Утро было серое, небо затянуто тучами – осень вступила в свои права. В кабине маленького самолетика Авиошка зябко поежился, плотнее кутаясь в теплый шарфик и с благодарностью вспоминая юных мастериц из ростовского ДК. Застегнул курточку, прихваченную из дома. Лететь было еще долго, но по радио объявляли грозу. Нужно приземляться.
– Профавик! Давай садиться, пока дождь не начался!
– Да знаю, знаю, – пропыхтел Профавик.
Он уже порядком устал: они решили не останавливаться и летели всю ночь, но виду не показывал. Неожиданно самолетик сильно тряхнуло порывом ветра, а по стеклу кабины застучали капли.
– Говорил нам Саша, что надо установить навигатор… – Авиошка всматривался в карту – похоже, они отклонились от курса.
– Ничего, успеем. Сейчас мне все равно садиться некуда, хоть бы полянка какая…
Но ветер усиливался, потемнело. На душе у Авиошки стало неспокойно, он знал это чувство, оно никогда его не подводило.
– Профавик! – крикнул он. – Давай садиться! Срочно!
Тот и сам знал, что дело плохо, и стал понемногу снижаться. Если им повезет и покажется хоть просвет между деревьями… Но внизу по-прежнему колыхалась желто-красно-зеленая масса. Вдалеке громыхнуло, похоже, гроза начнется раньше, чем они думали.
Профавик продолжал опускаться. Еще немного, и его шасси начнут задевать верхушки деревьев. Блеснула молния, а затем раздался оглушительный гром.
Неожиданно деревья расступились, самолетик устремился туда и сел на маленькую полянку. Вернее, не совсем сел: сначала он почти упал на высокий раскидистый куст, а потом соскользнул на влажную мягкую траву.
– Авиошка, ты жив? Ничего не сломал?
– Да вроде жив и даже цел. А ты?
– И у меня порядок. Я привычный.
Друзья, оглядевшись, увидели поваленное дерево, на его толстых корнях Авиошка растянул большущий тент, под которым поместился Профавик, и залез в кабину. Они обсудили произошедшее и пришли к выводу, что все могло быть не так удачно.
– Мы с тобой слишком уж беспечные, – вполголоса говорил Авиошка. – Знали же, что надо было установить необходимую аппаратуру, не рисковать, летая в непогоду…
Профавик кивнул – что тут скажешь, но зато теперь они будут готовиться, как следует. На ошибках учатся.
Авиошка свернулся в клубочек в кабине и накрылся пледом. Разводить костер, чтобы вскипятить чаю, было нельзя – рядом был Профавик, а пары бензина, как всем известно, взрываются (вот почему взрослые говорят, что на бензоколонках нельзя курить). Делать нечего, они устали, надо было хоть немного поспать.
Они проснулись ближе к вечеру, Авиошка приподнял тент – дождь прекратился, заходящее солнце заливало лес мягким светом. По небу плыли маленькие золотисто-розовые облака. С веток то и дело срывались сверкающие капли, приятно пахло опавшей листвой.
– Какая красота! – Авиошка скинул куртку и побежал по мокрой траве, потряс ветку куста, чтобы умыться. Профавик выкатился из-под тента, потряхивая крыльями – разминался. Тут с дерева упала ореховая скорлупка и чуть не попала в Авиошке в лоб. Вторая негромко стукнула по крылу самолетика.
Друзья посмотрели вверх. Высоко-высоко на елке сидел маленький зверек с пушистым хвостом и увлеченно лущил шишку, скорлупа так и летела в разные стороны.
– Эй, наверху! – крикнул ей Авиошка. – Ты чего кидаешься?
Зверек посмотрел вниз, потом спустился, уселся на нижней ветке, положил шишку рядом и стал рассматривать путешественников.
– А-а, да это же просто белка, – произнес Профавик.
– Какая-то она странная – серая, и глазищи какие огромные...
– Ну так они же к зиме линяют и становятся серыми…
Зверек таращил сверху большие-пребольшие глаза и захихикал.
– Да, я белка, но не простая, а летяга. Мы – ночные животные, и выглядим немного иначе, чем обычные белки.
– Летяги? – удивился Авиошка. – То есть, ты умеешь летать?
– Ага.
Белка молниеносно забралась на верхушку, растопырила передние лапки, показав перепонку между ними, и прыгнула вниз, но не упала, а мягко спланировала на соседнее дерево. В воздухе она напоминала маленький меховой треугольник с хвостиком.
– Ого! – восхищенно выдохнул Авиошка.
Профавик же насупился.
– Ты не летаешь, а планируешь. То есть, ты – белка-планеряга.
Белка звонко расхохоталась, повалившись на ветку и болтая в воздухе лапками.
– Так уж нас люди прозвали. А кто вы такие и что в лесу делаете?
– Да мы… – Профавик замялся, но Авиошка закончил за него. – Мы заблудились, летели всю ночь, потом попали в грозу, пришлось совершить вынужденную посадку. Нам нужно попасть в город Новосибирск, в профсоюзную организацию авиационного завода.
Белочка сидела на ветке, задумчиво покусывая кончик хвоста.
– Где этот город находится, я не знаю, но здесь неподалеку живет лесник, я покажу вам его дом. Уж он-то наверняка вам поможет.
Профавику пришлось остаться на полянке – между деревьями лететь было опасно, а высокая трава не дала бы ему катиться. Летяга попросила своего приятеля, олененка, отвезти Авиошку к леснику.
Лесник, дедушка Павел, сидел на крылечке и любовался закатом. Внимательно выслушал маленького гостя и нисколько не удивился. «Я долго в лесу живу, видал и кое-кого более странного», – усмехнулся он, поглаживая бороду, и пригласил их войти.
В домике было уютно, пахло грибами и малиновым вареньем. Авиошка невольно облизнулся. Дедушка Павел налил Авиошке чаю и положил полное блюдце ароматного варенья. Белочке насыпал пригоршню кедровых орешков, а олененку дал большую морковку – оказывается, тот был здесь частым гостем.
– Вот, – лесник ткнул в точку на карте. – Вы находитесь здесь, и ваше счастье, что не в самой чаще. А Новосибирск вот где.
– Так мы недалеко! – подпрыгнул от радости Авиошка.
– Да как сказать… Хотя если вы сюда аж от Самары долетели, то, конечно, не так уж далеко. Как хочешь, но ночью ты больше не полетишь. Пойдем-ка за твоим другом, переночуете у меня.
Олененок стал прощаться.
– Мама наверняка уже волнуется. Удачи вам! – и он убежал в лес.
Наутро дедушка Павел вышел проводить Профавика и Авиошку.
– Передавайте привет новосибирцам, у меня там, на авиационном заводе, сын работает. Профсоюзный активист, между прочим. Рассказывал, крепкая у них профорганизация, многое делает для коллектива, авторитетом пользуется. Молодежи много, о ветеранах не забывает. Потому и растет…
Друзья поблагодарили лесника. Летяге же Авиошка подарил запасной шлем, чему она страшно обрадовалась, и долго махала им лапкой с верхушки высокой сосны.
– Пока, коллеги! Прилетайте еще!
Елена Калинина