24 июля состоялось очередное заседание исполкома Федерации независимых профсоюзов России. В заседании, которое вел председатель ФНПР Михаил Шмаков, приняли участие представители Государственной Думы, Министерства труда и социальной защиты, представители профсоюзов и СМИ.
Основной вопрос повестки дня был посвящен реализации Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, которая была утверждена 25 декабря 2012 года. Цель Стратегии – определение направлений и задач по обеспечению развития пенсионной системы, адекватной современному экономическому развитию России и международным стандартам. Предполагалось, что выполнение предложенных стратегией мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам. Однако обсуждение предложений Министерства труда и социальной защиты РФ и подготовленные им проекты нормативных актов указывают на то, что ход реализации Стратегии отклоняется от достигнутых ранее договоренностей. Предлагаемые параметры пенсионного обеспечения строятся не на страховой основе, а рекомендуемые МОТ нормативы не выдерживаются. Кроме того, не решен вопрос «самозанятых», накопительный элемент закрепляется в системе обязательного страхования, и, в целом, по мнению ФНПР, предлагаемые изменения фактически ведут к ликвидации досрочного пенсионного обеспечения.
С сообщением о ходе реализации Стратегии выступил заместитель председателя ФНПР Д. Кришталь. В своем выступлении он заявил: «Развитие ситуации по реализации положений Стратегии ведет к тому, что надежды пенсионеров на улучшение обеспечения и работников на формирование социально-справедливой и финансово-устойчивой пенсионной системы окажутся в очередной раз не сбывшимися».
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый заместитель председателя ФНПР Андрей Исаев отметил, что «в ходе обсуждения мы выделили ряд пунктов, по которым мы не согласны с предложениями Правительства и которые мы предлагаем учесть: недопустимость ухудшения положения работающих пенсионеров и перерасчета их пенсий; сохранение льготного стажа выхода на пенсию для определенных категорий бюджетников; пенсионный коэффициент или балл должен определяться федеральным законом».
Также на заседании обсуждалось ущемление пенсионных прав матерей. «Женщина, воспитывающая детей, не должна терять в будущей пенсии. Для этого необходимо оплачивать взносы в Пенсионный фонд за нестраховой период, связанный с воспитанием детей, исходя из заработной платы женщины до декрета, и учитывать при этом фактическое число детей, не ограничиваясь тремя нестраховыми периодами», – заявила первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина.
«Вопрос пенсионного обеспечения – многофакторный, необходим учет всех интересов сторон обсуждения, чтобы не было провалов, когда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает в пенсионном обеспечении. Возможно, достичь этого не удастся в одном документе, и потребуется создание еще нескольких», – отметил председатель ФНПР М. Шмаков.
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин поблагодарил представителей профсоюзов и аппарата ФНПР за совместную работу с Министерством. По его словам, на протяжении полугода между ними был установлен тесный контакт. «Мы должны сегодня выстроить систему, которая позволит в интересах, прежде всего, работников стимулировать работодателей на улучшение пенсионной системы», – подчеркнул М. Топилин.
Заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина проинформировала собравшихся о текущей ситуации с повышением МРОТ. Она отметила, что 17 июля рабочая группа РТК по заработной плате, доходам и уровню жизни населения одобрила проект федерального закона, разработанный Минтрудом, об установлении МРОТ с 1 января 2014 года в сумме 5554 рублей. Рабочая группа высказалась за необходимость разработки ФЗ, устанавливающего порядок и сроки повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ. С 1 октября 2015 года предлагается устанавливать МРОТ в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ на 1 октября предыдущего года. «При этом предлагается объединить составные части зарплаты: вознаграждение за труд, стимулирующие и компенсационные выплаты (в том числе районные коэффициенты), – в настоящее время представляющие собой 3 самостоятельные группы. Таким образом, в результате реализации предлагаемого законопроекта минимальные гарантии по оплате труда работников будут существенно снижены, что повлечет за собой общее сокращение размеров оплаты труда. Поэтому профсоюзы не поддержат этот проект», – заявила Н. Кузьмина.
Обсуждая вопрос об участии профсоюзов в детской оздоровительной кампании, члены исполкома ФНПР отметили, что в целях обеспечения эффективного и безопасного отдыха детей необходимо продолжить мониторинг ее проведения. ФНПР намерен добиваться усиления контроля за работой педагогического, медицинского и обслуживающего персонала; инициировать рассмотрение вопросов реализации программ улучшения материально-технической базы; эффективности освоения выделяемых средств и использования с полной нагрузкой детских загородных оздоровительных лагерей.
На заседании исполкома ФНПР был также принят ряд других постановлений.
Организационный отдел
ЦК Профсоюза
(по материалам Департамента общественных связей ФНПР)