Бац! Сильный поток воздуха понес его куда-то вниз, переворачивая все вокруг. Если бы не скафандр и этот защитный, ядовито-оранжевый костюм, еще неизвестно, чем бы это закончилось.
Секунда. Две. И спокойствие невесомости заставило остановиться. Неизвестно откуда в это пространство стали сваливаться такие же обладатели стеклянно-металлических сфер с гофрированными трубками, присосавшимися сзади к матерчатым комбинезонам. В милидоли секунды их подхватывали надувные «ватрушки» и рассаживали ровными рядами без всякой суеты и сутолоки. Заседание начиналось.
– Обратите внимание на последний эксперимент, который мы проводили в человеческом обществе. Для анализа был взят довольно узкий сегмент. С его результатами вас познакомит… – председательствующий запнулся, перебирая бумаги в поисках нужной фамилии.
– Давай, Авиошка, жги! – послышалось откуда-то с последних рядов, и сразу по залу цепной реакцией, с электрическим потрескиванием пошел шепоток, свидетельствующий только об одном: вот сейчас действительно начнется.
– Ну что ж. Объектом нашего исследования стал человеческий коллектив, который сплочен сразу двумя составляющими. Во-первых, это трудовой коллектив, который выполняет общую производственную программу. А во-вторых, он сплочен профсоюзом. И именно это стало для нас наиболее интересным, – на ходу начал отчет новый выступающий. Он был невысок и плечист, с крупной головой и массивными руками. На вид он мало походил на мыслителя, для которого характерно вытянутое лицо, утонченные пальцы и уход в иную реальность. Зато в нем читалась основательность и скрупулезность подхода. – Я бы сравнил его с живым организмом. Далее, – Авиошка выдохнул, и от этого его пропеллер сделал два легких оборота, явно намекая на волнение оратора.
А далее последовал доклад, который больше напоминал приключения астронавтов в космическом пространстве, потому как Авиошка не только наблюдал за экспериментом со стороны, но и сам проник в это сообщество.
Почему мы сравнили человеческий коллектив с организмом? Потому что в окружающем мире он живет по принятым во внешней среде законам. Навык соответствовать установленным нормам очень важен, потому как определяет продолжительность жизни организма, а в нашем случае – дееспособность организации. Профсоюзному движению в стране почти 90 лет, и это дельный показатель хорошей работы общественного объединения.
У любого живого существа есть кожа, оболочка. И как мы выяснили, рассматриваемая нами профсоюзная организация ее тоже имеет. Ее броня, ее кожа – это те основные постулаты, которые отстаивает профсоюз. Они становятся для каждого члена организации и объединяющим звеном, и защитой. Но это только верхний уровень.
Есть еще защита, которая исходит изнутри. Такую же функцию выполняет иммунитет организма. В профсоюзе это отдельные органы – комиссии, которые ответственны за выработку «антител» – действий по оказанию помощи клеткам. У каждой из этих комиссий своя функция: правозащитная, техническая или по трудовым спорам. Объединять их в одну систему нельзя. Сравните – в человеческом организме тоже свой иммунитет к разным заболеваниям, поэтому принято делать манту и многие неприятные уколы со странными зашифрованными названиями, типа АКДС.
Но все это общие правила и то, что мог бы определить любой исследователь, заинтересовавшийся изучением профсоюзной организации. Нас привлекла другая цель – определить, кто в профсоюзе главный, без кого он не сможет жить, не говоря уже о развитии и прочих вещах, – Авиошка сделал паузу и многозначительно осмотрел коллег, стараясь каждого зацепить глазами. – Мы разработали подобие батискафа, который бы позволил нам, ученым, проникнуть в организм, не нарушив его структуры, тем самым обеспечить чистоту эксперимента, и в то же время узнать его изнутри, оставшись незамеченными.
Основной вопрос, который нас волновал, – кто в профсоюзе главный, кто обеспечивает жизнеспособность этого организма. Кожа? – Нет. С помощью лозунгов, идей и воззрений происходит сплочение, но не более. Комиссии – структуры иммунной защиты, включаются только в момент возникновения угрозы, а в остальное время аккумулируют свои знания и навыки.
Поэтому мы пошли глубже и по подобию человеческого организма представили профсоюзную организацию.
Головной и спинной мозг является управляющим органом. Без его команды действия становятся разлаженными, речь бессвязная, а жизнедеятельность превращается в простое существование. В профсоюзной организации тоже есть свой главный управляющий орган – профсоюзный комитет, который принимает важные решения и согласовывает действия в единое целое. Но вот насколько он главный?
Вы можете не согласиться с нашими выводами, но мы пришли к заключению, что профсоюзный комитет, хоть и стоит во главе, но не является основополагающим органом, от которого зависит жизнь профсоюзной организации.
Человеческому мозгу (с ним мы сравнили профком) нужен кислород, который поступает к нему благодаря работе сердца. Этот насос – целая система поочередных действий разных желудочков и предсердий. А теперь назовите каждую эту сердечную камеру профсоюзной комиссией – по спорту или работе с молодежью, по культмассовой или информационной работе. Здесь важны ритмичность и последовательность мероприятий. И как-то по-другому теперь звучит поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух».
Но и человеческое сердце в организме не главное, хоть от него и зависит практически все. Его основная функция – заряжать клетки энергией, чтобы те могли напитать все органы. А как оно будет работать без крови, которая является носителем кислорода и различных полезных веществ? Поэтому мы и решили предположить, что на первом месте по значимости должна стоять именно она. В профсоюзе схожую функцию выполняют предцехкомы и председатели профбюро. Именно они являются носителями идей, могут донести до каждого члена профсоюза важную информацию, дать сигнал техническим и правовым инспекторам о том, что нужно встать на защиту.
И здесь есть свои «но». Всю положительную энергию предцехкомы должны отдавать во вне, другим членам профсоюза, с которыми общаются. Чем интенсивнее происходит обмен, тем здоровее становится атмосфера в подразделении, тем интереснее становится здесь работать.
Поэтому, наверное, главными в профсоюзе являются простые члены организации – работники цехов и отделов, от здорового запала которых множатся силы у всего большого коллектива, где становится интересно жить и работать.
Татьяна Михайловна Маранцева,
начальник бюро отдела по социально-оздоровительной работе ООО «СЭПО-ЗЭМ»,
ППО АО «СЭПО» Профавиа,
г. Саратов
Лауреат Отраслевого конкурса на лучшее литературное произведение о символе профсоюза – Авиошке
в номинации «Проза»