- Подробности
- Категория: Российской авиации
9 ноября в Москве прошел XIII Вертолетный форум, на котором около 500 экспертов отрасли обсудили актуальные вопросы развития вертолетной индустрии. Об этом сообщает пресс-служба Росавиации.
В работе форума приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли России Олег Бочаров, руководитель Росавиации Александр Нерадько, представители Минпромторга России, Росавиации, авиационной промышленности, поставщики комплектующих изделий и оборудования, эксплуатанты вертолетной техники, а также представители лизинговых компаний и финансового сектора.
В ходе пленарной сессии «Стратегия развития вертолетной индустрии в новых реалиях» были рассмотрены проблемные вопросы отрасли и перспективы ее дальнейшего развития, в том числе в рамках комплексной Программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Отмечена необходимость активного включения всех авиационных, научных и прикладных институтов в комплексную работу, направленную на обеспечение технического и технологического задела для развития независимости вертолетной техники от западных производителей.
Выступая на пленарной сессии, Александр Нерадько отметил: «Нынешнее время – это время для того, чтобы вертолетная индустрия получила мощный импульс развития. Говорю применительно к тому, что у нас пока нет серийного производства легких многоцелевых самолетов. Как раз вертолеты могут в настоящее время заместить эту нишу для перевозки и пассажиров, и грузов». Также руководитель Росавиации проинформировал участников сессии о состоянии дел с подготовкой пилотов вертолетов и эксплуатацией вертолетов типа Ми-8 различных модификаций.
На XIII Вертолетном форуме прошли тематические секции: «Развитие промышленности. Импортозамещение и модернизация эксплуатируемых вертолетов, продление ресурсов и сроков летной годности ЛА – путь в новой реальности», «Безопасность полетов. Эксплуатация вертолетов иностранного производства».
Диалог государства, промышленности, финансового сектора, компаний-операторов и анализ взаимодействия покажет вектор дальнейшего движения отрасли.
С приветственным словом к участникам форума обратился заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Евгеньевич Бочаров: «Приветствую всех участников форума, ждем всегда обратную связь от вас и предложения по развитию и улучшению вертолетной индустрии. Желаю успешной работы на форуме для нашего общего дела».
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Васильевич Нерадько поприветствовал участников форума: «Многие летали на самолетах, но мало кто знаком с вертолетами. На сегодняшний день, в сложное время, некоторые задачи мы можем решать, заменив использование легких самолетов вертолетами».
Формат мероприятия, сложившийся за годы проведения форума, позволяет консолидировать взгляды по различным вопросам развития отрасли, анализировать отечественный и международный опыт, определять вектор развития и подходы к решению актуальных проблем. Организатор ХIII Вертолетного форума – Ассоциация Вертолетной Индустрии.
Читайте также:
Дискуссия на Пленарном заседании XIII Вертолетного Форума
По материалам «AEX.RU»
- Подробности
- Категория: Основные
С 27 по 31 октября в городе Кирове во Дворе культуры «Родина» проходил XXV юбилейный фестиваль детского самодеятельного творчества «Веснушка–Авиа, 2022» под девизом «Мы разные, мы вместе!». Организаторами фестиваля выступили Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, Кировская территориальная организация Профавиа, ООО «Дворец культуры «Родина».
Пандемия 2020–2021 г. г. изменила планы проведения фестиваля, который впервые за 25 лет прошел в непривычном для нас формате – состоялся через два года и в осенние, а не весенние каникулы.
Участниками фестиваля стали 11 коллективов и 22 исполнителя, представляющие 10 предприятий авиационной промышленности: ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (г. Верхняя Салда), ПАО «МЗИК» (г. Екатеринбург), ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область), КАЗ им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев» (г. Казань), АО «ЛЕПСЕ» (г. Киров), Филиал ПАО «ОАК» КнААЗ им. Ю.А. Гагарина (г. Комсомольск-на-Амуре), Пермская краевая общественная организация, ПАО «Роствертол» (г. Ростов-на-Дону), АО «СЭГЗ» (г. Сарапул), ПАО «Электроприбор» (г. Тамбов). Итого – 198 участников.
Оргкомитет фестиваля благодарит все творческие коллективы, всех исполнителей, руководителей творческих коллективов, председателей профсоюзных организаций, родителей за активность, неравнодушие и положительную жизненную позицию. Желаем всем новых успехов в творчестве, в профессии, крепкого здоровья! Ждем вас на очередном фестивале «Веснушка-авиа».
Фото и видео с фестиваля можно посмотреть в группе ВКонтакте.
Победители XXV юбилейного фестиваля детского самодеятельного творчества «Веснушка–Авиа, 2022»
Номинация хореография: Эстрадный танец (ансамбли)
средняя возрастная группа
1 место – Народный ансамбль современной хореографии «Акцент» (г. Казань);
младшая группа
2 место – Театр танца «Галатея» (г. Ростов-на-Дону).
Номинация хореография: Эстрадный танец (соло)
1 место – Ирина Цой (г. Ростов-на-Дону).
Номинация хореография: Современный танец (ансамбли)
средняя возрастная группа
2 место – Образцовый детский хореографический коллектив «Академия современного танца» (г. Киров);
старшая возрастная группа
1 место – Студия современной хореографии «Призвание» (г. Киров);
3 место – Танцевальная студия «Анастасия» (г. Екатеринбург).
Номинация хореография: Бальные танцы (ансамбли)
1 место – ансамбль бального танца «Радуга» (г. Сарапул).
Номинация хореография: Бальные танцы (соло)
2 место – Лозовая Полина (г. Тамбов).
Номинация хореография: Народный танец (ансамбли)
средняя возрастная группа
1 место ансамбль – Народный ансамбль современной хореографии «Акцент» (г. Казань);
старшая возрастная группа
3 место – Танцевальная студия «Анастасия» (г. Екатеринбург).
Минута Славы
1 место – Народная цирковая студия «Фантастика» (трио) (г. Пермь);
1 место – Набокова Мария (Художественное слово) (г. Казань);
2 место – Театр студии «Пластилин» (г. Сарапул);
2 место – Эстрадно-цирковая студия «Ритм» (г. Киров).
Номинация: Инструментальный жанр (соло)
младшая группа
1 место – Юлия Тюлькина (г. Киров);
старшая группа
1 место – Максим Варанкин (г. Киров);
1 место – Арина Топорова (г. Киров);
2 место – Павел Власов (г. Жуковский).
Номинация: Инструментальный (дуэт)
1 место – Анастасия Титкова и Александра Перминова (г. Киров);
2 место – Александр Калимулин и Тимофей Трекин (г. Сарапул).
Номинация: Инструментальный жанр (ансамбли)
1 место – семейный ансамбль Власовых (г. Жуковский).
Номинация: Эстрадный вокал (ансамбли)
1 место – Вокальная студия «Папины дети» (г. Верхняя Салда);
2 место – Студия эстрадного вокала «Магия звука» (г. Сарапул);
3 место – Семейный ансамбль Власовых (г. Жуковский).
Номинация: Академический вокал (соло)
старшая группа
1 место – Мариам Аббазова (г. Киров).
Номинация: Эстрадный вокал (соло)
средняя группа
1 место – Анастасия Сырчина (г. Киров);
старшая группа
2 место – Татьяна Шерстобитова (г. Екатеринбург);
3 место – Вероника Скопина (г. Киров);
3 место – Софья Пугайкина (г. Комсомольск-на-Амуре).
Награды и дипломы «За волю к победе» вручены Хасановой Милене (г. Киров), Ширяеву Максиму (г. Киров), Юговой Диане (г. Пермь), Говди Анне (г. Ростов-на-Дону), Горшениной Екатерине (г. Сарапул), Стреловой Виктории (г. Тамбов), Шайдровой Татьяне (г. Тамбов).
Приз зрительских симпатий достался модельному агентству «Viva models» (г. Киров).
Впервые на фестивале были учреждены два «Гран-при», которые вручены Софье Христолюбовой (г. Киров) в номинации эстрадный вокал (соло) и фолк-шоу группе «Озорное колесо» (г. Екатеринбург) в номинации народный вокал (ансамбли).
Е.А. Шуляренко,
руководитель отдела по работе с детьми, ветеранами, культурно-массовой, спортивной и музейной работе Профавиа
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
В преддверии государственного праздника – Дня народного единства на сцене Большого зала Дворца культуры «Роствертол» состоялась 24-я конкурсная программа «Россия – это мы!» из цикла «Вы – само Совершенство». Программа была посвящена истории России и выдающимся людям XX-го столетия. В конкурсе приняли 10 участников.
Ребята вышли на сцену в образах Сергея Есенина и Айседоры Дункан, Валерия Чкалова и Валентины Гризодубовой, Юрия Гагарина и Валентины Терешковой, Александра Зайцева и Ирины Родниной, Григория Александрова и Любови Орловой – людей, в свое время, прославивших нашу страну. В этих образах они отыграли первый эпизод «С чего начинается Родина». Во втором эпизоде «Время первых» конкурсанты показали реальные истории из жизни своих персонажей. Следующий эпизод был танцевальный, «И слышать рядом сердца стук» – прекрасный танец со сложными поддержками. Затем – конкурс сольных выступлений, а в завершение гранд-финал, дефиле в вечерних платьях и костюмах.
В итоге титул «Мисс Совершенство» получила участница под № 2 Наталья Кадушкина, а «Мистером Совершенство» стал участник под № 3 Максим Мрыхин. Все участники получили дипломы, наградные ленты, денежные премии и памятные призы, предоставленные администрацией и профсоюзным комитетом предприятия – ювелирные украшения для представительниц прекрасного пола и великолепные классические костюмы для ребят. Дружными овациями зал еще и еще приветствовал победителей и лауреатов 24-й конкурсной шоу-программы «Вы – Само Совершенство».
Людмила Никитина,
инструктор ППОО ПАО «Роствертол»,
г. Ростов-на-Дону
Фото Сергея Казмина
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
12 ноября профсоюзы Республики Башкортостан отмечают свой профессиональный праздник – День профсоюзного работника. Этот праздник установлен в знак признания заслуг профсоюзных работников республики.
В преддверии этого праздника, профсоюзная организация ПАО «ОДК-УМПО» провела торжественное совещание с профактивом, на которое пригласила председателя республиканского комитета РОБ Роспрофавиа Д. Корнеева.
Открыла совещание заместитель председателя профсоюзной организации по правовым вопросам О. Леонтьева. Она поздравила председателей цеховых комитетов с наступающим праздником и поблагодарила их за активность, ответственность и работу, порой незаметную, но такую необходимую.
С рассказом об истории праздника поделилась специалист по информационно-аналитической работе профкома ПАО «ОДК-УМПО» С. Симонова. Она отметила, что Федерация профсоюзов Республики Башкортостан до сегодняшнего дня прошла непростой, но славный путь. Изменилось многое – общественный строй, характер трудовых отношений. Но не изменилось главное: цели и задачи профсоюзов – забота о человеке труда, защита прав и интересов трудящихся.
Кроме того, в своем выступлении С. Симонова отметила, что и в дальнейшем деятельность профсоюзных активистов будет направлена на рост уровня жизни нашего населения, обеспечение социальных гарантий и развитие профсоюзного движения.
Для награждения профсоюзных активистов на сцену поднялся председатель рескома Д. Корнеев. Он отметил, что со многими из присутствующих проработал почти 25 лет, поздравил профсоюзный актив с предстоящим праздником и рассказал о работе республиканской организации и ее ближайших планах.
Д. Корнеев вручил нагрудные знаки Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, а также почетные грамоты и благодарственные письма республиканского комитета шестнадцати председателям цеховых комитетов.
Завершилось торжественное мероприятие викториной, посвященной Дню профсоюзного работника. Быстрее всех на вопрос о 100-летии ФПРБ ответила предцехкома УГМех У. Урманцева; развернутый ответ о том, кто возглавляет сегодня Федерацию профсоюзов республики, дала предцехкома цеха 4а А. Насырова; а то, когда впервые в республике отмечался День профсоюзного работника, знала предцехком цеха 19в Р. Хамитова. За правильные ответы они получили сладкие призы.
Профком ПАО «ОДК-УМПО»,
г. Уфа
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
«Всё обо всём» – именно такой стала тема интеллектуально-развлекательной игры для членов профсоюзной организации Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева. Профсоюзный комитет принял решение возобновить допандемийную традицию и организовать для сотрудников предприятия интеллектуальную игру.
Не случайно была выбрана дата для мероприятия – 3 ноября, накануне Дня народного единства. Всем хорошо известно, что совместный труд, творчество и спорт объединяют людей. Квиз саккумулировал всё это в себе, объединив людей разных профессий, жизненных взглядов и поколений.
Первым шагом на пути к победе стала задача собрать команду мечты. С этим проблем не возникло: 14 замечательных коллективов, представителей конструкторского бюро, основного и вспомогательного производства, контрактно-договорного отдела, дирекции и профсоюзного комитета предприятия в едином порыве встретились на поле интеллектуальной битвы.
Также две команды социальных партнёров предприятия приняли приглашение провести вечер четверга с толком: студенческая команда кафедры летательных аппаратов ИРТСУ ЮФУ и команда цифровой молодёжной лиги «Движение вверх». К слову сказать, ребята из команды «Движение вверх» стали самыми юными участниками этого вечера: 8 и 9 классы! Такой молодёжью по праву стоит гордиться.
Рождённые в СССР легко «брали» одни вопросы, молодое поколение – другие, а в итоге все получили заряд позитива и по-новому узнали своих коллег и друзей.
Чтобы получить заряд эмоций и адреналина, вовсе не нужно быть экстремалом. Интеллектуальные игры – это развлечение для тех, кто готов проявить нестандартное мышление и интуицию, это насыщенная викторина с подборкой вопросов из разных сфер жизни. А главное – логика, быстрота реакции, чувство юмора и внимательность стали инструментами, направленными на повышение эффективности командной работы.
По итогам всех туров игры победителями стали: I место – команда «Друзь не пришёл»; II место – команда «Ихние тута»; III место – команда «Адреналин». Кроме того, рандом помог определить победителя в номинации «За волю к победе». Этот приз заслуженно достался команде Совета молодёжи предприятия.
«За самое креативное название» приз получила женская сборная команда с говорящим названием «Я всегда права!». Также организаторы отметили команду юных волонтёров.
Авиастроение – высокотехнологичная отрасль, в которой работают высококлассные специалисты. Профсоюзная организация силами квиза, как мозгового штурма, сплотила и зарядила всех на новые трудовые подвиги. А самый популярный вопрос у всех после игры: когда повторим?
Ю.А. Кошелева,
председатель информационно-аналитической комиссии ППОО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»,
г. Таганрог
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
3 ноября в Белокалитвинском гуманитарно-индустриальном техникуме состоялось мероприятие, посвященное 82-й годовщине среднего профессионального образования под названием «День СПО!».
Студенты молодежной профсоюзной организации подготовили концертную программу и самые теплые пожелания для своих любимых преподавателей, мастеров производственного обучения, а также для всех сотрудников БГИТ.
В профессиональном образовании особую роль играют преподаватели. Нет на земле человека, который бы добрым словом не вспомнил педагога, давшего ему путевку в большую жизнь. Какое же огромное сердце нужно иметь, чтобы изо дня в день, из года в год так щедро раздавать его по кусочкам студентам! И какой доброй, терпеливой и нестареющей должна быть душа, которой обладают наши педагоги!
В начале мероприятия выступила директор техникума Ольга Евгеньевна Крашнева, имеющая в своем активе нагрудный знак профсоюза «За содружество». Пожелав своим коллегам всего самого наилучшего, она вручила преподавателям И.А. Казанову, О.А. Васильевой, А.А. Рожко (председателю Молодежного совета профсоюзной организации техникума) благодарственные письма от министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Не остался без внимания обновленный педагогический состав, который торжественно поклялся быть для студентов настоящим примером, за что и заработал свой первый педагогический хлеб!
Посвящение в студенты состоялось в форме конкурса. На протяжении почти месяца первокурсники, их кураторы и классные руководители готовили творческие визитки на заданные темы – «Я и ПРОФессиЯ», «Студенческая жизнь», «Будущее – это МЫ!». Все 9 групп максимально ответственно подошли к заданию и приняли участие в конкурсе.
В этот прекрасный осенний день большая семья БГИТ пополнилась новыми полноправными студентами, которые торжественно произнесли клятву первокурсника, которую зачитала председатель студенческого совета техникума Бакуменко Виктория.
После произнесения клятвы первокурсники стали обладателями высокого звания – «Студент», после чего произошло традиционное окропление. Считается, что тот, на кого упадут капли нашей воды, будет учиться только на «4» и «5» и уж точно не будет изгнан из нашего техникума. Право провести окропление было предоставлено одному из лучших студентов БГИТ, старшему куратору Матвиенко Дмитрию.
Добавил изюминку в мероприятие еще один выпускник, основатель рок-группы, в составе которой преимущественно студенты БГИТ, Осипенко Сергей, который подарил всем присутствующим фейерверк эмоций от музыкальной композиции «Я – студент!».
В финале мероприятия вокалисты Молодежного совета и все участники концертной программы спели песню «Радуйся!».
Антон Юдин, Даниил Попович,
члены Молодежного совета Белокалитвинского гуманитарно-индустриального техникума,
г. Белая Калитва
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
В честь 105-летия завода «Электроприбор» был объявлен смотр-конкурс произведений (изделий, поделок) изобразительного и прикладного видов искусства, изготовленных работниками и ветеранами предприятия. Он получил название «Калейдоскоп» и проводился с целью популяризации народного творчества с учётом того, что 2022 год объявлен в России Годом народного искусства и материального культурного наследия. К участию в смотре-конкурсе приглашались все работники завода, а также неработающие пенсионеры, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребёнком.
В октябре в помещении отдела технического обучения была организована выставка работ, представленных на конкурс. Более ста работ, среди которых картины, вышивки, вязания, шитьё, плетения, цветочные композиции, работы из бисера… Кажется, все виды рукоделия здесь присутствуют. Осматривая всё это великолепие, ещё раз убеждаешься, какие талантливые люди работают на нашем заводе.
Отдельное слово о работе столяра цеха № 14 Ивана Ильича Гаврилова. Он из дерева делает чудесные композиции. На этот раз мы увидели телегу, загруженную якобы зерном, и мельницу, к которой крестьянин повёз бы это зерно. Его племянник Сергей Гаврилов соорудил крестьянское подворье с домиком, колодцем… А вот великолепные вышивки ветеранов цеха № 40 Галины Тимофеевны Андреевой и Юлии Михайловны Константиновой. Картины красивые и эмоциональные. Рисунки сельского дома Гульсины Суфияновны Йордановой из цеха № 6 вызвали добрые воспоминания детства у многих посетителей. А сколько эмоций в картине «Ангел» Галины Борисовны Золотущенко, ветерана цеха № 20! Нина Рахимовна Носкова, ветеран цеха № 6, проявила себя в нескольких жанрах. Всех восхитили её вологодские кружева, мало кто остался равнодушным к чайному сервизу, сшитому из тканей.
Дружно выступил общий отдел. У них и картины, и вязание, и вышивки. А еще восхищают композиции из бисера (тончайшая работа!), представленные бухгалтером отдела № 9 Марией Попович и ветераном цеха № 20 Лидией Ильиничной Пастуховой.
Свою военную композицию «За Родину!» представил начальник котельной В.Г. Эдельман.
В таком конкурсе невозможно решить, кто первое место занимает, а кто второе. Поэтому организаторы конкурса решили поощрить всех и учредить специальные призы.
Приз зрительских симпатий получил И.И. Гаврилов, столяр цеха № 14. Приз совета ветеранов завода выиграла Н.Р. Носкова, ветеран цеха № 6, за вологодские кружева. Приз совета молодёжи завода получила шлифовщик цеха № 3 О.К. Ахметова за рисунок «Ушастое счастье». Приз музея истории завода получила Г.Ю. Арефьева за серию вышивок. Приз редакции заводской газеты получила ветеран цеха № 20 Г.Б. Золотущенко за картину «Ангел». Приз профсоюзного комитета получила делопроизводитель общего отдела А.Ю. Рассадина за картину «Тройка».
Н. Гарбузова,
редактор газеты ОАО Казанский завод «Электроприбор»,
г. Казань
Фото А. Евсенейкина
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
С 28 по 31 октября в городе Кирове проходил XXV юбилейный фестиваль детского самодеятельного творчества «Веснушка–Авиа, 2022». Он состоялся на базе Дворца культуры «Родина». Его участниками стали творческие коллективы и представители городов, в которых есть предприятия авиационной промышленности и организации Профавиа: Кирова, Казани, Сарапула, Екатеринбурга, Тамбова, Жуковского, Комсомольска-на-Амуре и других.
Казанский народный ансамбль современной хореографии «Акцент» представлял Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев». В этом коллективе занимаются дети, родители которых работают на этом и других предприятиях авиационной промышленности г. Казани. «Акцент» стал лауреатом 1 степени в номинации «Эстрадный танец» и лауреатом 1 степени в номинации «Народный стилизованный танец». Жюри высоко оценило профессионализм коллектива и вручило специальный приз «За высокий уровень подготовки участников фестиваля «Веснушка–Авиа, 2022».
Также коллектив КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» представил еще одну участницу – Набокову Марию, которая выступала в номинации «Минута славы» (художественное слово) и стала лауреатом 1 степени.
НАСХ «Акцент» и Мария Набокова участвовали в гала-концерте со своими лучшими номерами.
В церемонии награждения приняли участие председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомиров, руководитель отдела по работе с детьми, ветеранами, культмассовой, спортивной и музейной работе профсоюза Е.А. Шуляренко, директор ДК «Родина» Е.А. Плотникова.
За эти дни фестиваля у конкурсантов была яркая и насыщенная программа. Участники успели подружиться с ребятами из других городов. В культурно-развлекательную программу вошли вечер знакомств, увлекательные и веселые квесты, «челендж-шоу» и экскурсии по городу с посещением музея Космонавтики и авиации, а также планетария им. Савиных.
Л.Г. Прорехин,
технический инспектор труда профсоюза в г. Казани
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Российский лайнер МС-21 получит систему мониторинга, которая позволит контролировать состояние конструкций самолета. Об этом генеральный директор Научно-инновационного центра (НИЦ) «Институт развития исследований, разработок и трансферта технологий» («ИРТ») Николай Львов рассказал в интервью ТАСС.
По его словам, система сможет в режиме реального времени контролировать состояние композитного крыла МС-21. «У нас подписаны дорожная карта и план, сейчас разрабатывается техническое задание по внедрению системы на МС-21», – отметил Львов.
Система представляет собой набор датчиков различной физической природы, включая датчики деформации, акустической эмиссии, температуры и коррозии. Датчики ведут комплексное измерение различных параметров состояния конструкций авиатехники. После обработки в специально созданном программном комплексе информация выводится на ноутбук авиационного техника.
Система фиксирует возникновение дефектов в конструкции, их развитие, появление трещин, а также информирует о возможном нарушении целостности конструкции.
В октябре в госкорпорации «Ростех» сообщили, что летный образец МС-21, который проходил испытания с двигателями иностранного производства, совершил первый полет с российскими двигателями ПД-14.
Lenta.ru
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
В канун праздников – Дня народного единства и Дня государственности Удмуртии – в конференц-зале Сарапульского электрогенераторного завода прошло торжественное собрание, на котором заводчан поздравили и.о. генерального директора АО «СЭГЗ» А.Ю. Смирнов, директор по персоналу, режиму и социальным вопросам А.С. Речич, председатель ППОО СЭГЗ С.В. Коротков. Была проведена церемония вручения различных наград и поощрений работникам АО «СЭГЗ» за достижение больших успехов в производстве, а также отдельно – за многолетнюю активную работу в профсоюзе.
Почетной грамотой Центрального комитета Профавиа награжден А.С. Смирнов, начальник бюро ремонта и обслуживания оргтехники отдела 75, председатель цеховой профсоюзной организации. Благодарность Центрального комитета Профавиа объявлена восьми профсоюзным активистам. Согласно коллективному договору, все профактивисты, получившие награды ЦК Профавиа, премированы из бюджета завода.
Также двое профсоюзных активистов награждены нагрудным знаком «50 лет в профсоюзе», денежными премиями и памятными часами, 23 – памятными знаками «Ветеран профсоюзного движения СЭГЗ» и сладкими подарками, четверо – памятными наручными часами.
Профсоюз на нашем заводе – это всегда гарантия защиты и справедливости, а профсоюзные лидеры и активисты – это пример неравнодушных людей, для которых честный труд на родном предприятии является важнейшим аспектом качества жизни.
Валентина Чухланцева,
редактор газеты «Наша Жизнь»,
г. Сарапул
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Рассказываем о новых технологиях в отечественном вертолетостроении
Авиационная промышленность сегодня стремится не просто создавать новые самолеты и вертолеты, но контролировать состояние уже летающих машин, заранее знать о возникающих проблемах и не чинить, а не допускать возникновения поломок. Такой подход может решить многие задачи, в том числе в вопросе национальной безопасности – поддержание в боевой готовности военных самолетов и вертолетов, уже поставленных в войска. Конструкторы давно задумывались над разработкой такой системы, которая могла бы осуществлять мониторинг состояния летательных аппаратов и сигнализировать о возникающих проблемах.
Первую подобную систему в России создали и уже начали внедрять специалисты Научно-инновационного центра «Институт развития исследований, разработок и трансферта технологий» (НИЦ «ИРТ»). Первопроходцем, получившим эту уникальную систему мониторинга состояния, стал вертолет Ка-52М.
ТАСС поговорил с научным руководителем НИЦ «ИРТ» Владимиром Каргопольцевым и с генеральным директором компании Николаем Львовым о возможностях авиационной системы мониторинга, перспективах ее применения на военных и гражданских самолетах и вертолетах, а также о том, почему система комплексного мониторинга «откроет новую эру в эксплуатации авиационной техники и ее разработке».
Тело человека – уникальная интеллектуальная система, пронизанная нервными окончаниями, рецепторами, тысячами километров сосудов. Если что-то начинает выходить из строя, то рецепторы посылают сигналы о возникших сбоях и проблемах. Это дает возможность вовремя среагировать и успешно «чинить» наш организм, не доводя до критических ситуаций. Аналогичную систему мониторинга для летательных аппаратов создают сегодня специалисты авиационной отрасли.
О разработке системы диагностики состояния самолета или вертолета говорили еще инженеры в 70-х годах прошлого века, но тогда в их арсенале не было достаточных технических решений.
Возможность сегодня создавать миниатюрные датчики различной физической природы, использовать новые материалы и прочное оптоволокно позволила разработать и начать внедрять систему постоянного мониторинга состояния конструкций самолета/вертолета, которая, как сосуды и рецепторы в теле человека, пронизывает жизненно важные системы и агрегаты машины.
«Хрусталь»
В России программа по созданию комплексной системы мониторинга самолетов и вертолетов на базе отечественных решений с использованием датчиков различных физических свойств началась в 2015 году, когда НИЦ «ИРТ» и Фонд перспективных исследований (ФПИ) запустили научно-исследовательскую работу «Хрусталь». В качестве соисполнителей в ней участвовали институты Российской академии наук, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) и другие организации.
Работа была успешно завершена в 2017 году и показала, что принципиально возможно на участке композитного материала размером метр на метр тремя маленькими датчиками определять место энергии удара и возникновение трещин при отсутствии внешних видимых повреждений композитной панели.
Как рассказал ТАСС научный руководитель НИЦ «ИРТ» Владимир Каргопольцев, в настоящее время проблема внедрения системы мониторинга состояния конструкций стоит особенно остро. Это связано с масштабным внедрением новых материалов (в частности, композитных материалов в различные элементы конструкции летательных аппаратов, в том числе силовые композитные конструкции), внедрением новых производственных технологий, все расширяющимися областями эксплуатации летательных аппаратов, по которым отсутствует значимый опыт их применения.
Как отметил ученый, наиболее проблемный вопрос композитных материалов – вопрос, связанный с их ударостойкостью и возникновением внутренних трещин. «Если по старым материалам был накоплен огромный опыт, были разработаны специальные теории по развитию трещин, стойкости металла, то по композитам этот опыт отсутствовал. Это была проблема не только наша. Это проблема, над которой работал и работает весь мир», – признался Владимир Каргопольцев.
По его словам, несмотря на очевидность решений по созданию системы мониторинга на основе датчиков, разработчики столкнулись с определенными трудностями. «Казалось бы, все понятно – внедряй датчики, снимай показания, но возникало множество проблем: датчики должны быть высоконадежные, точные, миниатюрные. Внедрение их в конструкцию не должно приводить к потере регулярности среды конструкции. Также они должны быть небольшие, чтобы не быть источником возмущений при нагружении конструкции. Кроме того, чтобы уловить все особенности состояния летательного аппарата, датчики должны иметь разную физическую природу – датчики акустической эмиссии, деформации, температуры, коррозии и другие», – сказал научный руководитель НИЦ «ИРТ».
Российским специалистам удалось с успехом выполнить работу и создать систему, показывающую «здоровье» летательного аппарата и прогнозирующую возможные отказы. Датчики системы непрерывно контролируют состояние значимых элементов конструкции машины в процессе полета, в том числе от начала появления дефектов до развития и появления трещин и возможного нарушения целостности конструкций.
«Мы с помощью этой системы понимаем не только состояние машины, мы можем понять всю историю развития проблемы. Можем прогнозировать остаточный ресурс летательного аппарата и наступление предотказного состояния», – рассказал Каргопольцев.
Ученый отметил, что на очереди дальнейшее развитие системы с использованием нового поколения датчиков с расширенными возможностями, увеличение охвата контролируемых элементов летательных аппаратов, их агрегатов и систем. «Особенно важным и приоритетным является создание и внедрение нового поколения программных продуктов с широкими возможностями применения, в том числе для анализа больших массивов собранной информации», – отметил Владимир Каргопольцев.
Николай Львов, руководитель компании ООО НИЦ «ИРТ»: Мы сделали систему для лопастей на летающей лаборатории вертолета Ми-24. Затем сделали уже системы более продвинутого поколения для композитных конструкций крыла перспективного военного самолета. В настоящее время мы уже завершили государственные испытания системы, являющейся составной частью вертолета типа Ка-52М. В данный момент система серийно поставляется и устанавливается на всех модернизированных машинах, входит в базовую комплектацию.
Он уточнил, что получаемая сегодня с Ка-52М информация включает в себя данные по работоспособности основных элементов конструкции вертолета и в целом о его состоянии, включая остаточный ресурс и ресурсы отдельных элементов. «Система контролирует состояние ключевых элементов конструкции вертолета и их взаимодействие, что позволяет определять «здоровье» вертолета в целом и его отдельных агрегатов и показывать их остаточный ресурс, оценить готовность вертолета к выполнению полета», – сказал Львов.
Вся информация о состоянии вертолета собирается и хранится на электронном бортовом накопителе. По регламенту техник после посадки машины снимает показания: информация сохраняется на специальный ноутбук, где в том числе установлено соответствующее программное обеспечение – «Электронный паспорт».
По словам разработчиков, у пользователей не должно возникнуть никаких проблем в трактовке полученных результатов: высвечивается подробное и простое меню, где авиационный техник может выбрать любой борт (вертолет), посмотреть его состояние в целом, а также состояние отдельных агрегатов. Так, в меню различными цветами отражается состояние контролируемых конструкций и агрегатов: зеленый (все нормально), желтый (требуется дополнительный осмотр конструкции), красный (критическая ситуация). Также выделяются превышения допустимых значений, на каком этапе полета они были получены, из-за чего, когда и почему они привели к тому, что вертолет нельзя выпускать в полет и нужно с ним провести определенные работы.
Как рассказал Николай Львов, в ходе адаптации системы под вертолеты Ка-52 разработчики НИЦ «ИРТ» работали в плотной связке с Национальным центром вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И. Камова для того, чтобы определить разумное количество точек для установки датчиков, которые дают информацию о состоянии всей машины. «Информация собирается из разумного количества точек, которые мы определили совместно с конструкторским бюро. Не один день, не один год был посвящен разработке приборно-технической части, выбору мест размещения датчиков, разработке алгоритмов обработки получаемой в процессе полета информации для определения «здоровья» конструкции», – отметил гендиректор компании.
Он также рассказал о новых возможностях, которые открываются при установке системы мониторинга состояния машины. Так, информация, полученная при эксплуатации Ка-52М с данной системой, показала сильное влияние технического состояния вертолета на эффективность применения вооружения.
На пределе возможностей
Внедрение системы мониторинга еще раз наглядно показало, насколько сильно отличается пилотирование вертолета в бою от использования машины в мирное время и даже от того, что изначально закладывалось при проектировании.
«При выполнении вертолетом различных специальных задач и при быстро протекающих (мгновенных) воздействиях на конструкцию эти отличия значительны, что требует корректной оценки их влияния на расход ресурса отдельно взятого элемента и аппарата в целом. Получаемые с помощью системы мониторинга результаты после проведения дополнительного анализа могут быть использованы для совершенствования требований к аппарату и служить документальной объективной основой для совершенствования методов проектирования новых самолетов и вертолетов», – сказал Каргопольцев.
Он также отметил, что в ходе боевых действий иногда возникает необходимость использования вертолета или самолета на пределе возможностей. Это опасно возникновением «быстро текущих катастрофических процессов», о которых необходимо своевременно предупредить пилота. «С использованием информации от системы мониторинга в большом числе случаев такая опережающая информация может быть получена и в случае необходимости выведена на приборную доску пилота для принятия решения», – отметил ученый.
Полет на предельных режимах – это часто ключ к успеху, но это и большой риск для летчика и летательного аппарата. Как правило, именно на близких к предельным режимах имеет место быстрый расход ресурса, что приближает аппарат к критическому состоянию. Система мониторинга может своевременно предупредить об этом.
Революция в техобслуживании
Мониторинг состояния машин в режиме реального времени, как ожидается, полностью поменяет представление о регламенте техобслуживания летательных аппаратов. Сейчас у машин все как когда-то было у людей во времена ежегодной диспансеризации – раз в год самолеты и вертолеты отправляются на техническое обслуживание. Но в этих единых нормативах не учитывается то, как эксплуатировались вертолеты и самолеты в течение года: выполняли боевые задания или рутинные полеты.
Владимир Каргопольцев, научный руководитель НИЦ «ИРТ»: Детальное знание предыстории эксплуатации аппарата позволяет рационально построить процесс технического обслуживания, определить сроки его проведения и содержание, оптимизировать логистические процессы и операции, предполагаемая экономия <…> может составить не менее 30%.
Сбор информации о техническом состоянии летательных аппаратов позволит заранее знать, что через какое-то время нужно будет менять определенные узлы и агрегаты, заранее их заказать и снизить время и расходы на обслуживание машин. «Здесь мы переходим от нормированного технического обслуживания к обслуживанию по состоянию. Это совершенно новая эра в эксплуатации авиационной техники и ее разработке», – отметил ученый.
Самое главное, что постоянный мониторинг жизненно важных элементов летательных аппаратов позволит поддерживать уровень боеготовности строевых машин на очень высоком уровне. Как сообщил Николай Львов, специалисты НИЦ «ИРТ» вместе с НЦВ «Миль и Камов» и Минобороны России планируют менять регламент обслуживания техники, оснащенной системой мониторинга состояния.
От беспилотников до военных кораблей
Как рассказали создатели системы мониторинга, цель, которую перед собой ставил коллектив компании, – не просто выдать результат «в пробирке», а разработать удобное для авиапромышленности решение. Для этого велась плотная работа с конструкторскими бюро, которые регулярно давали разработчикам обратную связь. Вместе специалисты определяли, где лучше располагать элементы системы, чтобы снимать точные показания.
По словам гендиректора НИЦ «ИРТ», сейчас система находится в первом поколении своего развития и устанавливается на вертолеты Ка-52М. Причем предполагается внедрение этой системы на все уже построенные машины этой серии.
Николай Львов также отметил, что функционал системы можно расширять. Основа обновленной системы мониторинга для Ка-52М уже спроектирована. «В дальнейшем мы выйдем на оценку состояния большего количества типов агрегатов и систем вертолета, чтобы позволить определять их состояние и эксплуатировать по фактическому состоянию. Не меняя блок, мы будем добавлять датчики и обновлять софт», – рассказал собеседник агентства.
Кроме того, система поможет решить такой ключевой для вертолетчиков момент, как контроль центровки и взлетного веса. Соблюдение правил центровки – это одна из ключевых проблем эксплуатации летательных аппаратов, которая сильно отражается на пилотировании.
«Мы уже опробовали возможность контроля центровки и взлетной массы на Ми-8. На вертолет были установлены дополнительные датчики на стойки шасси, при этом сам бортовой блок не менялся. Система будет определять и выдавать персоналу данные по летному весу и центровке груза», – рассказал Львов.
При этом планируется масштабирование системы мониторинга на другие летательные аппараты. Ка-52М стал первой машиной, также системой планируется оснащать вертолеты Ми-8 и Ми-26. «Сейчас у нас готовятся сертификационные полеты на гражданских Ми-17 для того, чтобы уже сертифицировать систему на этой машине и оснащать ей гражданские вертолеты», – отметил глава компании.
Он также уточнил, что система мониторинга разрабатывалась как универсальная, то есть подходящая для всех видов техники. Руководством промышленности и военного ведомства поддерживается инициатива внедрить ее на все самолеты и вертолеты, а также транслировать это решение в космическую промышленность и судостроение. На основе локальных дорожных карт, которые подготавливаются с каждым конструкторским бюро: НЦВ «Миль и Камов», «Сухой», «МиГ», «Ильюшин» и другими, а также с ключевыми отраслевыми институтами, – формируется «Отраслевая карта создания и внедрения систем мониторинга».
Так, в режиме реального времени будут контролировать состояние композитного крыла на отечественном лайнере МС-21. «У нас подписаны дорожная карта и план, сейчас разрабатывается техническое задание по внедрению системы на МС-21», – отметил глава компании НИЦ «ИРТ».
Системой заинтересовались и в «Ильюшине», возможно, ее получат самолеты Ил-76 и Ил-476. «В компании максимально заинтересованы на первом этапе интегрировать систему в самолет Ил-76», – отметил Львов.
Также система мониторинга может устанавливаться на беспилотные летательные аппараты. В планах у разработчиков – предложить систему для установки на сухопутную, космическую технику и другие сложные инженерные системы.
На сегодняшний день система мониторинга состояния летательных аппаратов находится на гребне мировых технических достижений. И, по мнению разработчиков, ее возможности еще не реализованы полностью: разрабатываются новые датчики, дорабатывается софт, система обретает новые функции, помогая в эксплуатации сложной и дорогой техники.
Милена Синева / ТАСС
Страница 106 из 723