Президент России Дмитрий Медведев поручил правительству России внести в гособоронзаказ до 2020 года закупку 20 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», производство которых в России было свернуто в середине 1990-х годов. Гражданские компании также намерены закупить свыше 60 транспортников. Объединенная авиастроительная корпорация наконец-то получила возможность для возобновления производства Ан-124, однако сможет приступить к работе над ним не раньше 2015 года.
Ранее Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) неоднократно заявляла, что без твердого контракта с военными возобновление производства Ан-124 «Руслан» невозможно. При этом в бизнес-плане корпорации указывалось, что разработка новой модификации Ан-124 с увеличенной грузоподъемностью будет рентабельной только при наличии стартового заказа на 40 самолетов. Теперь, по-видимому, можно говорить, что половину этого количества военные обеспечат.
Остальное могут взять на себя гражданские авиаперевозчики. В частности, авиакомпания «Волга-Днепр» ведет переговоры о покупке 40 новых транспортников, а «Полет» хочет купить 15 таких машин. Еще два самолета планирует приобрести авиаперевозчик Maximus из Объединенных Арабских Эмиратов.
В общей сложности, по предварительной оценке, на возобновление производства «Русланов» необходимо потратить не менее полумиллиарда долларов. Каталожная стоимость одного Ан-124 составляет около 200 миллионов долларов. Это означает, что контракт на 20 самолетов с Министерством обороны России (которое, к слову, пока не получало распоряжения о приобретении Ан-124) может принести ОАК четыре миллиарда долларов. Впрочем, в конечном итоге эта цифра наверняка окажется меньше – военным самолеты достанутся со скидкой. Каков будет ее размер, пока неизвестно.
Покупка 62 «Русланов» гражданскими перевозчиками тоже не обойдется им в полных 12,4 миллиарда долларов – производители самолетов, как правило, при крупных заказах предоставляют покупателям скидки.
Ан-124 «Руслан» является одной из многих жертв распада СССР – самолет был спроектирован в 1970-х годах украинским Авиационным научно-техническим комплексом имени Антонова (АНТК). Производством транспортника занимались российская компания «Авиастар-СП» (сегодня входит в ОАК) и украинский авиазавод «Авиант». Производство велось до середины 1990-х годов, а затем было свернуто, поскольку Ан-124 был признан бесперспективным.
Каковы перспективы военного использования Ан-124 в наше время, также пока не очень понятно. Минобороны, во всяком случае, не дает оценку потребности в таких самолетах. Во времена СССР Ан-124 «Руслан», предназначенные для переброски военной техники на большие расстояния, практически не использовались по прямому назначению. Это, к слову, и послужило одной из причин закрытия производства.
По данным на конец 2008 года, в составе ВВС России находились около 260 транспортных самолетов. В их числе – 210 Ил-76, 12 Ан-22, 20 Ан-72 и 25 Ан-124, полученные еще до закрытия производства. Ресурс действующих в составе российских ВВС «Русланов» будет выработан в 2014-2024 годах. Скорее всего, их придется чем-то заменять, и, по-видимому, это как раз и будут новые Ан-124. Если, конечно, ВВС подтвердят необходимость покупки таких самолетов.
АН-124 «Руслан» является крупнейшим в мире серийным транспортным самолетом. «Руслан» способен развивать скорость до 865 километров в час и совершать перелеты на расстояние до 4,8 тысячи километров. В 2009 году из всех Ан-124 ВВС России полеты совершали только четыре, которые обеспечивали перевозку спецгрузов для обеспечения визитов президента России. Эти же самолеты также задействовались и Министерством обороны.
В любом случае, моментом возобновления производства «Русланов» можно будет считать день, когда «Авиастар-СП» получит первый транш. Когда это произойдет, сказать сложно. Если в ближайшее время, то компания все равно не сможет оперативно развернуть производство транспортников, так как сейчас она и без того загружена другими заказами. По предварительной оценке, при получении финансирования, «Авиастар-СП» сможет начать производство Ан-124 с 2015 года.
Сейчас предприятие занимается производством новой модификации пассажирских самолетов Ту-204СМ, а также разворачивает производство транспортных Ил-476, которые являются глубокой модернизацией Ил-76. Кроме того, «Авиастар-СП» планирует запустить международный проект конвертации пассажирских самолетов Airbus A320 в грузовые.
По словам официального представителя ОАК Константина Лантратова, до 2015 года у разработчиков будет достаточно времени на создание обновленного «Руслана», производством которого займется «Авиастар-СП» в Ульяновске. От старых Ан-124 новый будет отличаться большей грузоподъемностью (150 тонн против 120 у старых «Русланов») и дальностью (до 4000 километров). С 2011 года необходимо будет начать распределение заказов среди производителей комплектующих, причем некоторые из производств придется восстанавливать заново.
По предварительной информации, в проекте создания нового «Руслана» примут участие около 280 компаний России и 80 – Украины. В частности, новые двигатели Д-18Т будет производить украинская компания «Мотор-Сич».
В июле 2009 года сообщалось, что возобновление производства Ан-124 поможет «Авиастар-СП» создать свыше 2,3 тысячи новых рабочих мест. Кроме того, благодаря реализации проекта бюджеты всех уровней смогут получить дополнительные четыре миллиарда рублей.
Так что «Руслан», скорее всего, действительно вернется в строй. В пользу такого вывода говорит не только поручение Медведева, но и заявление главнокомандующего ВВС России Александра Зелина о необходимости расширения парка военно-транспортных самолетов, прозвучавшее в августе 2009 года. Так что вопрос теперь, очевидно, только в сроках.
Отдел информационной работы по материалам Лента.ру