…и завоевать звание «Лучший в своем деле». Могут участники конкурсов профессионального мастерства Иркутского авиационного завода, организованный при поддержке первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут». В октябре и ноябре на предприятии прошли состязания среди инженеров-технологов – разработчиков программ; водителей автомобилей, автобусов и электротележек; а также инженеров-технологов, работающих в цехах по изготовлению гражданского самолета МС-21.
Опыт для чистой победы
Конкурс профессионального мастерства среди молодых специалистов – разработчиков управляющих программ проходит на ИАЗ вот уже в 14-й раз. Традиционно в нем участвуют инженеры-технологи, которым еще не исполнилось тридцати лет.
Первой частью конкурсного задания была проверка теоретических знаний тестированием. Вторая и основная часть конкурса – практическая. Для начала участники должны были рассчитать режимы резания для представленного перечня инструментальных наладок и найти заложенные ошибки. Далее – самое главное и сложное задание – разработка управляющих программ на представленную в техническом задании деталь для станка с ЧПУ в среде «NX CAM».
– Помимо перечня инструментальных наладок участники получили техническое задание, технологическую карту механической обработки с операциями и эскизами по закреплению. Это часть основных документов, в которых обозначают технологию и требования к разработке управляющих программ, – рассказывает инженер-технолог, член жюри Анатолий Александрович Королев. – После разработки конкурсанты должны провести виртуальное внедрение на станке с ЧПУ с помощью программного комплекса Vericut. Участники контролируют, нет ли столкновения рабочих частей оборудования и оснастки. Проверка покажет, насколько качественно была выполнена работа, и как будет выглядеть готовая деталь.
Время, отведенное на выполнение конкурсных заданий, пролетело для участников почти незаметно, как и бывает, когда занят важным и интересным делом. Наступил черед судейской комиссии приниматься за работу. После долгих горячих споров судейская комиссия огласила результаты состязания. Третье место занял Родион Имыгиров, вторым уже в четвертый раз подряд стал Семен Беляцкий. Победу одержал Никита Смелов. Он правильно ответил на все вопросы теста, безукоризненно выполнил практическое задание и набрал дополнительные баллы – итого 109. Чистая победа!
– Я работаю на заводе пять лет и это мой пятый конкурс, в прошлом году я занял третье место, – рассказывает Никита Смелов. – Работа у нас интересная, творческая, ответственная. Приходится и моделировать, и делать расчеты. Мне нравится ходить в цех, смотреть, как по моим программам изготавливаются детали, которые в итоге становятся частью самолета.
Мастера вождения
Для водителей дочерней компании ООО «Иркут-Автотранс» каждый год накануне Дня работника автомобильного транспорта проводится конкурс профмастерства. В этом году участие в соревновании приняли 43 водителя автомобилей и автобусов и 23 водителя электро- и автотележек.
В теоретической части необходимо было ответить на 20 вопросов ПДД категории C, D. На решение давалось не более 10 минут. Если конкурсанты набирали одинаковое количество баллов, приоритет отдавался тому, кто ответил на все вопросы быстрее.
Вторым этапом конкурса было вождение, в котором участвовали водители автомобилей, автобусов и грузовых машин. Все упражнения они выполняли на «Газели». Чем-то этап был похож на экзамен на автодроме. Первое задание – «змейка» задним ходом, далее нужно было сходу заехать в «бокс», размеры которого были чуть больше габаритов автомобиля. Следующее задание – параллельная парковка. Казалось бы, одно из самых простых упражнений, однако усложнялось оно тем, что выполнить весь практический этап нужно было как можно скорее – водители торопились. На упражнении «колея» участникам нужно было проехать передним и задним колесом между двумя досками, не задев их. Впереди – заветный финиш. Но расслабиться было нельзя. Перед водителями стояла непростая задача затормозить и сбить установленную на высоте бампера планку так, чтобы она упала не дальше очерченного участка.
– Практическая часть как всегда была зрелищной и захватывающей. Все участники старались показать свое мастерство. Равенство среди конкурсантов было достигнуто благодаря тому, что никто из них до дня соревнований не знал, на каком автомобиле он будет проходить этап. По этой причине мы каждый год меняем машину: в прошлом году, например, упражнения выполнялись на ЗИЛе, – отмечает член судейской коллегии, инженер по безопасности движения Сергей Анатольевич Удалов.
Третье место в конкурсе занял Андрей Геннадьевич Афанасьев, на втором – Алексей Михайлович Бабошко. Победителем стал водитель автобуса Алексей Леонидович Хорошев, общий стаж его работы составляет 30 лет.
Работники авиазавода могут быть уверены – на предприятии работают водители, которые великолепно знают ПДД и отлично управляют автомобилями.
Испытания на знания
В конкурсе профессионального мастерства среди инженеров-технологов агрегатно-сборочного производства по военной авиационной технике были подготовлены задания, требующие от специалистов не только большого количества знаний, но и умения нестандартно мыслить. В нем участвовали молодые инженеры-технологи АСП по ВАТ до 35 лет со стажем работы от одного года до пяти лет.
Профессиональное соревнование проходило в несколько этапов. Первый – теоретический – был в виде теста. После теории следовал практический этап. В первой его части необходимо было выполнить задания на проработку конструкции узла, назначить технические условия на изготовление деталей, подготовить техническое задание на оснастку, а также разработать технологический процесс сборки детали. Члены жюри оценивали не только правильность выполнения заданий, но и грамотность специалистов: отсутствие грамматических и орфографических ошибок. Допускалось пользоваться справочниками, без которых инженеру-технологу в работе не обойтись.
Третий этап конкурса – творческий – предполагал командную работу и был самым интересным. Участников разделили на три команды и выдали один из возможных вариантов производственного вопроса. Необходимо было выполнить анализ вопроса, применяя при этом инструменты бережливого производства, предположить причины возникновения проблемы и найти пути ее решения. 20 минут отводилось на обсуждение, еще 20 – на подготовку. Пять минут каждая из команд презентовала свой ответ членам жюри. Не обошлось без горячих дискуссий – судьи задавали непростые вопросы, а конкурсанты с готовностью на них отвечали.
– С задачами, которые похожи на те, что представлены на конкурсе, техотдел встречается ежедневно: сотрудники пишут техпроцессы, решают вопросы по производству… Каждый инженер-технолог должен уметь справляться с подобными заданиями, – рассказывает заместитель начальника технологического отдела Николай Викторович Данилов. – Конкурс профессионального мастерства позволяет выявить технически грамотных, креативных специалистов, а также влияет на их профессиональный рост: работник, показавший хороший результат, может претендовать на повышение категории, увеличение оклада.
Третье место завоевал Сергей Березовский, на втором – Юрий Канин. Победителем конкурса профмастерства стала Наталия Степанова – инженер-технолог цеха 237. «Работа у меня непростая, но она мне очень нравится. Наше подразделение изготавливает трубопроводы. И когда я вижу их на самолете, всегда чувствую гордость, – говорит Наталия. – На конкурс я пришла, чтобы проверить свои силы. Совсем не ожидала, что стану победителем. Это стимул развиваться дальше».
Ольга Новикова,
газета «Иркутский авиастроитель»,
г. Иркутск
Алина Климова