Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует перевести на единую акцию три основных актива «Сухого» – «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» (КнААПО), «Новосибирское авиационное производственное объединение» (НАПО) и ОКБ «Сухого». Гражданских проектов реорганизация не коснется, военному же производству она должна помочь привлекать финансирование, упростить и улучшить взаимоотношения с партнерами.
ОАК к 2013 году переведет Комсомольский и Новосибирский авиационные заводы, а также ОКБ Сухого на единую акцию «Компании «Сухой». Эту информацию подтвердил вице-президент ОАК Александр Туляков. Сейчас КнААПО, НАПО и ОКБ «Сухого» являются дочерними предприятиями «Компании «Сухой». «Сухому» принадлежит по 74,5% акций КнААПО и НАПО (остальными акциями напрямую владеет ОАК) и 50% ОКБ Сухого.
Все три предприятия задействованы в основном в программах производства военной техники, при этом КнААПО и НАПО являются одними из основных производственных площадок ОАК. В Комсомольске-на-Амуре выпускают истребители семейства Су-27, Су-30, Су-35, перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), а также гражданский самолет Sukhoi Superjet-100. НАПО производит Су-34, ОКБ «Сухого» ведет опытно-конструкторские разработки самолетов.
«Речь идет о плановой реорганизации группы компаний «Сухой», которая была одобрена советом директоров ОАК в октябре этого года», – пояснил Александр Туляков. Включение в «Компанию «Сухой» ОАО РСК МиГ, выпускающего самолеты семейства МиГ-29, не планируется. От дальнейших комментариев топ-менеджер отказался. Производство гражданских самолетов под перевод на единую акцию не попадает. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)», которое выпускает Sukhoi Superjet, по-прежнему останется дочерним обществом «Компании «Сухой» (владеет 75% акций ГСС).
После организации заводы и ОКБ будут работать как филиалы «Компании «Сухой». Сама реорганизация должна улучшить эффективность работы группы компаний – повысить управляемость и обеспечить большую финансовую стабильность. «Это позволит на лучших условиях привлекать финансирование, закупать материалы для производства», – говорит он. Но самое важное для ОАК то, что корпорация сможет сконцентрировать ответственность перед заказчиками в рамках одной структуры, а не разрозненных компаний, которые связаны через акционера.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов называет перевод предприятий «Сухого» на единую акцию «правильным шагом, который стоило сделать еще раньше». «Сухой» – это самое ценное, что есть сегодня в ОАК: серийные заводы и работающее КБ. Понятно, что их нужно было ввести в одну структуру, чтобы акции можно было выгодно закладывать или продавать», – говорит эксперт.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что перевод на единую акцию нужен для улучшения внешнего восприятия работы этой части ОАК. ««Сухой» – это бренд, а КнААПО и НАПО, при всем уважении к ним, нет. Таким образом, сейчас будет происходить укрепление компании под сильным брендом, понятным для заказчиков и кредиторов», – говорит он. – При этом организационная модель холдинга отчасти будет напоминать структуру Airbus, для заказчиков которого не важно, где сделан завод – в Гамбурге или Тулузе, а важен сам продукт».
Отдел CТО По материалам информационного портала «АвиаПорт.Ru»