Второй шанс от безысходности: "тысячи" неиспользуемых самолетов Ан-2 планируется вернуть в строй

Категория: Российской авиации

Минпромторг предлагает возродить самолеты советского производства Ан-2 и Як-40. Проект "реанимации" воздушных судов подразумевает их модернизацию и ремоторизацию, то есть замену двигателя. Такое решение принято не от хорошей жизни: похоже, это единственный шанс хотя бы частично восстановить местные авиаперевозки за короткое время.

Самолеты Ан-2 начнут модернизировать и ремоторизировать для региональных перевозок с февраля 2013 года, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

"На каком-то этапе мы будем использовать технику забытую, такую как Ан-2 и Як-40, они будут ремоторизироваться. Новый абсолютно проект. В частности, Ан-2, ремоторизированный... будет представлен на этой выставке", – сказал он, обсуждая инновационные модели, которые будут представлены на выставке «Гидроавиасалон» в Геленджике в начале сентября.

Мантуров пояснил, что около двух тысяч неиспользуемых аппаратов сейчас разбросаны по России. Ремоторизация будет недорогая, указал чиновник, и этот самолет получит вторую путевку в жизнь для использования на период, пока в стране не появятся новые отечественные самолеты аналогичного класса. "У нас полностью испытана и завершена ремоторизация Ан-2, есть уже новая версия, и с февраля шесть ремонтных предприятий получат право на осуществление капитального ремонта с последующей модернизацией", – сообщил Мантуров.

В конце 2013 года Минпромторг намерен передать ремонтным предприятиям и Як-40. "Скорее всего, это будет Минский ремонтный завод в Белоруссии. Мы сегодня в едином таможенном пространстве, поэтому коллег будем использовать, в том числе, в рамках кооперации", – отметил министр.

В том случае, если проект будет реализован, жителям северных районов страны и Сибири, где авиация едва ли не единственный вид транспорта, будет гораздо проще перемещаться по стране. Напомним, самолет Ан-2 перевозит по 12 пассажиров, а Як-40 - 30 пассажиров.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов признался, что идея восстановления Ан-2 совсем не нова.

"Чиновники, наконец, вспомнили о том, о чем мы твердили вместе с самолетостроителями, вместе с авиационной наукой последние пятнадцать лет. До сих пор над нами смеялись: "Да что вы, это же двадцатый век!". Но ситуация дошла до крайней точки – практически полной ликвидации местных воздушных линий, которые как раз держались на самолетах Ан-2, Ан-24 и Як-40", – рассказал он.

При этом Смирнов посетовал на дисбаланс во внутренних и внешних перевозках, который резко изменился после девяностых годов. Соотношение полетов в СССР составляло 6% на 94% в пользу внутренних перевозок при объеме пассажиропотока в 130 млн человек в год. Сейчас этот показатель составляет 50% на 50% при общем объеме перевозок в 64 млн человек. "Мы не стали больше летать за рубеж, а просто разрушили местные авиаперевозки и отечественное самолетостроение как отрасль. До девяностых годов структура авиаперевозок в СССР и США была абсолютно одинаковая. Американцы в 2011 году перевезли 800 миллионов пассажиров, те же 5-6% полетов за рубеж, а 94% – перевозки внутри страны", – рассказал Смирнов. Отсутствие местных авиаперевозок он считает не только острой социальной проблемой, но и сдерживающим экономическое развитие страны фактором.

"Самолетов нет. Производство Ан-24 остановили, производство Як-40 остановили, Ан-2 у заборов сотнями стоят. Летать не на чем, аэродромы разрушены. Что дальше? Либо возвращаться в девятнадцатый век, предлагая людям ездить на собачьих упряжках и оленях, либо восстанавливать то, что осталось", – подчеркнул эксперт. По его словам, Ан-2 – "изумительный самолет", который успешно эксплуатировался 50 лет. "Ему даже не нужен аэродром. Ан-2 садится везде. В СССР летали тысячи таких самолетов, которые перевозили миллионы пассажиров в самые заброшенные уголки нашей страны. Сотни самолетов активно использовались в сельском и лесном хозяйстве, в геологии, патрулировании высоковольток, тушении пожаров, санитарной авиации... А сегодня даже бензин в России перестали для них делать", – отметил Смирнов.

В любом случае техника требует модернизации, но эту проблему не так сложно решить. "Не все Ан-2 заржавели окончательно. Их надо реанимировать, доработать: поставить новые двигатели, которые будут работать на керосине (можно использовать импортные двигатели – их навалом для такого класса самолетов), поставить новую электронику, новое оборудование – получится хороший летательный аппарат. Самолет без проблем еще полетает лет двадцать", – считает Смирнов.

Вместе с тем эксперт признает, что модернизация Ан-2 для реанимирования местных авиаперевозок – не самый лучший вариант. "Эта мысль пришла госчиновникам от безысходности.

Ан-2 – это самолет с идеологией конструкции середины прошлого века. Его не модернизировали двадцать лет – ничего не делали. Но других вариантов, чтобы быстро снова начать летать по местным линиям, у нас нет. Кроме того, государству одновременно надо решать и задачи соотношения стоимости авиаперевозок и средней зарплаты. Без повышения спроса это мероприятие будет бессмысленным", – заключил Смирнов. Он добавил, что реализация этого проекта даст хороший старт в частичном восстановлении местных перевозок.

Не столь оптимистично настроен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, считающий модернизацию Ан-2 бесполезной тратой времени.

"Эти самолеты, к величайшему сожалению, в большинстве своем находятся в ужасающем состоянии, – сказал эксперт. – Любой металл, резина, стекло – все имеет свой ресурс. Даже если вы не летаете, на состояние самолета влияет погода – жара, морозы. Вряд ли с Ан-2 можно что-то сделать. Вернее так: сделать что-то можно, но это будет в разы дороже, чем купить новую машину".

В лучшем случае, полагает Баранов, 10% самолетов удастся вернуть в строй. "Все остальное не подлежит восстановлению", – резюмировал он.

Для справки: парк самолетов малой авиации в 2012 году меньше показателей 1991 года на 25% (243 единицы техники). Руководство России в последнее время не раз поднимало вопрос о реанимации малой авиации. Для этого уже были отменены пошлины на ввоз импортной маломестной авиатехники, принято решение о субсидировании процентных ставок по лизинговым платежам. В начале текущего года Минтранс выступил за отмену НДС на воздушные суда. На этот год в федеральном бюджете на субсидирование приобретения самолетов заложено 1,9 млрд рублей.

По данным Минпромторга, примерно через три года планируется запуск нового самолета для региональных перевозок на 19 посадочных мест. Самолет будет разрабатываться во Владивостоке. В рамках данного проекта, как добавил Мантуров, у министерства есть договоренность с Центральным аэрогидродинамическим институтом – его филиалом в Новосибирске.

Также Минпромторг планирует через три года запустить новый 19-местный самолет, разработанный в Казани. Оба эти проекта получат соответствующую поддержку из министерства.

По материалам информационного портала «АвиаПорт.Ru»

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ