От первичных профсоюзных организаций в ЦК профсоюза поступают сведения о том, что работодатели некоторых предприятий ликвидируют существующие на предприятиях здравпункты. Основаниями для таких решений представляются отсутствие финансирования, вывод непрофильных производств, недостаточная численность персонала предприятия в результате сокращений и плачевное состояние оборудования и помещений здравпунктов, не позволяющее получить лицензию. Ставится вопрос: кто и как окажет первую помощь пострадавшему на производстве работнику? Законодательством установлен следующий порядок. Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
С этой целью работодатель в соответствии со статьей 223 ТК РФ по установленным нормам обязан оборудовать помещения для оказания медицинской помощи и создать санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
Нормы и порядок оборудования помещений изложены в разделе «Помещения здравоохранения» СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания.
Требования к комплектации аптечек изделиями медицинского назначения для оказания первой помощи работникам установлены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ (МЗСР РФ) от 5 марта 2011 года № 169н.
В оборудованных и укомплектованных персоналом помещениях обеспечивается работа врачебных (фельдшерских) здравпунктов для оказания медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи установлен в Приказе МЗСР РФ от 23 марта 2011 года № 233н. Этим же Приказом в Положении о врачебном (фельдшерском) здравпункте установлено, что здравпункт является структурным подразделением предприятия и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам предприятия, в том числе для организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Структура здравпункта и штатные нормативы медперсонала определяются исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемых работников и утверждаются руководителем предприятия.
Конкретные требования по аккредитации и лицензированию здравпунктов ранее были изложены в пункте 1.3 приложения № 3 и в пункте 1.3 приложения № 5 приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 23 июня 1994 года № 130, который утратил силу. В приказе МЗСР РФ от 23 марта 2011 года № 233н прямых указаний по аккредитации и лицензированию здравпунктов нет, однако требования по лицензированию установлены в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями на 18 июля 2011 года).
Отдел охраны труда ЦК Профавиа