Глава первая
В тот день Мишка с друзьями опять пошли на аэродром. На территорию их, понятное дело, не пустили, но издалека было видно, как взлетают и приземляются самолеты, и ребята мечтали, как однажды они тоже смогут сесть за штурвал и поднять стальную птицу в воздух. Вечерело, надо было идти домой. Но где-то на полдороге Мишка похлопал себя по карману и не услышал привычного звяканья ключей. Потерял! Ну да, мальчишки прыгали, бегали и дурачились, вот и вывалились два маленьких ключика на брелке с самолетиком. Мишка во весь дух припустил обратно. Он долго шарил в траве, смотрел там и сям, но ключей нигде не было. Мишке даже захотелось заплакать, но он удержался: не может же будущий летчик распускать нюни! Он стоял и думал, что мама, конечно, рассердится, бабушка назовет растяпой, а папа скажет… да нет, папа ничего не скажет.
Вдруг неподалеку послышалось позвякивание. Мишка насторожился и увидел, что высокая трава шевелится, как будто там идет кто-то очень маленький. И тут случилось то, чего мальчик уж никак не ожидал: трава раздвинулась, и к нему вышло весьма странное существо. Оно было размером не больше Бумсика, Мишкиной морской свинки, кругленькое, с носом-пропеллером, в летном шлеме, оно смешно перебирало коротенькими ножками, а в руках держало два ключа.
– Ой! – Мишка так и сел в траву.
Существо немного скрипучим голоском спросило: – Твои ключи?
– Мо-мои…
– А то я смотрю, ходишь, ищешь, я так сразу и понял, что твои. Держи.
– С-спасибо. А ты кто?
Существо потопталось на месте, как будто раздумывало, ответить или нет, потом сообщило с важным видом:
– Я – Авиошка.
– Кто-о?
– Авиошка. Ну, есть домовые, которые дом охраняют, а мы вот, можно сказать, авиационные, охраняем самолеты и другую технику на земле и в воздухе. Если на самолете нет авиошки, всякое может произойти. Но, вообще-то, нам показываться не положено.
Мишка сглотнул. Протер глаза, помотал головой, но Авиошка не исчез, все так же стоял, переминаясь с ножки на ножку.
– А тебя как зовут?
– Миша. Слушай, Авиошка, а можно я еще к тебе приду?
Авиошка улыбнулся. – Конечно.
Так у Мишки появился новый друг. Авиошку ужасно интересовали люди. Он спрашивал мальчика про школу, про его друзей и семью. Про себя рассказал, что живет в старом самолете, который собираются списывать, а остальные заняты, новых не появлялось, и он остался без работы.
– Прямо как мой папа, – тихо проговорил Мишка. – Его недавно уволили из-за сокращения штата. И еще многих людей. Он работал на моторостроительном заводе, делал моторы для самолетов…
Эту фразу про сокращение Мишка слышал дома так часто, что запомнил. Он не очень хорошо понимал, что именно она означает, знал только, что это очень плохо, что заводу, на котором работал папа, он больше не нужен.
Авиошка весь день спрашивал своих друзей, что это за «сокращение штата», приставал с расспросами к самолетам, но никто не мог ему этого объяснить, а самолеты еще и ворчали: «Делом надо заниматься, а не задавать странные вопросы». Авиошка часто навещал свой старый самолет, который все еще стоял в ангаре, ожидая своего часа, и решил спросить у него, что же это такое. Оказалось, тот кое-что знал.
– Это происходит, когда руководители завода считают, что у них работает слишком много людей, всем надо платить, а им не хочется или они просто не могут, поскольку у завода нет денег. Вот они и увольняют работников. И зачастую делают это незаконно.
– Но как же так? – думал Авиошка, лежа ночью без сна. – Как же оставить человека без работы и денег? Ведь у него семья…
К утру Авиошке в голову пришла мысль. Он решил отправиться на завод и выяснить, можно ли как-то помочь папе Мишки. Он попрощался со старым самолетом и другими авиошками, собрался и пошел туда, где он встречался с Мишкой. Тот уже ждал.
– Миш, я тут решил пойти на моторостроительный завод, где работает твой папа. Может, смогу чем-нибудь помочь. Но я не знаю, как туда добраться.
– Я смогу тебя туда отвести, но внутрь меня не пустят.
– Да ты меня до проходной проводи, а дальше я сам.
Сказано – сделано. Мишка отправился на завод, Авиошка же сидел у него в рюкзаке и уплетал печенье, которое Мишка предусмотрительно захватил с собой.
Возле проходной Мишка раскрыл рюкзак и осторожно достал оттуда Авиошку. Тот был весь в крошках и облизывался.
– Ты прямо, как мой Бумсик, – улыбнулся мальчик. Он уже рассказал своему другу про маленькую морскую свинку, которая жила у него дома, точнее, это был «свин». Он любил спрыгивать с дивана на пол, при этом раздавалось громкое «бум!», так что имя ему очень подходило. Авиошка давно хотел пойти к Мишке в гости и увидеть Бумсика, но сейчас было не до этого.
Авиошка ловко спрыгнул на землю, махнул на прощание ручкой и потопал по коридору. Мишка посмотрел ему вслед, а потом побрел домой, завтра он встретит Авиошку, и тот расскажет, что он узнал.
Маленькому «самолетному» надо было еще пройти через турникет. Там было светло, его сразу заметят. Мимо шли две женщины, одна из них стала искать пропуск в карманах и поставила сумку на пол. Авиошка, не долго думая, прыгнул туда.
– Люба, у тебя сынишка-то летом куда-нибудь отдыхать едет? – спросила одна другую.
– В Анапе будет, путевку в профкоме дали, уже второй раз едет, – ответила Люба.
– Надо же, а я вот еще не вступила в профсоюз, все думаю – деньги у меня не лишние, это же каждый месяц платить надо…
– Да ты больше потеряешь. Но я там не только из-за путевок. Отцу, который всю жизнь на заводе работал, не хотели звание ветерана присваивать. Вот он туда и обратился, у них толковые юристы, они все и уладили. Заявление помогали составлять, в суд ездили. Сами бы мы не справились. А дочка у меня в кружке занимается, они с нашим Домом культуры сотрудничают, постоянно какие-то мероприятия устраивают. А помнишь, у нас проводили День отказа от курения?
– Да, помню, ребята с плакатами стояли, призывали бросать курить, за сигарету предлагали конфеты, игры проводили, очень интересно было.
– Ну, так это из молодежного совета ребята…
Авиошка сидел, навострив уши. Если этот самый профком помог пожилому человеку разобраться в таком важном деле, то, может, стоит заглянуть туда? Только вот как туда добраться?
Женщины распрощались и разошлись по разным корпусам. Авиошка незаметно вылез из сумки и юркнул в цветочную клумбу с розовыми тюльпанами. Он уселся между цветами и так задумался, что не сразу заметил, как к нему кто-то подкрался и тронул его лапой… Авиошка вскочил как ужаленный: над ним стоял серый пушистый кот и внимательно его разглядывал.
– Ты что, съесть меня хочешь?
Кот повел усами. – Вот еще. Съешь неизвестно что, а потом живот болеть будет.
– Я не неизвестно что, я – Авиошка. Слушай, мне очень надо к профкому попасть. Не знаешь, где он работает?
Кот рассмеялся.
– Профком – это не кто, а что. На заводе есть профсоюзная организация, защищающая права рабочих, которые вступили в профсоюз, а профком – это профсоюзный комитет, он состоит из людей, которые будут представлять профсоюзную организацию, например, когда нужно разговаривать с работодателем. Если хочешь, я тебя туда отведу, я знаю, где они работают, тут недалеко. Кстати, я – Василий.
Кот повел Авиошку по аллее, к главному корпусу. Они зашли в один из подъездов и стали подниматься по лестнице. Авиошке было неудобно прыгать по высоким ступенькам, и Василий очень осторожно взял его зубами и понес. Проскользнул в приоткрытую дверь.
– Ой, смотрите, Васенька мышку поймал! – воскликнула одна девушка.
Ее коллега, высокий темноволосый парень подошел к коту. Тот опустил Авиошку на пол и важно мяукнул. Авиошка приосанился и махнул ручкой: – Привет!
Парень вытаращил глаза. Девушка спросила: – Саша, что там?
– Катя, подойди сюда, по-моему, мне пора в отпуск…
Девушка подбежала и ахнула. – Ты кто?
Авиошка в который раз объяснил, кто он и что его сюда привело. Ребята тем временем немного пришли в себя.
Саша нахмурил лоб. – У нас на заводе были недавно сокращения. Я сейчас позову председателя профкома. Надо с ним поговорить.
Пришел председатель, энергичный мужчина средних лет. Он ахать и падать и не думал, наоборот, сразу взялся за дело, узнал у Авиошки фамилию Мишки и должность его отца, куда-то позвонил. Потом ушел, попросив маленького гостя подождать. Катя и Саша тем временем рассказывали о своей работе в молодежном совете, Авиошка пил чай, а Василию налили молока в блюдечко.
Вернулся председатель. – Вот что, Авиошка. Отца твоего друга не должны были увольнять. Скажи Мише, чтобы его папа завтра утром пришел к нам, мы с ним поговорим, скорее всего, удастся вернуть ему работу. Я уже позвонил юристам, будем разбираться.
* * *
Отца Мишки действительно восстановили в должности, а у Мишки и Авиошки появились новые друзья. Совсем скоро получилось так, что Авиошка полетел в командировку, но это уже другая история.