6 апреля на заседании Правительства РФ был рассмотрен законопроект об изменении формы администриров ания сбора страховых взносов.
ФНПР подготовила и разместила на своем сайте письмо Президенту РФ В.В. Путину и Позицию ФНПР по вопросу внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Департамент общественных связей ФНПР обозначил позицию российских профсоюзов и подчеркнул, что заявления подобного рода не только демонстрируют уровень некомпетентности чиновников, но и работают на разжигание социальной розни в обществе. Кроме того, передача администрирования налоговой службе приведет к разрушению системы социального страхования и нарушению прав застрахованных граждан.
Президенту
Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии с Вашим Указом от 15.01.2016 №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» Правительству Российской Федерации поручено до 1 мая 2016 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функции администрирования страховых взносов, уплачиваемых в социальные внебюджетные фонды, формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также обеспечить разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Указа.
В результате могут измениться концептуальные подходы к формированию и развитию системы обязательного социального страхования, возникает ряд рисков, связанных с администрированием, как в отношении работников, особенно тех, для кого установлен страховой тариф отличный от базового, так и для работодателей.
В частности, в Пенсионный фонд России вместе с платежами страхователи направляют отчетность и персональные данные. Разделение финансового и информационного потоков в предшествующие периоды серьезно осложняло работу ПФР, что в определенной степени повлияло на принятие решения об отмене единого социального налога и возврате к страховым взносам.
Реализация реформы администрирования потребует дополнительных финансовых и временных затрат компаний, органов власти и внебюджетных фондов на адаптацию систем электронной отчетности. При этом завершение реализации ряда важных для предпринимательского сообщества мероприятий (включая создание необходимой ИТ-инфраструктуры в центрах обработки данных ФНС России) запланировано на конец 2016 г. Требует тщательной подготовки и определенного подготовительного периода планируемый переход от зачетного принципа взимания взносов в ФСС России на страхование по временной нетрудоспособности и на случай материнства к прямым выплатам через отделения Фонда на местах, что, кроме прочего, неудобно для работников.
Не завершена работа по оценке величины затрат федерального бюджета на обеспечение передачи администрирования, включая разработку программного обеспечения и создание инфраструктуры, увеличение численности сотрудников ФНС России и ряд других направлений.
С учетом сложившейся в экономике ситуации отвлечение в этот период сил и средств в связи с предлагаемыми изменениями еще больше осложнит условия работы как для компаний, так и для государственных структур, вовлеченных в эту перестройку.
Несбалансированность решений по администрированию создает риски увеличения в дальнейшем фискальной нагрузки на работодателей, ряд подобных предложений был представлен федеральными органами исполнительной власти без соответствующего обсуждения с социальными партнерами.
В связи с изложенным, предлагаем при принятии необходимых для реализации Указа федеральных законов и подзаконных актов предусмотреть в них адекватный переходный период (срок вступления в силу не ранее 1 июля 2018 г.), что позволило бы бизнесу и органам власти адаптироваться к изменениям принципов администрирования, сохранить страховой характер социальной защиты работников, минимизировать риски потерь данных о застрахованных при их передаче от внебюджетных фондов уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, обеспечить снижение административной нагрузки на работодателей, а также финансовой — на федеральный бюджет.
Председатель ФНПР | М.В. Шмаков | |
Президент РСПП | А.Н. Шохин |
Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На заседание Правительства Российской Федерации 6 апреля 2016 года вносятся на обсуждение проекты федеральных законов: «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»; «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)», которые могут существенным образом изменить концептуальные подходы к формированию и развитию всей системы социальной защиты, включая систему социального страхования.
Изъятие функции сбора страховых взносов у страховщика создаст разрыв между доходной и расходной частями бюджетов внебюджетных фондов, и, как следствие, приведет к разбалансировке фондов системы государственного социального страхования.
Возрастает риск потери части сведений о пенсионных правах граждан, относящихся к особым категориям застрахованных лиц.В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 29.01.2016 года в соответствии со ст.35.1 ТК РФ об «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда» рекомендовала Минфину России (А.Г.Силуанову) создать рабочую группу по подготовке проектов нормативных правовых актов по реализации Указа с участием сторон социального партнерства.
26.02.2016 года Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений предложила Минфину России ускорить создание рабочей группы для обсуждения с социальными партнерами проектов нормативных актов, разрабатываемых в целях реализации Указа, и направить в секретариат Комиссии информацию о выполнении указанного протокольного решения.
29.03.2016 года Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений указала Минфину России на неисполнение данных поручений. Тем не менее, обозначенные законопроекты вносятся на заседание Правительства Российской Федерации для рассмотрения.В связи с изложенным предлагаем снять названные законопроекты с повестки дня заседания Правительства Российской Федерации намеченного на 6 апреля 2016 года и направить их на предварительное рассмотрение в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с требованием ст.35.1 ТК РФ и п.7.1 раздела VII Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы «Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения» предусматривающих, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти на рассмотрение в Российскую трёхстороннюю комиссию до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации.
Председатель ФНПР | М.В. Шмаков |
Информация подготовлена по данным сайта ФНПР