Российское научно-производственное предприятие «Салют» предложило партнеру, украинской «Корпорации Ивченко», прекратить совместное производство двигателей Д-436 для самолетов Ан-148 и Бе-200, рассказали в НПП «Салют».
Аналогичное предложение готовится и по двигателю Д-27 для грузовых Ан-70. «Интеллектуальные права на эти два двигателя принадлежат Украине, и мы платим за них большие роялти, – говорит представитель «Салюта», – при этом Россия инвестировала в их производство собственные средства. Продолжать финансирование на таких условиях нецелесообразно». Объемы выплат роялти в «Салюте» не уточнили.
По третьему совместному российско-украинскому продукту – двигателю АИ-222 для Як-130 – предлагается другое решение. Интеллектуальные права на него принадлежат обоим партнерам, поэтому АИ-222 «Салют» намерен производить на своем заводе в Омске, пояснил представитель российской компании. Альтернативой разрыву отношений с Украиной в «Салюте» считают создание СП на паритетных началах. «Салют» предлагает внести в СП интеллектуальные права на двигатели, а также производственные активы партнеров. В Минпромторге РФ сказали, что поддерживают это предложение. «Россия может предложить многомиллиардные инвестиции в СП в рамках федеральной целевой программы, но без передачи интеллектуальных прав на эти двигатели вливание средств не имеет смысла», – заявил собеседник в министерстве. Он отмечает, что «реакции украинской стороны на это предложение пока не поступало».
Глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев напоминает, что российское государство уже внесло в уставной капитал «Салюта» 2 млрд рублей (71,2 млн долларов). Кроме этого, в рамках проекта «Развитие оборонно-промышленного комплекса» в 2010-2012 годах планируется инвестировать 3,5 млрд рублей (124,6 млн долларов) только на техническое перевооружение двигателестроительного предприятия. Поэтому вхождение России в СП может быть интересно и для Украины с точки зрения существенных денежных вливаний. Если отношения России и Украины по этим двигателям прекратятся, это может негативно отразиться на темпах производства Ан-148, который уже заказан рядом российских госструктур и авиакомпаний, считает господин Пантелеев. «Программа и так буксует: вместо семи самолетов в прошлом году было произведено лишь пять»,– говорит эксперт. Производить Д-436 Украина может и самостоятельно, но для запуска производства потребуется время.
Но Руслан Пухов из Центра анализа стратегий и технологий полагает, что создание СП маловероятно. Он считает, что украинские двигателестроители самодостаточны и могут обойтись без России. Эксперт напоминает, что входящее в «Корпорацию Ивченко» ОАО «Мотор Сич» уже торгуется на бирже. А «Салют», как полагает Пухов, скорее всего, будет внесен в Объединенную двигателестроительную корпорацию.
Источник: газета «Взгляд»