ВВС России ожидают новые времена

Категория: Российской авиации

На состоявшейся пресс-конференции главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин рассказал о качественных изменениях, которые ожидают военную авиацию страны уже в ближайшем будущем.

В частности, он сообщил, что Минобороны России в ближайшие годы создаст ряд самолетов-разведчиков, в том числе принципиально новый - стратосферный, недосягаемый для систем ПВО противника. «Особую роль для действий авиации в будущем должны сыграть разведывательные комплексы принципиально нового класса - высотные (стратосферные) пилотируемые самолеты-разведчики с возможностью длительного нахождения в воздухе и способные проводить мониторинг зоны боевых действий на большую глубину без захода в зоны ПВО противника», - отметил Зелин.

По словам главкома, это вызвано «высокодинамичным характером современных войн, требующим повышения уровня информированности о противнике».

Зелин добавил, что в ближайшие годы для замены существующих разведывательных авиакомплексов будет создан ряд современных самолетов-разведчиков, способных вести эффективные разведывательные действия "на всю глубину действия фронтовой и частично дальней авиации".

Для оснащения перспективной авиационной техники будут разработаны качественно новые образцы бортовой разведывательной аппаратуры различного назначения и "наземные средства обработки и доведения развединформации", уточнил главком.

Он напомнил, что в настоящее время на вооружении ВВС России стоят самолеты-разведчики Су-24МР и Миг-25РБ. «Их количество на сегодняшний день достаточно», - отметил Зелин.

Однако современные войны требуют повышения уровня информированности о противнике, что поставило ВВС РФ перед необходимостью кардинального обновления разведывательной авиации, заключил главком.

По существу Зелин представил концепцию качественных изменений в Военно-воздушных силах, реализация которой затрагивает, соответственно, и приоритеты всей отечественной авиационной промышленности. В частности, он сообщил, что Военно-воздушные силы РФ к 2020 году будут иметь 70% новой и модернизированной летной техники, объемы закупок новых летательных аппаратов значительно возрастут.

"Развитие технической оснащенности авиации ВВС... будет осуществляться на основе значительно увеличенного по сравнению с предшествующими годами объема закупок современной авиационной техники и продолжения работ по модернизации остающейся на вооружении... При этом планируется, что к 2020 году в составе авиационной группировки ВВС доля новой и модернизированной техники составит не менее 70%," - сказал Зелин.

Дальняя авиация

По словам главкома, основой дальней авиации останутся стратегические ракетоносцы Ту-95МС, Ту-160, а также дальние бомбардировщики Ту-22М3 и самолеты-заправщики Ил-78. При этом Зелин отметил, что "ведутся активные исследования по формированию облика перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)".

Новый самолет будет способен более эффективно по сравнению с существующими выполнять задачи в "обычной" и ядерной войнах, а также "обладать целым набором качественно новых боевых возможностей, позволяющих реализовать совершенно новые способы решения задач сдерживания".

Фронтовая авиация

Фронтовая авиация (ФА), заявил главком, является основным компонентом ВВС, в ее составе в настоящее время находятся истребители МиГ-31Б, Су-27, МиГ-29, фронтовые бомбардировщики Су-24М, самолеты-штурмовики Су-25, самолеты-разведчики МиГ-25Р, Су-24Р.

При этом Зелин отметил, что продолжается активная модернизация самолетов, находящихся на вооружения ФА. В частности, в 2008 году состоялись первые поставки в войска модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. Продолжаются работы и по модернизации стоящих на вооружении ВВС истребителей Су-27 (Су-27СМ) и МиГ-29 (МиГ-29СМТ), "на которые к исходу 2009 года будут перевооружены несколько строевых частей".

"Принято решение о принятии на вооружение в ближайшие годы глубоко модернизированных, а по сути принципиально новых, переходных к пятому поколению истребителей Су-35С и МиГ-35С. В начале следующего десятилетия они начнут массово закупаться российским министерством обороны", - сказал главком. Зелин коснулся и темы создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации - ПАК ФА.

"Во втором полугодии 2009 года самолет (ПАК ФА) выходит на летные испытания и уже в ближайшие годы ВВС получат на вооружение авиационный комплекс", - сказал Зелин. Кроме того, по словам главкома, в ближайшей перспективе практически все части, оснащенные фронтовыми бомбардировщиками Су-24, будут перевооружены на новейшие самолеты Су-34.

"Не исчерпал свой боевой потенциал и штурмовик Су-25. Модернизированный Су-25СМ поступает на вооружение строевых частей с 2006 года и обладает способностью круглосуточного высокоточного применения управляемого оружия", - отметил Зелин.

Также решено возобновить с 2009 года производство новых самолетов Су-25СМ в двухместном варианте, получившем название Су-25УБМ, добавил главком.

Военно-транспортная авиация

В настоящее время самолетный парк ВТА имеет в своем составе тяжелые дальние военно-транспортные самолеты Ан-124 и Ан-22, тяжелые самолеты Ил-76МД, средние Ан-12 и легкие Ан-26. При этом самолеты Ан-22, Ан-12 и Ан-26 в ближайшие годы будут выведены из боевого состава авиационных частей ВВС в связи с истечением сроков службы.

Зелин отметил, что самолеты Ан-26 будут заменяться на новейшие легкие самолеты Ил-112В, которые по сравнению со своим предшественником будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, а также повышенной топливной экономичностью. "Первый опытный экземпляр самолета должен быть изготовлен в 2010 году, а первый полет головного Ил-112В запланирован на начало 2011 года. Всего в предстоящий период планируется закупить более 70 таких самолетов только для Военно-воздушных сил. Планируются массовые закупки самолета и для других видов и родов войск, а также для нужд авиации и других министерств и ведомств России", - сказал Зелин.

Он добавил, что с 2011 года начнется производство глубоко модернизированного самолета Ил-76МД-90А с новыми двигателями. "Всего таких самолетов будет заказано для ВВС порядка 40. В 2010 году должен быть готов самолет для проведения ресурсных испытаний", - сказал Зелин.

По словам главкома, для замены самолетов Ан-12 ведется разработка перспективного самолета, в создании которого участвует Индия.

"Самолет предназначается для внутри- и межрегиональной перевозки войск, грузов, вооружения и военной техники нового поколения".

Вертолеты

На смену стоящим на вооружения российской армии ударным вертолетам Ми-24 приходят вертолеты нового поколения - Ми-28Н и Ка-52, сказал Зелин.

"В этом году планируется завершить испытания по Ка-52 в полном объеме. Уже начаты поставки в строевые части вертолетов Ми-28Н и до конца года планируется перевооружить на этот тип вертолета как минимум одну эскадрилью", - поделился с журналистами главком.

Кроме того, в этом году начинаются поставки установочной партии вертолетов Ка-52.

Говоря о сегменте учебных вертолетов Зелин сказал, что первые вертолеты АНСАТ-У (учебно-тренировочный) начнут поступать в училище уже в этом году.

"По вертолету Ка-60У (учебно-тренировочный) испытания пока продолжаются, поставки в училище планируется начать с 2011 года", - отметил он.

Беспилотные летательные аппараты

В ходе предполагаемой реформы ВВС особое внимание уделяется беспилотникам. Ударные беспилотные летательные аппараты (БЛА) начнут поступать на вооружение ВВС России через два года, а в перспективе они составят около половины российского авиапарка боевых самолетов.

"В перспективе, по мере завершения перехода авиации ВВС к новому облику, доля беспилотных авиационных комплексов может составить до 40% от общей численности всей боевой авиации", - сообщил Александр Зелин.

По словам генерала, поставка в войска первых боевых БЛА начнется в 2011 году. Аппараты, по утверждению главкома, будут способны решать не только разведывательные, но и целый ряд других боевых задач, выполняемых в настоящее время пилотируемой армейской, фронтовой и дальней авиацией. В настоящее время на вооружении ВВС имеются различные беспилотные аппараты первого поколения, решающие только разведывательные задачи в тактической и оперативной глубине. "За время эксплуатации этих комплексов накоплен большой опыт их применения, - сказал генерал. - Он позволяет сделать следующий шаг по развитию этого направления", передает "Интерфакс". Подготовка высокопрофессионального военного летчика в России стоит от 3,4 до более 7,8 миллиона долларов, а оператора беспилотного летательного аппарата (БЛА) - в несколько раз дешевле - порядка 200 тысяч долларов, сообщил главком ВВС.

По свидетельству военных, проблема оснащения российской армии современным оружием, в том числе беспилотниками, остро проявилась во время операции в Грузии в августе 2008 года.

Руководство Минобороны ранее заявило, что Россия в ближайшее время закупит небольшую партию беспилотников в Израиле, прежде всего, чтобы изучить зарубежный опыт в этой сфере.

Материал подготовлен информотделом ЦК профсоюза по материалам информационных агентств

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07