«Инициатива наказуема», – с этим утверждением в России знакомы абсолютно все. Но стоит ли сегодня ему следовать? Изменились ли правила игры для инициативных людей, или лучшее по-прежнему враг хорошего?
Уважаемые профактивисты, чтобы ваша работа стала более эффективной, а инициативы реализуемы, предлагаем вашему вниманию несколько правил проявления инициативы на рабочем месте.
Правило первое. Новые идеи не везде уместны
Отношение к инициативным работникам на различных предприятиях, у различных руководителей и в различных ситуациях не всегда одинаковое. Оно зависит от многих факторов – формы собственности предприятия, корпоративной культуры, личности руководителя, особенностей коллектива и т. д.
Инициатива редко приветствуется в организациях с незыблемыми внутренними правилами, четко прописанными регламентами, сложившимися традициями и строгой субординацией. Зато в молодых коллективах корпоративная культура, напротив, чаще всего поощряет свежие идеи.
Если к руководителю можно попасть, только пройдя кордон заместителей и секретарей, а коллектив воспринимает любые инновации в штыки, стоит трижды подумать, прежде чем что-то предлагать.
Правило второе. Инициатива должна быть ответственной и обоснованной (на это правило обратите особое внимание!)
Психологи разделяют инициативу на ответственную и безответственную. Первая – признак сильного интеллекта и высокого развития человека, в том числе профессионального. Вторая говорит скорее о незрелости личности и о неготовности брать на себя ответственность за реальные действия.
Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что именно безответственная инициатива наказуема. «Давайте выпускать нашу профсоюзную газету не раз в месяц, а два!» – воодушевленно предлагает молодой член профсоюза на заседании профкома. Профсоюзный комитет в недоумении: как, за счет каких ресурсов, кто этим будет заниматься, а главное – зачем, ведь свои задачи газета выполняет и с имеющейся периодичностью. Увы, на эти вопросы «инициатор» ответить не в силах, поскольку не продумал свой проект до мелочей. Естественно, его инициативу проигнорируют.
Другое дело, если, например, председатель Молодежного совета, ежедневно отвечая на одни и те же вопросы своих молодых коллег о деятельности профсоюза, предложит профсоюзному комитету организовать обучающий семинар, предварительно просчитав затраты на его проведение и выгоду для профсоюзной организации: повышение уровня профсоюзного членства на предприятии, улучшение имиджа профорганизации, облегчение процесса коллективных переговоров и т. д. Как правило, такая инициатива не только не наказуема, но и может принести ее автору определенные дивиденды.
Таким образом, второе правило удачной инициативы, наряду с уместностью, – ответственность. Собираясь предложить какими-либо идеи, нужно хорошо обдумать аргументы, подготовить соответствующие цифры и убедительные доказательства полезности инициативы, оценить, какими способами и за счет каких ресурсов лучше всего ее реализовать. В этом случае есть немало шансов быть услышанным.
Правило третье. Кесарю – кесарево
Помните, что инициатива не должна слишком выходить за рамки ваших полномочий. Практически все решения в профсоюзе принимаются коллегиально. Поэтому если вы настойчиво предлагаете что-то сделать руководителю профорганизации, а он отказывается, ссылаясь на решение профсоюзного комитета – это значит, что либо ваша идея не очень-то полезна, либо вы не сумели донести ее целесообразность и необходимость до всех лиц, принимающих решение. В этом случае не обижайтесь, не говорите, что вас зажимают, а попробуйте найти слабые места в обосновании ваших идей, исправить их и выйти с предложением еще раз.
А уж если вашу идею все-таки приняли и одобрили, то будьте готовы разделить со всеми ответственность за принятое решение как в случае успеха, так и в случае неудачи.
Организационный отдел
ЦК Профавиа
с использованием материалов сайта рекрутингового портала Superjob.ru