7 октября 2011 года на площади перед зданием Татарского государственного академического театра имени Г. Камала состоялся митинг под лозунгом «За достойный труд», организованный Федерацией профсоюзов Республики Татарстан.
На митинге присутствовало около 5 тысяч человек, 422 из которых были представителями профсоюза авиационной промышленности. Выступающие на митинге высказали претензии в адрес руководства России и Республики Татарстан по вопросам труда. От Профавиа на митинге выступал председатель республиканского комитета профсоюза Фасхутдинов Равиль Карамович (текст выступления прилагается). По результатам митинга была принята резолюция по затронутым вопросам для направления в соответствующие государственные органы.
В. Е. Ягин, главный специалист по социально-экономическим вопросам рескома профсоюза
Текст выступления председателя рескома профсоюза трудящихся авиационной промышленности Р. К. Фасхутдинова
Уважаемые участники митинга! Коллеги! Друзья!
Я – представитель авиационной промышленности, поэтому не могу не говорить о ее проблемах. Многим понятно, что ситуация в авиационной промышленности давно уже стала критической. Люди ждут от правительства действий по выводу отрасли из нее. Ждут уже 20 лет, за которые российский авиапром потерял свои мощнейшие заводы, научные разработки, специалистов. Люди ждут помощи, поддержки авиапрома, но тема опять затихает и грозит быть забытой. Страшно слышать слова о решении проблемы путем закупки самолетов иностранных производителей. Подобные решения приведут к окончательному уничтожению авиапрома России, достижений авиапрома СССР и возможности его развития в будущем, сотен тысяч рабочих мест, надежд на подъем промышленности в целом.
Ни для кого не секрет, что Россия живет в основном на продажах природных ресурсов. Неужели это устраивает государство? Почему поддерживается развитие малых предприятий, частного бизнеса и оставлены на произвол судьбы предприятия, в которых была сила и огромный потенциал СССР? Почему стратегически важные для государства предприятия были переданы в частные руки? Предприятия, которые создавались поколениями, снабжали фронт в годы Великой Отечественной войны, поднимались руками выживших и активно финансировались государством, кормили города? Что касается авиакомпаний, то они получили самолеты в собственность, в наследство, в подарок. У них не было и нет цели, что-то сохранить, вложить. Есть цель выжать из них по максимуму, эксплуатировать на износ. В советском авиапроме самолеты регулярно проходили эксплуатационно-техническое обслуживание, а не просто предрейсовый осмотр. Разбирались по болтикам и заново собирались на заводе-изготовителе. Почему же сейчас заказов на такое обслуживание стало гораздо меньше, а исчезновение Саратовского авиационного завода – того самого, чьи самолеты ЯК-42 пытаются обвинить в ненадежности – вообще не заметили?
Судьба Саратовского авиационного завода – это трагедия, за нее стыдно и больно. Сегодня уже продано более половины территории завода. На этой территории находится котлован для возведения магазина ИКЕА. Были снесены корпуса, склады, распродано или сдано в металлолом уникальное оборудование. Завод практически прекратил свое существование. От некогда 30-тысячного коллектива осталось около 200 человек. Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено сопровождение, ремонт и обеспечение запчастями находящихся в эксплуатации ЯК-42 и других самолетов.
На территории предприятия с 30-тысячным коллективом, легендарной историей и собственными научными разработками – котлован для магазина!!! Что – магазин принесет больше прибыли бюджету страны, чем огромное производственное предприятие? Обеспечит работой 30 тысяч человек? Сколько вообще надо малых предприятий, чтобы они компенсировали уничтожение одного завода-гиганта?
К сожалению, на сегодняшний день судьбу Саратовского завода могут повторить и другие авиационные заводы. В отсутствие заказов они уже распродают станки, оборудование, сокращают штаты, сдают площади в аренду, со страхом ждут завтрашнего дня.
Правительство готово найти деньги, но только на заграничные воздушные суда, которые гораздо дороже отечественных. Принимаются скоропалительные решения. Сразу. Не обсуждая их ни с кем. Ну а почему бы не вложить эти деньги, Дмитрий Анатольевич, в развитие российской промышленности? Да, сегодня это уже потребует громадных усилий. Но это необходимо России. Необходимо сотням тысяч людей, работающих в промышленности. Завтра может быть уже поздно. Россия может быть независимой, только имея сильную оборонную промышленность.