18 октября 2017 года в рамках осенней пленарной сессии состоялось заседание комиссии ЦК Профсоюза по охране труда и здоровья трудящихся, на котором был рассмотрен ряд вопросов: о выполнении положений раздела «Охрана труда» Отраслевого Соглашения, о практике проведения специальной оценки условий труда на предприятиях Самарской области, об утверждении методических рекомендаций для профсоюзного актива по охране труда, о реализации техническими инспекторами труда Профсоюза п.117 Отраслевого соглашения на 2017–2019 гг. и практике проведения независимой экспертизы условий труда работника, в случаях отказа в назначении ему досрочной пенсии по Спискам № 1, № 2 и «малым спискам».
Было отмечено, что в настоящее время основой для создания на предприятии эффективно работающей системы управления охраной труда является «Типовое положение системы управления охраной труда», утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н.
Однако для внедрения и реализации этой системы необходимо создать полноценный механизм мониторинга качества производственной среды. Мониторинг позволит видеть реальную картину состояния условий труда.
На отраслевых предприятиях внедряются новые технологии и материалы, старые риски нивелируются, а новые появляются. В этой связи по-новому взглянуть на то, что происходит с условиями труда на предприятиях нашей отрасли, как реализуются положения раздела Охрана труда Отраслевого Соглашения, направленные прежде всего на создание безопасных условий труда.
Практика показывает, что совместные действия профактива и специалистов служб охраны труда на принципах социального партнерства значительно повышают эффективность контроля охраны труда на предприятиях, тем самым помогают решать проблему неукомплектованности штатов служб охраны труда предприятий. По состоянию на 1 января 2017 года, штаты служб ОТ не укомплектованы на 48% предприятий. В целом по отрасли дефицит специалистов по охране труда составляет 23,6%.
Также отмечена положительная практика по обмену передовым опытом, на ежегодно проводимых отраслевых конференциях по обеспечению безопасности труда работников, которые также способствуют, развитию партнерских отношений профсоюзной стороны и представителей администрации предприятий.
В отрасли избрано более четырех тысяч уполномоченных по охране труда и 43 технических инспектора труда Профсоюза, которые в своей работе реализуют принцип социального партнерства для организации контроля в области охраны труда.
Однако они не в полной мере использовали свой потенциал для того, чтобы осуществить реализацию на практике всех имеющихся договоренностей и положений Отраслевого Соглашения.
Одна из причин – крайне низкая мотивация работы уполномоченных. Только 21% предприятий реализовали п. 101 Отраслевого Соглашения – предусмотреть возможность поощрения уполномоченных по представлению выборного коллегиального органа Профавиа единовременной выплатой по результатам работы за календарный год в размере 50% среднемесячной заработной платы.
Одно из важных направлений проведение специальной оценки условий труда, которая является ключевым в оценке состояния условий труда на предприятии. Однако специальная оценка условий труда на предприятиях проводится не лучшим образом.
Несмотря на значимость этого мероприятия, в некоторых организациях спецоценка совсем не проводится или проводится с нарушениями порядка ее проведения. О чем свидетельствуют жалобы работников в прокуратуру, и даже президенту Российской Федерации В.В. Путину.
В соответствии с Отраслевым соглашением по авиационной промышленности работодатели взяли на себя обязательство обеспечить проведение оценки условий труда на всех рабочих местах. Однако только 48% работодателей провели стопроцентную оценку условий труда. Среди них АО «Авиадвигатель» г. Пермь, АО «Научно-производственное предприятие «Респиратор», Федеральное казенное предприятие «Воскресенский государственный казенный агрегатный завод» и другие.
По результатам проведенной оценки условий труда отнесено к вредным и опасным классам условий труда 120806 рабочих мест. Удельный вес численности, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составил 26,8%.
В профилактических целях для укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных производственных факторов и сохранения здоровья работников, занятых на работах с вредными условиями труда, следует выдавать молоко или другие пищевые продукты.
Соглашением предусмотрена договоренность – выдавать работникам молоко за наличие факторов производственной среды, поименованных в перечне к приказу 45н. Однако анализ реализации ОС показал, что есть проблема с реализацией п. 103 Соглашения.
Только 68% предприятий имеют эту норму. Руководствуясь п. 103 Соглашения первичные профсоюзные организации добились включения в коллективные договоры обязательств работодателей выдавать бесплатно молоко за наличие, а не за превышение ПДК, среди них ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», ПАО «Электроприбор» г. Тамбов, АО «Обнинское научно-производственное предприятие» «Технология» имени А.Г. Ромашина», АО «Мичуринский завод «Прогресс», ОАО «ВЭЛКОНТ» г. Киров и другие.
Немаловажное значение для работников имеют компенсационные выплаты. Работодателями выполняется п. 92 ОС – устанавливать гарантии и компенсации не ниже минимальных размеров, установленных законодательством.
Отмечено, что 39% работодателей расширили рамки и предоставляют работникам повышенные размеры гарантий и компенсаций, среди них: ФКП «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» и АО «ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка» (МО), АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» г. Киров, АО НПП «Измеритель» г. Смоленск, ПАО Корпорация «Иркут» и ряд предприятий.
Это способствует прежде всего сохранению жизни и здоровья работников.
Тем не менее, ежегодно по той или иной причине в отрасли гибнут работники. При этом, только на 65% предприятий в КД включены обязательства работодателей за счет своих средств производить выплаты семье погибшего работника в результате несчастного случая на производстве.
Задача Профсоюза – стремиться к принципиальному изменению производственной среды и культуры производства. Это одно из ключевых условий создания рабочих мест нового качества, что несомненно будет способствовать сохранению жизни и здоровья работника – члена Профсоюза.
Комиссией было принято решение предложить профсоюзной стороне Отраслевой комиссии при формировании нового Отраслевого Соглашения учесть предложения, высказанные в критических замечаниях участников съезда и пленумов.
Следующим вопросом комиссия рассмотрела практику проведения специальной оценки условий труда на предприятиях Самарской области.
В Самарской областной организации Профсоюза были обеспокоены тем, что после принятия Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатели, не имея достаточного финансирования для принятия предупредительных и профилактических мер, направленных на улучшение условий труда, будут снижать затраты и прочие издержки за счет работников, в том числе путем лишения их гарантий и компенсаций, предоставляемых ранее.
Обоснованная обеспокоенность была вызвана и тем, что в ходе предусмотренной процедуры проведения специальной оценки условий труда не была в полной мере исключена вероятность нарушения прав и законных интересов работников.
В сложившейся ситуации перед организациями Профсоюза Самарской области была поставлена задача обучить профсоюзный актив, разъяснив существенное отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест, роль каждого работника, подчеркнув задачи и требования, стоящие перед профсоюзными лидерами в процессе проведения специальной оценки условий труда.
В 2014 году в ПАО «Кузнецов» и его обособленных подразделениях «Винтай» и «Управленческий» проведено обучение председателей цеховых комитетов, уполномоченных по охране труда совместно с руководителями подразделений непосредственно на предприятиях по теме «Роль профсоюзов в охране труда и проведении спецоценки».
В 2014 году состоялся пленум Самарской областной организации основной темой которого стало рассмотрение итогов и задач «Отчет о работы областного комитета Профсоюза по улучшению условий и охраны труда и роли профсоюзов по проведению спецоценки».
Для председателей комиссий охраны труда и представителей служб охраны труда предприятий проведена презентация «Специальная оценка условий труда» в рамках которой были даны четкие разъяснения различия между проведением АРМ и СОУТ. Участники семинара обсудили проблемные вопросы по проведению специальной оценки условий труда.
В 2015 и 2016 годах для председателей комиссий охраны труда профкома первичной профсоюзной организации, членов комиссии областного комитета с приглашением специалистов службы охраны труда предприятий на базе областного комитета проводилось обучение по следующим темам:
- «Роль профсоюзов в охране труда и проведении спецоценки»;
- «Об идентификации и измерении световой среды, шума при проведении специальной оценки условий труда»;
- «Особенности экспертизы качества специальной оценки условий труда»;
- «О нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
На всех предприятиях, входящих в Самарскую областную общественную организацию, для уполномоченных по охране труда, представителей служб охраны труда, ответственных за охрану труда от администрации цехов и отделов проведены выездные обучающие семинары-совещания.
Выездные обучающие семинары проводились главным техническим инспектором ФПСО О.В. Буценко и заведующей отделом охраны труда областного комитета, главным техническим инспектором труда В.М. Медведевой.
В лекционной программе особое внимание уделялось вопросам реализации на практике ч. 3 ст. 15 421-ФЗ, в том числе в части обеспечения сохранения ранее действующих гарантий и компенсаций. Давались рекомендации по применению ст.15 421-ФЗ, по участию и присутствии при проведении замеров при проведении СОУТ, разъяснения об обязанности эксперта дать ответ на все вопросы работника и т.д. Даны разъяснения не только о правах, но и обязанностях работника знакомиться с результатами СОУТ и обязательно подписывать, возможно с особым мнением, карту спецоценки.
На семинарах по спецоценке на предприятиях участники получали информации и ответы на многочисленные вопросы по самым разным направлениям.
Регулярно, по заданию ЦК Профсоюза, Федерации профсоюзов Самарской области проводился мониторинг по спецоценке. В мониторинге участвовали все предприятия.
Вопросы о проведении спецоценки на предприятиях заслушивались на заседаниях президиума областного комитета. Регулярное обучение и разъяснение законодательства, многочисленные информационные материалы в виде листовок, постоянная планомерная работа первичных профсоюзных организаций с представителями работодателей по вопросам специальной оценки условий труда позволили предотвратить социальную напряженность, недовольство работников и работодателей.
По данному вопросу комиссия приняла решение опыт Самарской областной организации признать положительным и предложить его применение в организациях Профсоюза.
Следующим вопросом повестки дня заседания комиссии было рассмотрение и утверждение 11 методических рекомендаций:
1. Для проведения обследования предприятия по вопросу контрольно-профилактической работы служб охраны труда и уполномоченных по охране труда в системе 3-х ступенчатого метода контроля.
2. Для проведения обследования предприятий по вопросу соблюдения требований норм и правил охраны труда при выполнении работ на кузнечнопрессовом оборудовании.
3. Для проведения обследования предприятия по применению законодательства о специальной оценке условий труда.
4. Для проведения обследования предприятия по вопросам обеспечения работающих молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.
5. По соблюдению постановления министерства труда и социального развития РФ № 73 от 24.10.2002 г. при расследовании несчастных случаев на производстве.
6. Для проведения обследования предприятия по соблюдению требований норм и правил охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
7. Для проведения обследования предприятия по вопросам обеспечения работающих санитарно-бытовыми помещениями.
8. Для проведения обследования предприятия по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
9. Для проведения обследования предприятия по вопросам контрольно-профилактической работы предприятий в системе управления охраной труда.
10. Для проведения обследования предприятия по вопросам обеспечения работающих смывающими и (или) обезвреживающими средствами.
11. По формированию в территориальных и первичных профсоюзных общественных организациях технической инспекции труда и института уполномоченных по охране труда.
Следующим вопросом комиссия рассмотрела вопрос о реализации техническими инспекторами труда п.117 Отраслевого соглашения на 2017–2019 гг. и практике проведения независимой экспертизы условий труда работника в случаях отказа в назначении ему досрочных пенсий по Спискам № 1 и № 2, «малым спискам.
Отмечено, что по состоянию на 1 сентября 2017 года проведено 2 независимых экспертизы условий труда, по результатам которых подготовлено 2 письменных заключения.
Независимые экспертизы была проведены по обращениям членов Профсоюза, бывших работниц ОАО «БЭТО» в связи с отказом в установлении им досрочной трудовой пенсии по Списку № 2.
Суть обращений была в следующем.
Бывшая работница ОАО БЭТО обратилась в РОБ «Роспрофавиа» с просьбой оказать юридическую помощь для установления права на досрочную пенсию. В период с 1984 г. по 1994 г. она проработала контролером работ по металлопокрытиям в гальваническом цехе «Уфимском заводе коммутационной аппаратуры», (далее - БНПО им. С.И. Кирова, АО «Концерн-БЭТО», ОАО «БЭТО»). Имея необходимый стаж, работница обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы РБ за назначением досрочной трудовой пенсии за работу во вредных условиях труда. Однако данное Управление Пенсионного фонда РФ отказало в назначении досрочной пенсии, посчитав, что льготный стаж документально не подтвержден. В 2000 году ОАО «Концерн-БЭТО» после проведения в нем процедуры банкротства ликвидировано, при этом из него выделилось в отдельное предприятие ОАО «БЭТО», перенявшее по разделительной ведомости только часть обязанностей (активы предприятия). В связи с этим, работнице не была выдана справка, уточняющая особый характер работы.
Предприятием АО «БЭТО», по запросу РОБ «Роспрофавиа», была предоставлена вся необходимая документация для проведения экспертизы условий труда. В ходе изучения документов (типовые технологические процессы, планировки цеха) установлено, что рабочие места контролеров находились на участке покрытий, непосредственно в цехе у гальванических линий, характер выполняемых работ полностью соответствовал работам, предусмотренным ЕТКС. В заключении сделан вывод, что «Запись в трудовой книжке и выполняемая работа в период с 06.07.1984 г. по 29.06.1994 г. в качестве контролера работ по металлопокрытиям «Уфимского завода коммутационной аппаратуры», БНПО им. С.М. Кирова, АО «Концерн-БЭТО» соответствует виду работ, прямо предусмотренных «Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утв. Постановлением Совета Министра СССР от 22 августа 1956 года № 1173, Раздел XV, подраздел 5а «Браковщики (контролеры) на участках покрытия металлов»».
По результатам экспертизы подготовлено письменное заключение, выводы и доводы технического инспектора труда, содержащиеся в заключении, легли в основу принятого судом решения. Дело разрешено положительно для истца, работнику подтверждено право досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2. В качестве представителя истца по данному делу от Профсоюза выступал главный правовой инспектор труда РОБ «Роспрофавиа».
Бывшая работница ОАО БЭТО обратилась в РОБ «Роспрофавиа» с просьбой оказать юридическую помощь для установления права на досрочную пенсию. Согласно трудовой книжке в период с 1987 г. по 1992 г. она также работала контролером работ в цехе гальванопокрытий и окраски на «Уфимском заводе коммутационной аппаратуры», (далее - БНПО им. С.И. Кирова, АО «Концерн-БЭТО», ОАО «БЭТО»). В тоже время, согласно архивной выписке ГКУ Национальный архив РБ и личной карточки по форме № Т-2 с 01.04.1991 по 06.12.1992 она была переведена гальваником 2 разряда. Однако соответствующая запись в трудовой книжке не была сделана. Имея необходимый стаж, работница обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы РБ за назначением досрочной трудовой пенсии за работу во вредных условиях труда. Однако данное Управление Пенсионного фонда РФ отказало в назначении досрочной пенсии, посчитав, что льготный стаж документально не подтвержден.
Для назначения досрочной трудовой пенсии необходимо было подтвердить стаж работы и соответствие выполняемой работы в качестве гальваника работам, предусмотренным Списком № 2 от 1991 г., а именно «Гальваники (кроме занятых только на подвеске и снятии деталей, а также в автоматическом режиме закрытых ванн)».
Предприятием АО «БЭТО», по запросу РОБ «Роспрофавиа», была предоставлена вся необходимая документация для проведения экспертизы условий труда. В ходе изучения документов (типовые технологические процессы, планировки цеха) установлено, что гальваниками цеха выполнялись технологические операции по нанесению покрытий с ваннами открытого типа (с рисками отравления цианистыми соединениями и возможным попаданием химрастворов в глаза), имелся контакт с веществами 1, 2, 3 класса опасности. Заключением установлено, что характер выполняемых работ полностью соответствовал работам, предусмотренным ЕТКС.
В заключении сделан вывод, что:
«Выполняемая работа в качестве гальваника в цехе гальванических и лакокрасочных покрытий «Уфимского завода коммутационной аппаратуры», БНПО им. С.М. Кирова, АО «Концерн-БЭТО» соответствует виду работ, прямо предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10, раздел XIV, подраздел 5а, код профессии 2150500а-11629 Гальваники (кроме занятых только на подвеске и снятии деталей, а также в автоматическом режиме закрытых ванн).
По результатам экспертизы подготовлено письменное заключение, выводы и доводы технического инспектора труда, содержащиеся в заключении, легли в основу принятого судом решения. Дело разрешено положительно для истца, работнику подтверждено право досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.
Комиссия приняла решение рекомендовать техническим инспекторам труда в регионах применять практику проведения независимой экспертизы и добиваться положительных решений в судах по досрочным пенсиям.
Также комиссией был рассмотрен ряд других организационных вопросов.
Информация подготовлена отделом охраны труда ЦК Профавиа