31 марта на площади у проходной Воронежского авиационного завода, возле памятника штурмовику Ил-2, состоялся многолюдный митинг в честь 120-й годовщины С.В. Ильюшина. Его открыл председатель профсоюзного комитета ОАО «ВАСО» А. И. Башкирев, который напомнил о жизненном пути одного из ярких представителей когорты советских авиаконструкторов.
Родившийся в глухой вологодской деревне в крестьянской семье 30 марта 1894 года, научившийся грамоте самостоятельно, Сергей Владимирович Ильюшин благодаря своим недюжинным способностям вошел в высшую лигу мировой авиации. Вехи творческого пути трижды Героя Социалистического труда, лауреата государственных премий Ильюшина отмечают военные самолеты: бомбардировщики Ил-4, которые в августе 1941 года бомбили гитлеровскую столицу, штурмовики Ил-2, обеспечившие в годы Великой Отечественной войны активное подавление живой силы и техники противника. Оборонный паритет нашей страны в послевоенные годы позволили сохранить бомбардировщики Ил-28. Из прославленного ильюшинского КБ вышли в опытное, а затем и серийное производство пассажирские самолеты Ил-14, Ил-18, Ил-62, которые закрепили за нашей страной звание мощной мировой авиационной державы.
Почти восемь десятилетий воронежские самолетостроители неразрывно связаны с ильюшинским КБ. В тридцатые годы со стапелей завода сошли более тысячи самолетов ДБ-3 и Ил-4. Производство летающего танка Ил-2, самого массового самолета Великой Отечественной войны, было начато в Воронеже и продолжено в эвакуации в Куйбышеве. Около тысячи Ил-28 с маркой Воронежского авиазавода верой и правдой служили пилотам отечественных военно-воздушных сил долгие десятилетия.
Разработкой нового поколения воздушных машин с маркой Ил занимаются ученики и последователи Ильюшина, а базой их производства остается Воронежский авиационный завод. Именно здесь производились первые отечественные широкофюзеляжные лайнеры Ил-86, а в девяностые годы начато и продолжается поныне строительство лайнеров Ил-96-300, на которых совершает перелеты руководство нашей страны.
По оценкам историков авиации, мало кому из конструкторов удается создать больше одного легендарного самолета, достойного конкурировать с лучшими образцами мировой авиационной техники. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка.
О роли С.В. Ильюшина в истории отечественного авиастроения и о его значении для развития Воронежского авиационного завода на митинге говорили заместитель генерального конструктора ОАО «Ил» С.Ф. Буяков, руководитель отдела оборонных отраслей промышленности департамента промышленности области Н.В. Белов, директор музея боевой и трудовой славы ВАСО С.В. Гаврилова, заместитель председателя совета ветеранов предприятия А.А. Омельченко. Как дань памяти С.В. Ильюшина участники митинга возложили цветы к штурмовику Ил-2.
Игорь Стрюк, Александр Коробанов, ППО ОАО «ВАСО»