На Воронежском авиазаводе (ВАСО) прошло выездное заседание комитетов Государственной Думы по транспорту и по промышленности, в рамках которого обсуждалось сохранение серийного выпуска самолетов Ан-148, Ил-96.
В заседании приняли участие депутаты, представители министерств транспорта, промышленности и торговли, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), государственных банков, лизинговых и авиационных компаний, профсоюзов.
Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев отметил, что Россия в 2010 году вышла на рекордные показатели по объемам перевозок пассажиров – 57 миллионов человек. В 2011 году рост составил уже около 10%. Однако депутат выразил озабоченность задержкой принятия закона об основах промышленной политики в России, предложенного парламентариями. Выступающие сошлись во мнении, что страна нуждается в увеличении числа самолетов отечественного производства. Одним из перспективных проектов является как раз производство Ан-148. Но ситуация с его освоением в настоящее время весьма непростая. По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Сергея Гаврилова, Воронежский авиазавод в настоящее время нуждается в коренной модернизации – только при этом условии он может стать по-настоящему конкурентоспособным и насытить не только российский рынок, но и рынки СНГ, Азии и Африки, а впоследствии выйти и в «старую» Европу. Ключевым решением в этом вопросе должна стать финансовая поддержка со стороны как контролирующей компании, так и государства. Сергей Гаврилов также отметил, что рост внешнего пассажиропотока в России в настоящее время достаточно высок, а внутреннего – значительно меньше. Это означает, что сегодня существует огромный скрытый спрос на внутрироссийские перевозки. «Дефицит должны восполнить Суперджет 100 и Ан-148, – считает депутат. – А это значит, что надо делать массовый самолет, снижая издержки и повышая качество». Для этого необходимо увеличить коммерческую привлекательность воздушных судов, то есть улучшить их качество и технические характеристики, снизить себестоимость и стоимость эксплуатационных расходов, увеличить сроки службы, повысить экономическую эффективность самолетов, совершенствовать систему послепродажного обслуживания техники.
Понятно, что без усовершенствования имеющихся технологий, внедрения новых решений, повышения технологического и технического уровней финальной продукции на базе передовых достижений науки и техники, которые позволяют достигнуть качественно новых показателей, решение этих целей и задач является практически нереализуемым.
В Объединенной авиастроительной корпорации и на уровне предприятий, входящих в ее состав, уже реализуются программы и мероприятия, направленные на технологическую модернизацию. Достижением корпорации является сохранение авиастроения как основы государственной оборонной и технологической независимости. Закончены испытания истребителя пятого поколения Т-50-2. Прорывным событием в сфере воздушного транспорта является не просто сертифицирование современного среднемагистрального самолета «Сухой Суперджет 100», но и начало серийного производства авиалайнера для перевозчиков. Характерно, что на борту первого экспортного авиалайнера – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
На повестке дня – переоснащение российских компаний «суперджетами», региональными Ан-148. Следовало бы усилить финансирование проекта строительства лайнера МС-21 и глубокой модернизации успешно зарекомендовавшего себя транспортника Ил-476.
Аэрокосмическая отрасль вступает в новый этап, смыслом которого является массовое серийное производство всей линейки самолетов «Сухой Суперджет» и Ан-148, постановка на стапеля МС-21 и Ил-476.
Для полномасштабного возрождения гражданской авиации требуется кратное повышение объемов финансирования отрасли. Это позволит расширить научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность по разработке перспективных моделей самолетов, развернуть масштабные проекты подготовки персонала и технического перевооружения заводов. В бюджете 2012 года следует также рассмотреть ключевой вопрос поддержки продаж российской авиатехники через систему субсидирования процентных ставок.
Генеральный директор ВАСО Виталий Зубарев прокомментировал стоящие перед предприятием задачи: минимальная планка – получить безубыточное производство, максимальная – рентабельное. Планы совета директоров ВАСО на текущий год, по словам Виталия Зубарева, не изменились – девять лайнеров Ан-148. В настоящее время план реализуется на 50%. В завершение заседания председатель Комитета Государственной Думы по промышленности Сергей Собко подчеркнул, что без творческого переосмысления и использования достижений советского двигателестроения, прежде всего проекта НК-93, мы не сможем вернуться в число грандов гражданской авиации.
Вице-президент ОАК Александр Туляков отметил, что основная проблема Воронежского авиазавода – большие накладные расходы: «Перед нами стоит задача снижения себестоимости изделий, что будет способствовать выходу предприятия на безубыточность». И добавил, что сейчас прорабатывается вопрос о реализации проекта грузового самолета грузоподъемностью 20 тонн, ОАК планирует использовать для этого мощности Воронежского авиазавода совместно с партнерами из Индии и Рособоронэкспорта.
Источник: Издание Федерального собрания РФ «Парламентская газета»
Отдел информационной работы ЦК Профавиа