С 27 по 31 июля на базе первичной профсоюзной организации ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» проходил семинар заместителей председателей и специалистов по организационной работе территориальных и первичных организаций Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. География участников была самая разная: от Санкт-Петербурга на западе до Комсомольска-на-Амуре на востоке страны. В работе семинара приняла участие зам. председателя Профавиа Тамара Власенко.
– В нашем профсоюзе принято уделять много внимания обучению профактива, – рассказывает Т. Власенко. – И это понятно, без грамотных специалистов полноценное функционирование первичек затруднено. Этот семинар мы организовали для руководителей и специалистов профсоюзных организаций, отвечающих за организационную работу. Наша цель – еще раз убедить их в том, насколько важна информационная работа, потому что, к сожалению, порой мы не умеем себя рекламировать. Ведь информация – это очень важная часть профсоюзной деятельности, и нужно уметь грамотно преподносить себя, чтобы люди понимали, что такое современный профсоюз, чем он занимается, в чем его польза, выгода для тех, кто в него вступает. Чтобы этим заниматься, профактиву необходимо владеть современным инструментарием. В ходе семинара на тренингах под руководством модераторов, прошедших соответствующее обучение по специальным программам, коллеги из первичек с этим инструментарием познакомились.
ВАСО в качестве места проведения семинара было выбрано не случайно. Этому способствовало несколько факторов. Предприятие крупное, коллектив многотысячный, уровень членства в профсоюзе высокий. Первичная профсоюзная организация предприятия входит в число лучших в Профсоюзе трудящихся авиационной промышленности, а лидер – Анатолий Иванович Башкирев пользуется большим авторитетом в Профавиа. Новому и хорошему, естественно, логичнее учиться у лучших. К тому же Анатолий Иванович является членом комиссии Профавиа по оргработе, и мы стремимся проводить подобные семинары на базе тех первичек, лидеры которых состоят в этой комиссии.
Программа семинара оказалась очень насыщенной, включала групповые тренинги по использованию информационных ресурсов для увеличения численности профсоюзной организации и повышению ее имиджа, лекцию специалиста тренингового агентства по бесконфликтному общению, широкое знакомство с предприятием и с организацией профсоюзной работы.
Заместитель генерального директора – технический директор ВАСО Александр Анохин рассказал профсоюзным активистам о производственной программе предприятия, планах по выпуску современных воздушных машин.
Очень содержательным стало общение с директором по персоналу Александром Неведровым. Кадровая работа на заводе в последние годы претерпела существенные изменения, ведется на основе разработанной декларации «Персонал – главное конкурентное преимущество ВАСО» в тесной увязке с заводской профсоюзной организацией и молодежным советом. На конкретных примерах, цифрах и фактах директор по персоналу показал эффективность декларации в части стабилизации коллектива, создания привлекательного имиджа ВАСО на рынке труда региона.
В цехах механического, агрегатно-сборочного, композитного производства участники семинара получили представление об организационной и информационной деятельности цехкомов. Большое впечатление на них произвел цех окончательной сборки, а содержательный комментарий заместителя директора по производству – начальника цеха Анатолия Супонецкого дополнил представление о достигнутом уровне производства. Историю предприятия гостям представила директор Музея боевой и трудовой славы Светлана Гаврилова. В ходе «круглого стола» Анатолий Башкирев посвятил коллег в профсоюзную «кухню». С памятными местами столицы Черноземья участники семинара познакомились в ходе экскурсии. Впечатлениями о семинаре и обо всем, увиденном на ВАСО, поделился председатель территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности Виктор Иванович Федосов.
– Любое обучение полезно, – считает В.И. Федосов, – и обогащает новыми знаниями. Мы не только узнали о современных формах работы, но и увидели их воочию. В частности, все более широкое применение в практике информационной работы первичек находят электронная почта, сайты – внутрикорпоративные и внешние, общего пользования. В первичной профсоюзной организации ВАСО применяют такую форму информирования коллектива, как информационные листки. Все это здорово. Прогресс налицо, появляются все более разнообразные средства, с помощью которых профсоюз рассказывает о своей деятельности. От этого авторитет профсоюзной организации только повышается.
Кстати сказать, мы также используем современные способы коммуникации. В нынешнем году открыли сайт территориальной организации, поскольку без электронного общения сегодня работать сложно. Теперь у меня стало больше возможностей по распространению информации.
Первичная профсоюзная организация ВАСО выглядит очень достойно. Меня порадовало то, что стенды в подразделениях содержат большой объем оперативной информации, начиная от производственных показателей заканчивая хроникой профсоюзной жизни, как цеховой, так и заводской. Кстати, на семинаре шла речь о том, что информацию необходимо структурировать, давать сведения блоками, чтобы было понятно, чем занимается ЦК Профавиа, какие вопросы решали в облсовпрофе, профкоме и цехкоме.
Обратил внимание вот на какой момент. На стендах указаны номера контактных телефонов, по которым заводчане могут позвонить, если у них возникает вопрос или какое-то предложение. Такой канал обратной связи очень важен и для работников, и для руководства.
Когда заводчане знают, чем занимается профсоюз, знают, что найдут поддержку у предцехкома, что двери профкома для них открыты, то больше доверяют профсоюзной организации, прислушиваются к ее лидерам. Не случайно на ВАСО высок уровень членства в профсоюзе.
Также В.И. Федосов рассказал о территориальной организации, которую он представляет.
– Она объединяет десять профсоюзных организаций ведущих предприятий авиационной промышленности города с численностью около 5 тысяч членов профсоюза, три из них крупные, – рассказывает В. Федосов. – В профсоюзе состоят двигателисты, приборостроители, агрегатчики. Большой объем продукции на санкт-петербургских предприятиях нашей отрасли выпускается для производства вертолетной техники.
Могу сказать, что наши предприятия успешно работают. Мы познакомились с коллективным договором ВАСО. Это очень достойный документ и содержит хороший социальный пакет. Но и у нас имеются свои лидеры. В ОАО «Климов» в соответствии с коллективным договором социальный пакет на одного работающего составляет 54 тысячи рублей в год. В колдоговоре содержатся положения о путевках, добровольном медицинском страховании, выплатах за классность, о всевозможных надбавках к заработной плате. В отдельный раздел выделена молодежная программа. Один из ее пунктов, к примеру, регламентирует надбавку для молодых специалистов, которые продолжают работать на предприятии. Согласно коллективному договору, стоимость питания в столовой для работающих уменьшена на пятьдесят процентов.
Одним словом, имеются определенные успехи. Но всегда полезно побывать в том или ином регионе на предприятиях отрасли. Отечественный авиапром - уникальная промышленность, уникальные предприятия, в том числе, и ВАСО. На Воронежском авиационном заводе мне довелось побывать лет десять назад. Могу сказать, перемены в лучшую сторону заметны. Появились новые технологии и в механическом, и, особенно, в композитном производстве. Предприятие с такой богатой историей достойно представляет авиационную промышленность России.
На санкт-петербургских предприятиях отрасли активно идут процессы модернизации. В этом плане показательно ОАО «Климов». Предприятие создано на базе опытно-конструкторского бюро, там отсутствовало серийное производство. Сегодня жизнь заставила заниматься техническим перевооружением. Практически был построен новый современный завод. Подобных в России нет, да и в мире их единицы. Внедрены самые последние технологии. Вредное гальваническое производство полностью автоматизировано, обслуживанием оборудования занимаются всего восемь человек. Подготовка производства, логистика, загрузка механизированы. Человек на рабочем месте получает готовый пакет: от технологии до инструмента.
Без этого сегодня нельзя двигаться вперед, выпускать конкурентоспособную продукцию. Имея такой образец, подтягиваются и другие наши предприятия – ОАО «Техприбор», ОАО «Красный Октябрь». Средняя заработная плата по Санкт-Петербургу сегодня достигла 43 тысяч рублей, на предприятиях отрасли 43-45 тысяч рублей.
Когда я узнал, что на вашем предприятии низкая текучесть, то по-хорошему позавидовал. Мы, к сожалению, похвалиться этим пока не можем. У нас текучесть доходит до 20 процентов. Связано это в том числе и с тем, что у нас работает много молодежи. Она мобильна, а выбор у молодых людей большой, поскольку промышленных предприятий в Санкт-Петербурге много. Специалисты авиационной отрасли, даже с небольшим стажем работы, востребованы, и, конечно, фактор зарплаты играет решающую роль. Также как и ВАСО, предприятия нашего региона тесно связаны с вузами, ведут совместную подготовку специалистов. Однако высокая текучесть пока остается одной из проблем.
В принципе, говорить о большом дефиците кадров не приходится, может быть, за исключением основных станочных профессий. Но все же хотят получить высококвалифицированных специалистов. Их, конечно, необходимо готовить. Позитивную роль в этом играет фактор преемственности, о чем рассказал участникам семинара директор по персоналу ВАСО А.Ю. Неведров, когда коснулся программы возвращения на предприятия «старой гвардии». Ваш опыт в этом направлении, безусловно, интересен и нам, поскольку мы тоже стремимся поддерживать династии на предприятиях отрасли.
Интересным мне показался ваш опыт организации производственного соревнования, серьезное отношение к оформлению досок почета. В этом мы точно недорабатываем. Одним словом, мне есть о чем рассказать коллегам с предприятий, входящих в нашу территориальную организацию отраслевого профсоюза.
Александр Коробанов, Игорь Стрюк,
редакция газеты «Воронежские крылья»