Медиация – это не наше

Категория: Основные

24 декабря во исполнение пункта 2 перечня поручений президента Российской Федерации от 06.10.2017 № Пр-2042, а также пункта 196 Плана законодательной деятельности правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 3205-р, Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации» (ознакомиться с ним можно здесь), который и рассматривался на заседании рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации. В заседании принял участие Викулов Сергей Владимирович, руководитель аппарата Профавиа. Им были высказаны замечания по предложенному законопроекту и даны конкретные предложения:

Замечания и предложения по проекту Федерального закона
«Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации»

Законопроект, как следует из пояснительной записки, призван создать благоприятные условия для развития медиации, ее популяризацию и совершенствование, а также сделать более доступной защиту прав граждан и организаций, а также снизить нагрузку на судебную систему.

В течение десяти лет со дня принятия Федерального закона от 27.07.2010
N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» нормы закона не нашли эффективного применения в трудовых правоотношениях в связи с тем, что в настоящее время действует сложившаяся практика разрешения индивидуальных трудовых споров в судах и в комиссиях по трудовым спорам.

На сегодня 80% индивидуальных трудовых споров по оплате труда рассматривается в КТС (20 % – о дисциплинарных взысканиях и другие споры).

Преимущества рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС в отличие от процедуры медиации Недостатки рассмотрения индивидуальных трудовых споров с участием медиатора
Бесплатность Платность услуг
Оперативность (статья 387 ТК РФ КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 дней) Неурегулированность (растянутость) по срокам (статья 21 проекта ФЗ не более 60 дней)
Решение КТС приравниваются к исполнительному листу (ст. 389 ТК РФ судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке)  
Заседания КТС проходят по месту нахождения работодателя и работника (ст. 384 ТК РФ организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем)  
Обязательность рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС Рассмотрение индивидуального трудового спора только при взаимном согласии сторон
Для соблюдения принципа законности решение КТС принимается с учетом законодательства, Трудового кодекса, локальных нормативных актов, коллективных договоров, соглашений и трудового договора При заключении медиативного соглашения основным является взаимное согласие и добровольность сторон
Цель: восстановление нарушенного права Цель: устранение разногласий на основе добровольного согласия сторон

 

 

В отличие от принципа конфиденциальности в медиации – обязанность неразглашения сведений составляющих государственную тайну на стратегических объектах, оборонных и других режимных предприятиях обеспечивается членами комиссии по трудовым спорам.

Статья 6 проекта ФЗ «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации» предусматривает одним из принципов проведения процедуры медиации – равноправие сторон, что не соответствует сути трудовых отношений, предусматривающих заведомое подчинение работника (власти) работодателя.

В соответствии со статьями 21, 56 ТК РФ работник обязан выполнять трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные работодателем.

На основании статьи 74 ТК РФ работодатель вправе изменять определённые сторонами условия трудового договора в одностороннем порядке без согласия работника, в связи с изменением организационных или технологических условий.

Работодатель вправе привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности, принимать локальные нормативные акты обязательные для исполнения работниками. Работодатель вправе по своему усмотрению изменять штатное расписание и увольнять работников по сокращению численности или штата независимо от срока истечения трудового договора (статья 22 ТК РФ).

Согласно статье 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов работодателя, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Однако, пункт 5 статьи 20 законопроекта приравнивает медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, в случае его нотариального удостоверения, к исполнительному документу обязательному для исполнения без учета вышеназванных положений Трудового кодекса РФ.

Кроме того, законопроект не предусматривает принципа законности, без которого невозможно защитить и восстановить нарушенные трудовые права и интересы работников.

Отсутствие принципа законности в законопроекте противоречить статье 9 ТК РФ предусматривающей, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

 Данный законопроект направлен на подрыв системы внесудебной защиты трудовых прав и законных интересов работников через КТС как основного органа по урегулированию индивидуальных трудовых споров на крупных промышленных предприятиях.

Законопроект внесен без анализа деятельности существующих на современном этапе комиссий по трудовым спорам. Вместе с тем комиссии по трудовым спорам имеют большие возможности локального разрешения трудовых споров без вмешательства государственных органов.

В целях обеспечения законных прав и интересов работников в условиях неравенства сторон (работник – работодатель) при разрешении индивидуальных трудовых споров представляется целесообразным исключить из проекта ФЗ «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации»:

  1. Пункт 2 статьи 1 слова «…трудовых»
  2. Статью 26 Особенности медиации трудовых споров.


Это уже третий случай, когда в систему медиации хотят включить трудовые отношения. Нам два раза удалось «отбиться», используя площадку Общественной палаты Российской Федерации. Базовыми по этому вопросу остаются Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации от 25 октября 2017 года, в выработке которых многие из профсоюзного актива принимали участие. Также было предложено привлечь к процессу обсуждения указанного законопроекта ФНПР.

Процесс законотворчества только начался, и профсоюзам нужно активно участвовать на всех стадиях обсуждения и согласования, чтобы защитить такой эффективный инструмент разрешения трудовых споров, как КТС.

Все предложения Профавиа вошли в протокол № 1 от 22 декабря 2020 года заседания Общественного совета при министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, который был направлен 20 января 2021 года министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову.


ЦК Профавиа

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ