1. В настоящее время компенсации устанавливаются за работу на тяжелых и вредных условиях труда на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/П-22 (далее – Список) и Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 387/22-78 от 03.10. 1986 г. (далее – Перечень).
Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 57, 92, 117, 147, 219 и др.), а также постановлением Правительства № 870, приказами Минздравсоцразвития РФ № 173н и № 569 от 31 августа 2007 г. (порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда) вводятся дополнительные условия для установления компенсаций – это работа в опасных условиях труда.
По нашему мнению, введение дополнительных условий (опасные условия труда) для выплаты компенсаций является неоправданным, т.к. опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуются уровнем факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.
В этой связи гигиеной труда и нормами трудового законодательства работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается, за исключением случаев ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций.
Предложение: внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ в части исключения основания для предоставления компенсаций за работу в опасных условиях труда.
2. Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда устанавливаются минимальные компенсации (сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней и повышенная оплата труда не менее 4% тарифной ставки).
Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда вредные условия труда по степени вредности относятся к третьему классу, который начинается со степени 3.1.
В силу пункта 1 постановления Правительства РФ № 870 минимальные компенсации устанавливаются, начиная со степени 3.1 третьего класса. Данный тезис подтверждается практикой судов по искам работников (решение от 28.01. 2010 г. Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга). Таким образом, пунктом 1 постановления Правительства РФ № 870 расширяется круг профессий (до уровня офисных работников), которым предусматриваются компенсационные выплаты, что может повлечь за собой неоправданные выплаты работодателями.
В соответствии с пунктом 2 упомянутого постановления Минздравсоцразвития России утвержден приказ № 173н, которым установлены в зависимости от класса условий труда компенсационные выплаты. Эти выплаты значительно ниже установленных действующими Списком и Перечнем, и они не учитывают дополнительные компенсации, которые ранее были установлены для отдельных видов экономической деятельности законами, постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными правовыми актами.
По существу это означает отмену для этих работников права приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и нормативными правыми актами и реализуемого ими конкретных правоотношений, что не совместимо с положениями статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
По смыслу указанных статей конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Предложение: отменить постановление Правительства РФ № 870.
3. Размеры компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и в зависимости от класса условий труда.
Действующим порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрены: гигиеническая оценка условий труда; оценка травмобезопасности и оценка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
По нашему мнению, для целей компенсаций достаточно проводить гигиеническую оценку условий труда, так как основным источником влияния на состояние здоровья работников являются вредные производственные факторы, которые бывает невозможно исключить или ликвидировать при существующих процессах работы.
Что касается оценки травмобезопасности, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, то данные нормы, на наш взгляд, являются избыточными. В соответствии с действующим законодательством (ст. 220 ТК РФ) работник имеет право отказаться от работы в случае не обеспечения его установленными нормами средствами индивидуальной защиты, либо от работы на станке, машине, оборудовании, если они не удовлетворяют государственным нормативным требованиям, и их применение угрожает жизни или здоровью работника.
Предложение: для целей компенсационных выплат достаточно проводить только гигиеническую оценку условий труда.
Таким образом, по сравнению с действующим порядком установления компенсаций за работу во вредных условиях труда (Список и Перечень) действующий ТК РФ, постановление Правительства РФ № 870 и приказ Минздравсоцразвития России № 173н, значительно расширяют условия и основания (опасные условия труда, установление компенсаций с класса 3, подкласса 3.1, оценка травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ) для установления компенсаций, а значит и лиц, получающих эти компенсации.
4. Предложения по действующему Списку и Перечню:
4.1. Список требует изменений с учетом действующего ЕТКС. Кроме того, по результатам аттестации рабочих мест на основании гигиенической оценки условий труда Список может как расширяться, так и сокращаться, в зависимости от изменения условий труда.
Для более эффективного использования Списка необходимо внести изменения в статью 126 ТК РФ, которые позволяют работодателю с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществлять замену действующей компенсации (дополнительного отпуска) работникам, занятым на работах в соответствующих условиях труда, денежной компенсацией. При этом ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может быть не менее 7 дней (конкретное количество минимальных дополнительных дней оплачиваемого отпуска устанавливается коллективным договором), а продолжительность сокращенного рабочего времени должна составлять не более 36 часов.
4.2. Считаем необходимым оставить без существенных изменений Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. Этот документ продолжает оставаться современным, т.к. в нем предусмотрена гигиеническая оценка условий труда, учитывается продолжительность действия влияния вредного фактора в течение смены, а также учитывается при оценке условий труда уровень превышения ПДК и ПДУ. В зависимости от степени условий труда в документе применяется балльная оценка условий труда, что придает актуальность данному документу. В документе предусмотрен дифференцированный подход по проценту надбавки в диапазоне от 4 до 24 % в зависимости от тяжести и вредности условий труда. Кроме того, в документе предусмотрена норма, которая позволяет осуществлять экспресс-оценку условий труда без дополнительной необходимости производить инструментальные замеры.
Отдел охраны труда ЦК профсоюза