Авиапредприятия Украины и России вновь обсуждают идею объединения. «Антонов» на этот раз готов передать в совместное предприятие, куда может войти Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) и российские банки, технологии по производству Ан-148 и Ан-158.
Авиаконцерн пытался найти средства для самостоятельного строительства самолетов, но не слишком успешно. Украине выгоднее полная интеграция авиапредприятий – в случае передачи только технологий, часть активов «Антонова» может оказаться невостребованной, отмечают эксперты.
Авиаконцерн «Антонов» ищет партнеров для создания совместного предприятия (СП) по производству самолетов Ан-148 и Ан-158, сообщил в пятницу глава предприятия Дмитрий Кива. По его словам, в СП могут войти ВАСО и российские финансовые структуры. «Есть инвесторы, которые готовы вложить в проект средства. Если переговоры пройдут успешно, СП может начать работу уже в I квартале 2012 года», – отметил господин Кива.
Украина может передать в СП часть прав на интеллектуальную собственность, а также производственные мощности, уточнил вице-президент «Антонова» Александр Кива. Россия предлагала объединить авиастроительные активы еще в прошлом году, но тогда Дмитрий Кива заявлял, что объединение невозможно, так как украинские активы являются государственными, а на их корпоратизацию уйдет минимум два года. Сейчас сторонами создано лишь СП, которое занимается координацией производства, вопросами маркетинга и продажей самолетов. Активы в СП стороны не передавали.
«Сейчас мы понимаем, что самостоятельно нам будет сложно развивать серийное производство Ан-148 и Ан-158», – сказал Александр Кива. До сих пор в «Антонове» говорили, что будут выполнять заказы за счет кредитных средств. В 2010 году Дмитрий Кива заявлял, что предприятие привлечет около $500 млн у зарубежных финансовых институтов. Но удалось договориться только с ВТБ Банком о займе в $30 млн. По словам Александра Кивы, идею создания СП поддерживает премьер-министр Николай Азаров, а также российские чиновники: «Теперь необходимо оформить соответствующие документы, пройти все законодательные этапы». Получить комментарии в ВАСО и «Ильюшин Финанс Ко» пока не удалось.
Украина и Россия до сих пор не вышли на заявленные планы по ежегодному производству Ан-148 – страны обещали производить по 12 и 24 самолета в год соответственно. «СП в случае его создания будет проще привлекать средства, – уверена эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. – Сейчас все упирается именно в это. Например, у ВАСО и «Антонова» есть проблемы с закупкой комплектующих – поставщики требуют гарантий оплаты заказа».
Впрочем, для Украины в таком СП есть определенные риски, отмечает старший партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры» (представляет интересы «Антонова» в нескольких спорах) Роман Марченко. «Российскую сторону интересуют прежде всего наши технологии, производственные мощности у них есть. Поэтому важно не допустить, чтобы остальные авиапредприятия Украины остались невостребованными. Для этого необходимо провести корпоратизацию всего холдинга», – считает юрист.
Отдел информационной работы ЦК Профавиа
По материалам «КоммерсантЪ-Украина»