День памяти и скорби, установленный указом Президента РФ от 8 июня 1996 года, проводится сегодня на предприятиях авиационной промышленности при участии первичных профсоюзных комитетов. Это – вахты памяти у заводских мемориалов, митинги, минуты молчания, выставки в музеях.
Нельзя сбрасывать со счетов историю деятельности профсоюза в годы Великой Отечественной войны.
В это тяжелое время профсоюз трудящихся авиационной промышленности не прекратил своего существования. Вся его деятельность была подчинена единому закону: «Все для фронта, все для победы над врагом!». В начале войны многие заводы авиационной промышленности были перебазированы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Оставление важных промышленных районов и перебазирование предприятий тяжело отразились на производстве авиационной техники. За относительно быстрым ростом выпуска самолетов в первые месяцы войны последовало резкое снижение уровня производства к концу года. Если в III квартале 1941 года их было произведено 6600, то в IV – лишь 3177.
В сентябре 1941 г. было выпущено 2329 машин, в ноябре их производство уменьшилось в 3,8 раза (до 627 машин). В декабре план выпуска самолетов был выполнен только на 38,8%, а авиамоторов – на 23,6 %.
Осенью, когда полчища захватчиков рвались к Москве, оборудование многих эвакуируемых авиационных заводов, дававших до войны более трех четвертей всей продукции, находилось еще в пути.
На действовавших заводах не хватало квалифицированных рабочих. Огромная напряженность на транспорте мешала своевременному снабжению авиационных предприятий топливом, материалами. Снижение темпов выпуска авиационной техники объяснялось еще и тем, что в это время шло освоение производства новых типов самолетов и авиамоторов.
В этих условиях профсоюзный актив помогал хозяйственным органам обустроить прибывших рабочих на новые места, в кратчайшие сроки вводить в действие оборудование.
В этот памятный день Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности выражает слова искренней благодарности всем тем, кто в тяжелые военные годы обеспечивал обороноспособность нашей страны, трудился на заводах и предприятиях, в конструкторских бюро и в научных институтах.
Отдел социальных гарантий ЦК Профавиа