Место отрасли в российской экономике
Продукция авиационной промышленности как гражданского, так и военного назначения является одним из основных компонентов системы обороны и безопасности страны.
При этом авиационная промышленность является отраслью высокотехнологического сектора, которая обладает потенциалом "интеллектуализации" структуры ВВП, опережающего развития экспорта продукции машиностроительного комплекса и импортозамещения, отхода экономики страны от сырьевой модели развития.
Посткризисный облик отрасли
В условиях кризиса Минпромторг России действовал в отношении отрасли авиационной промышленности по двум ключевым направлениям: обеспечение финансовой устойчивости предприятий и оптимизация инструментов реализации программных документов. Результатом антикризисных мер стало оживление отрасли в 2010 году.
Положительная в целом динамика темпов роста сохраняется как в самолетостроении – 114,9%, так и в вертолетостроении – 153,6%, в авиадвигателестроении – 128,5% и в авиаприборостроении – 135,3%.
Отмечается также рост объемов производства авиационных двигателей на 51,6%, в том числе турбовинтовых и турбовальных двигателей – в 2,1 раза, газотурбинных вспомогательных двигателей – в 2,9 раза, запасных частей двигателей самолетов, вертолетов, прочих летательных аппаратов (23,1%).
В 2011 году предусматривается дальнейший рост производства авиатехники: основных типов воздушных судов (самолетов и вертолетов) – до 395 шт. (с планового уровня 335 шт. в 2010 году), экспорта авиационной техники – на 155% по отношению к 2008 году (в сравнении с плановым ростом к 2010 году 141%).
Вместе с тем сохраняется такая фундаментальная проблема, как несоответствие масштаба и структуры существовавшей в стране авиационной промышленности, ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли как гражданского, так и военного назначения. Поэтому главной целью работы в указанном направлении является повышение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности.
Важным направлением здесь является развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса (в рамках государственно-частного партнерства). Расширение роли заинтересованного в подъеме отрасли бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме рационально определяемых ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны.
Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года
Достижение цели повышения глобальной конкурентоспособности вплотную связано с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года, предусматривающей консолидацию потенциала отрасли на прорывных направлениях.
В рамках реализации стратегии решаются следующие основные задачи:
- Проведение в рамках государственно-частного партнерства четкой и реалистичной продуктовой политики, обеспечивающей достижение ожидаемого результата реализации Стратегии.
- Формирование новой организационной системы, способной эффективно осуществлять политику создания и продвижения российской авиатехники на потенциальные рынки, привлекать необходимые для этого ресурсы и управлять ими.
- Модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса.
- Корректировка государственных программ и внепрограммных мероприятий в области авиастроения.
- Внесение изменений в законодательство, снимающих существующие ограничения по реализации выбранного направления развития.
Отраслевое развитие определяется также Стратегией развития газотурбинного двигателестроения в авиационной промышленности Российской Федерации на 2008-2015 годы и на период до 2025 года.
Инвестиционные проекты
В настоящее время в авиастроении реализуется ряд важнейших инвестиционных проектов:
- создание самолета «Сухой Суперджет-100». В настоящее время завершается процесс сертификации, после чего начнется поставка самолетов по заключенным договорам;
- создание самолета МС-21. Осуществляется проектирование, пройден этап макета. На Иркутском авиационном заводе осуществляется программа технического перевооружения и подготовка площадки для производства самолета;
- создание вертолетов Ми-38 и Ка-62.
Продолжается рабочее проектирование, осуществляется строительство опытных образцов, а также проводятся сертификационные испытания.
Важным событием отрасли в 2010 года стало получение Международного сертификата по требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на двигатель SaM-146 для самолетов «Сухой Суперджет-100». Сертификат подтверждает, что двигатель SaM-146 прошел все необходимые испытания по международным стандартам качества и безопасности и полностью готов для оснащения нового российского регионального самолета «Сухой Суперджет-100». На ОАО «НПО «Сатурн» начато серийное производство указанного двигателя.
Ключевым событием является сертификация самолета «Сухой Суперджет-100» и начало его поставок.
Меры государственной поддержки отрасли
В настоящее время по линии Минпромторга России реализуется ряд механизмов государственной поддержки авиационной промышленности:
- взносы в уставные капиталы ведущих авиастроительных холдингов страны с целью финансового оздоровления их дочерних и зависимых обществ;
- субсидии на возмещение предприятиям авиационной промышленности на техническое перевооружение;
- субсидии предприятиям отрасли в целях предупреждения банкротства;
- другие виды господдержки.
Проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено продолжение государственной поддержки авиастроения в рамках действующих механизмов.
Только в 2011 году по федеральным целевым программам и внепрограммным мероприятиям, оказываемым Минпромторгом России интегрированным структурам и предприятиям авиационной промышленности, будет направлено более 70 млрд руб.
По поручению Правительства Российской Федерации с целью повышения эффективности расходов федерального бюджета Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минтрансом России, Минобороны России совместно с интегрированными структурами и государственными научными центрами разрабатывается государственная программа развития авиационной промышленности до 2025 года. В рамках разработки этой программы проводится анализ планов интегрированных структур авиационной промышленности по разработке, производству и поставкам гражданской авиационной техники, необходимого объема прикладных НИОКР в обеспечение создания конкурентоспособной авиационной техники, объемов работ по техническому перевооружению и развитию экспериментальной базы НИИ и ОКБ, производственной базы промышленных предприятий, а также осуществляется выработка комплекса мер государственной поддержки авиационной промышленности на период до 2025 года.
В целях сближения реализуемых в Российской Федерации мер по поддержке авиационной промышленности с нормами, принятыми в странах – членах Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» разработана и представлена в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти концепция системы финансирования продаж авиатехники в России. Вопрос внедрения этой системы будет также рассмотрен в ходе подготовки и рассмотрения проекта государственной программы развития авиационной промышленности до 2025 года.
По материалам информационного портала «АвиаПорт.Ru»
Отдел социально-трудовых отношений ЦК профсоюза