С 2013 г. в Военно-промышленной комиссии (ВПК) Российской Федерации действует Совет по авиастроению коллегии ВПК. О работе Совета в 2015 г. и других вопросах деятельности ВПК в авиационной сфере рассказывает его председатель, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Михаил Каштан.
Совет по авиастроению коллегии ВПК (далее – Совет) является сегодня, пожалуй, единственной площадкой, на которой руководители и специалисты различных ведомств рассматривают, обсуждают и готовят предложения по решению важных задач, связанных с авиационной составляющей обороноспособности нашей страны.
В соответствии с планом работы Совета в 2015 г. проведено четыре заседания (в том числе, одно выездное) по наиболее актуальным вопросам создания и развития авиационных комплексов, выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Например, на одном из заседаний Совета были подведены итоги выполнения ГОЗ в 2014 г. и поставлены задачи по исполнению ГОЗ в 2015 г. с учетом реализации программы импортозамещения. Совет также рассмотрел концепцию Комплексной целевой программы создания авиационных двигателей на период до 2025 г.
Наглядной иллюстрацией комплексного подхода при обсуждении актуальных проблем является, на мой взгляд, выездное заседание Совета в ОАО «Авиационная сервисная компания» в августе этого года, на котором рассматривались проблемы и направления развития системы сервисного обслуживания авиационной техники государственной авиации. Они являются исключительно важными, так как напрямую связаны с обеспечением безопасности полетов, исправностью и боеготовностью авиационной техники. В этой сфере существует много упущений, связанных с бюрократическим подходом при взаимодействии между структурами государственной авиации и предприятиями авиационной промышленности. Ряд из них требует совершенствования законодательной и нормативной правовой базы.
В этом году руководством страны принято решение о повышении роли института генеральных конструкторов в оборонно-промышленном комплексе, в том числе в авиастроении. На заседании Совета рассматривались предложения по кандидатурам для наделения полномочиями генерального конструктора. В настоящее время этот процесс находится в стадии завершения.
Важный вопрос, который рассматривался в апреле этого года на совещании в ЛИИ им. М.М. Громова с участием членов Совета по авиастроению коллегии ВПК, – состояние и пути повышения эффективности системы подготовки авиационного персонала экспериментальной авиации. Актуальность вопроса связана, в том числе, и с тем, что в последние годы с воздушными судами экспериментальной авиации произошел ряд резонансных авиационных происшествий. По итогам обсуждения подготовлены предложения и даны поручения Минпромторгу России и организациям промышленности разработать Концепцию подготовки персонала экспериментальной авиации на период до 2025 г., предусмотрев в ней необходимые мероприятия в этой сфере: обновление парка воздушных судов для полноценной подготовки и повышения квалификации испытательного персонала; развитие инфраструктуры; совершенствование нормативной базы и т. д.
Реализация программ импортозамещения, особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса, – это стратегическая задача, поставленная руководством страны, и направленная на обеспечение национальной безопасности.
На Совете по авиастроению были заслушаны доклады ведущих разработчиков и изготовителей авиационной техники, агрегатов и комплектующих изделий, руководителей интегрированных структур авиационной промышленности о ходе реализации планов по импортозамещению и проблемных вопросах выполнения ГОЗ в 2015 и 2016 гг. Отмечено, что в соответствии с решениями коллегии ВПК планы-графики мероприятий по импортозамещению изделий производства предприятий Украины (основной массив агрегатов и комплектующих изделий) и других стран на российских предприятиях актуализированы, проводятся соответствующие мероприятия по их выполнению. Здесь очень важно, чтобы планы – графики работ по импортозамещению были сбалансированы с выполнением гособоронзаказа и согласованы с интегрированными структурами (ОАК, ОДК, «Вертолеты России», Технодинамика, КРЭТ и др.), которые должны обеспечить строгое соблюдение сроков разработки, производства, поставок и ремонта авиационной техники в соответствии с заключенными государственными контрактами.
Для членов Совета год еще не закончился. В декабре 2015 г. запланировано проведение выездного (на базе ФГУП «ВИАМ») заседания Совета, на котором будут рассмотрены вопросы обеспечения российских предприятий современными отечественными технологиями, элементной базой, материалами, полуфабрикатами, покрытиями отечественного производства.
По материалам АвиаПорт