на берегу лежит мертвая рыба, птицы тоже все перепачканы мазутом.

Еще в штабе волонтеры могли выбрать место работы – отправиться на пляж или остаться в самом Витязеве, отмывать птиц. Алексей занялся более тяжелой работой – ребята чаще просеивали песок, а девушки отмывали от грязи птиц. При кажущейся простоте, целый день перекидывать лопатой пропитанный мазутом песок или просеивать его сквозь полуметровое сито было нелегко. Трудились в парах – один кидал в сито песок, другой просеивал. Температура в феврале на Черноморском побережье установилась около нуля, мазут смерзся в мелкие комки, похожие на черные камушки. Песчинки легко проходили сквозь сито, а более крупные кусочки мазута оставались в нем. На пляж попадал уже чистый песок, мазут же ссыпали в большие мусорные мешки. Когда мешки наполнялись, их относили их к дороге. Дважды в сутки вдоль берега проезжал автомобиль, который подбирал собранный мусор.

В 9 часов волонтеры были уже на месте, забирали их около 5 часов вечера. Работать приходилось в комбинезонах и респираторах, чтобы токсичный мазут не оседал на коже и не впитывался в кровь, а вредные испарения не попадали в легкие.

– Первый день с непривычки было трудно определить подходящий ритм работы, – признается Алексей, – а потом я уже привык. Зато приятно было видеть после себя на черном песке светлые, очищенные от грязи квадраты. Пусть очень медленно, но все же мы отвоевывали эти метры.

Большим открытием для него в этой поездке стали люди, признается Алексей. Хотя в его команде из сорока человек не оказалось земляков, зато было много «соседей» – из Казани, Самары, Саратова, Саранска. После работы встречались в столовой, разговаривали, вечером пели под гитару, играли в настольные игры. Алексей познакомился с ребятами, с которыми продолжает общаться до сих пор:

– Мы договорились приезжать друг к другу в гости и еще раз, если получится, встретиться на волонтерских выездах у Витязево.

– Приходилось ли вам раньше быть волонтером? – интересуюсь у своего собеседника.

– Нет, опыт под Витязево был первым, – отвечает он. – Это было спонтанное решение, но я считаю, что принял его правильно. Вернулся с чувством выполненного долга – не остался в стороне, помог и природе, и людям.

Оценивает профсоюз

Просим рассказать о своем коллеге председателя ППОО «Авиастар» ПРОФАВИА Валентину Грушину.

– Я убеждена, что Алексей не случайно является еще и членом профсоюза. Наша профорганизация объединяет людей по-настоящему неравнодушных, верных своему предприятию, считающих себя ответственными за все, что происходит вокруг.

С Алексеем мы не были знакомы лично. Мне порекомендовал его начальник цеха гальванической обработки: «У меня технолог собирается волонтером под Анапу – убрать последствия технологической катастрофы». Я заинтересовалась, созвонилась с Алексеем. Оказалось, ему очень хотелось взять с собой флаги завода и профсоюза, что было вдвойне приятно. Его никто не принуждал к такому решению, но он действительно очень остро чувствует себя частицей завода.

Алексей – технолог и знает, как правильно работать с вредными веществами. Я понимала, что с этими знаниями он будет нужен в зоне экологической катастрофы вдвойне, ведь он сможет подсказать, как правильно организовать работу при опасных испарениях мазута. Но главное в Алексее даже не профессия, а внутренний стержень, личные качества, его гражданская сознательность. Когда Алексей вернулся, в беседе он произнес фразу, которая мне очень запомнилась: «У меня вся жизнь после этой поездки перевернулась, стала более осмысленной, правильной. До этого я учился, работу добросовестно выполнял, но чего-то не хватало. А вот сейчас я могу сказать, что моя жизнь стала наполненной».

Вообще же он сдержанный, очень скромный, и тихо, не афишируя, участвовал в таком важном деле. Большинство наших авиастроителей – членов профсоюза именно такие. Я счастлива, что вокруг меня много таких замечательных людей. Как председатель профкома я обязана защищать их интересы – это не просто труд, но и честь.

Профсоюз частично оплатил Алексею дорогу, мы написали о нем во внутризаводской газете. А ко Дню воздушного флота, нашему профессиональному празднику, думаем представить его к корпоративной награде.

Позиция работодателя

Начальник цеха защитных покрытий ульяновского филиала ПАО «Ил» – «Авиастар» Владислав Белоусов:

– Работа в сфере авиастроения – всегда стресс и поиск выхода из непредсказуемой ситуации. И на эти нестандартные вызовы приходится отвечать очень быстро, потому что наши заказы не терпят отлагательств. Это предполагает и сверхурочную работу, и работу в выходные дни, ведь сейчас наш «Авиастар» развивается.

Алексей – добрый, обаятельный парень, небезразличный к тому, что происходит вокруг. Он очень любит Черное море и поехал ему помочь. Ему сначала было плохо, потому что испаряющиеся нефтепродукты опасны, неприятно пахнут. Зато благодаря поездке Алексея увидела одна девушка. Он стал с ней переписываться, и сейчас это маленькая ячейка общества.

Вообще у нас очень дружный цех, каждый приходит другому на помощь. Теперь в цехе еще и висит флаг, который Алексей привез из своей волонтерской поездки – с подписями товарищей по волонтерской команде. Приятно, что, находясь там, он думал и про завод.

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» благодарит Алексея Кузнецова, инженера-технолога ульяновского филиала ПАО «Ил» – «Авиастар», за его мужественный поступок и направляет ему диплом «Солидарности» – «Герой охраны труда».


Центральная профсоюзная газета «Солидарность»