В соответствии с госпрограммой вооружений, до 2020 года в войска должны поступить более 1 тысячи современных вертолетов.
Днем создания армейской авиации ВВС России считается 28 октября. Именно в этот день в 1948 году в подмосковном Серпухове была создана первая вертолетная эскадрилья, с которой ведет отсчет своего существования армейская авиация России.
За свою относительно небольшую историю армейская авиация успешно показала себя в боевых действиях в Афганистане в 1980-х и в горячих точках Северного Кавказа в 1990-х годах. Основным предназначением данного рода войск является уничтожение наземных малоразмерных бронированных целей противника, огневая поддержка наземных сил, переброска десанта и проведение разведки.
В состав армейской авиации России в настоящее время входит несколько видов вертолетов. При этом многие из них являются одними из лучших в своем классе. Во всем мире известен легендарный Ми-24, а также его современная модификация Ми-35М, вместительные транспортники Ми-8 и Ми-26, новейшие ударные модели вертолетов Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник».
В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты. В 2014 году в войска поступило более 100 единиц новых вертолетов и более 50 машин, отремонтированных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В соответствии с госпрограммой вооружений, до 2020 года в войска должны поступить более 1 тысячи современных вертолетов.
[center]О вертолетах армейской авиации – в материале ТАСС[/center]
Ми-8
Ми-8 относится к семейству многоцелевых вертолетов разработки ОКБ им. М.Л. Миля (ныне – КБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля).
Универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали вертолеты Ми-8 одними из самых популярных в мире российских вертолетов. В народе получил прозвище «Коля» или «Мыколка».
Первый полет совершил 24 июня 1961 года. Серийно производится с марта 1965 года по настоящее время. Выпущено более 12 тысяч экземпляров. Вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. Экипаж – 3 человека. Максимальная скорость – 250 км/ч, дальность полета – до 800 км, практический потолок – 6 тысяч метров. Может брать на борт до 32 десантников или 12 раненых на носилках, либо до 4 тонн груза на внешней подвеске или в кабине. Разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ5, Ми-17, Ми-171) для гражданских и военных эксплуатантов.
Вертолеты этой модели используются более чем в 90 странах мира.
Ми-26
Ми-26 является крупнейшим в мире серийно выпускавшимся тяжелым многоцелевым транспортным вертолетом. За свои габариты винтокрылая машина получила неофициальное название «Летающая корова».
Разработан в ОКБ им. М.Л. Миля. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года по настоящее время. Выпущено более 300 экземпляров. Построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим (с управляемым шагом) и пятилопастным рулевым винтами, оснащен двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. Максимальная взлетная масса – 56 тонн, диаметр несущего винта равен 32 метрам. В зависимости от модификации экипаж может состоять из 5–6 человек. Максимальная скорость – 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками – 800 км, практический потолок – 4 600 метров. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках, либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Разработано порядка 15 модификаций. Используется как топливозаправщик, летающий кран или госпиталь.
Ми-26 эксплуатируются по меньшей мере 10 странами мира.
Ми-28Н «Ночной охотник»
Является модификацией ударного вертолета Ми-28 для круглосуточного боевого применения. Его «глазами» в темноте являются прицельный комплекс «Тор» и тепловизионный автомат «Охотник». Этот вертолет обладает хорошей маневренностью и большой ударной мощью. Единственная в России пилотажная группа на вертолетах «Беркуты» выступает на Ми-28Н.
Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.
Разработан ОКБ им. М.Л. Миля. Опытный образец совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года по настоящее время. Выпущено около 100 экземпляров. Выполнен по одновинтовой схеме пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями, неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом. Экипаж – 2 человека, возможно размещение 2 пассажиров. Максимальная скорость – 324 км/ч, практическая дальность – 500 км, практический потолок – 5 700 метров. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. «Ночной охотник» принят на вооружение ВВС России в 2009 году.
Вертолеты этого типа также состоят на вооружении Ирака и Кении, строятся по заказам Египта и Кении.
Ми-35М
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией Ми-24В для круглосуточного боевого применения. Получил неубирающееся шасси, улучшенную электронику, рулевой винт в виде буквы Х. Такая форма винта обеспечивает меньшую шумность.
Разработан в конструкторском бюро Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля. Первый полет совершил в 1995 году (по другим данным – в 1998 году). Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров. Выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами из композиционных материалов, оснащен двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. Экипаж машины состоит из 2–3 человек. Максимальная скорость – 300 км/ч, практическая дальность – 420 км, практический потолок – 4 800 метров. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. Может перевозить до 8 десантников или 4 раненых на носилках.
Состоит на вооружении ВВС России, Азербайджана, Ирака, Бразилии и Венесуэлы.
Ка-50 «Черная акула»
Многоцелевой ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» разработан в опытно-конструкторском бюро им. Н.И. Камова (ныне – КБ ОАО «Камов»).
Первый полет совершил 17 июня 1982 года. Серийно выпускался с 1993 по 2009 год. По данным из открытых источников, всего произведено 15 единиц. Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. До 30% от общей массы конструкции «Черной акулы» составляют композиционные материалы. Управляется одним пилотом. Максимальная скорость – 390 км/ч, практическая дальность – 1 160 км, практический потолок – 5 500 метров. Вертолет вооружен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами весом до 2 тонн на 4 узлах подвески.
«Черная акула» состоит на вооружении ВВС России с 1995 года, в другие страны вертолет не поставлялся.
Ка-52 «Аллигатор»
Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» является модернизацией «Черной акулы». Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО «Камов». Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое время суток. Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года по настоящее время. Выпущено более 70 единиц.
Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. Существует модификация Ка-52К корабельного базирования. Экипаж «Аллигатора» состоит из двух человек. Максимальная скорость – 300 км/ч, практическая дальность – 1 160 км, практический потолок – 5 500 метров. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами весом до 2 тонн на 4 узлах подвески.
Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Таким образом удается добиться высокой слаженности действий летчиков.
С 2011 года «Аллигатор» состоит на вооружении ВВС России, за рубеж не поставлялся.
Вертолеты семейства Ка принципиально отличаются от милевских тем, что у них так называемая соосная система расположения винтов: несущих винтов два, и расположены они один над другим, тогда как рулевого винта нет вовсе. Камовские машины обладают катапультными креслами для пилотов.
По материалам ИТАР-ТАСС