Недавнее прошлое и ближайшее будущее российских ВВС

Категория: Российской авиации

В прошедшем 2012 году на закупки новой техники и вооружений для российской армии было затрачено более 900 миллиардов рублей. В текущем 2013-м на эти нужды планируется выделить 1,3 триллиона. Таким образом, расходы на оборону постоянно увеличиваются, что просто не может не привести к положительным последствиям. Так, за прошлый год военно-воздушные силы России получили около полутора сотен единиц техники, в первую очередь, новых типов. В дальнейшем эта тенденция сохранится и даже увеличит темпы.

В 2013 году продолжится поставка истребителей Су-35С, фронтовых бомбардировщиков Су-34, вертолетов Ка-52 и Ми-35М, а также других типов техники. Само собой, новые поступления самым прямым образом повлияют на боеспособность ВВС. В первую очередь необходимо отметить тот факт, что текущие темпы поставок авиационной техники позволят в ближайшие годы завершить переоснащение некоторых подразделений новыми самолетами и вертолетами. Таким образом, ряд частей ВВС могут быть обновлены не только на требуемые госпрограммой перевооружения 70-80 процентов, но и на все сто. Одновременно с этим количественный аспект перерастет в качественный.

Особенно заметно повышение качества в свете той части фронтовой авиации, которая призвана наносить удары по наземным целям, ведь именно эта часть ВВС в настоящее время получает наибольшее количество новых самолетов. К примеру, фронтовые бомбардировщики Су-34, несколько лет назад начавшие поступать в войска, в отличие от своих предшественников Су-24М, имеют более высокий ударный потенциал. Они могут использовать более широкий спектр вооружений, а также осуществлять атаки целей с больших дальностей. Кроме того, Су-34 обладает возможностью несения и применения ряда управляемых боеприпасов, что выводит этот бомбардировщик на мировой уровень. Примечательно, что помимо специализированных бомбардировщиков Су-34 российские ВВС получают и другие машины: истребители-бомбардировщики Су-35С, МиГ-29СМТ и т. п. Все эти типы самолетов имеют возможность атаки наземных объектов, а также способны работать по воздушным целям. Таким образом, новая фронтовая авиационная техника является своеобразным гибридом традиционного отечественного и западного подхода к формированию тактической авиации: в строю одновременно находятся и специализированные бомбардировщики, и истребители с возможностью атаки «наземки».

Вторым фактором, прямо влияющим на качественные аспекты фронтовой авиации, является увеличение темпов закупки управляемых боеприпасов. Не так давно министерство обороны, в соответствии с последними мировыми тенденциями развития боевой авиации, приняло решение использовать подобные бомбы и ракеты в качестве основного средства поражения наземных целей. Конечно, от пушечного вооружения и неуправляемых ракет никто не отказывается, но уже сейчас больший приоритет отдается управляемым системам.

Еще одна особенность новой техники больше влияет на тактические возможности фронтовой авиации. Как видно из многочисленных материалов, почти все новые типы таких самолетов оснащаются системами дозаправки в полете. Благодаря им новые истребители и бомбардировщики смогут работать на значительном удалении от своих аэродромов. Польза подобной возможности была неоднократно подтверждена на практике. К примеру, на днях французские истребители Dassault Rafale, перелетая с авиабазы Сен-Дизье, расположенной на севере Франции, на аэродром Нджамене (Чад), по пути совершили атаку по объектам противника в малийском городе Гао. За время полета продолжительностью несколько часов «Рафали» с дозаправкой в полете преодолели около пяти тысяч километров. Эта операция французских ВВС в очередной раз доказала простую истину: при правильном планировании даже фронтовая авиация может выполнять задачи на дальностях, свойственных более серьезным подразделениям. Вполне очевидно, что в российских условиях, с учетом размеров страны, подобные вещи должны стать обязательными и регулярными. Наличие систем дозаправки на новых самолетах позволяет надеяться на движение в этом направлении.

Наконец, последний фактор, повышающий боеспособность российской авиации, касается поставок новых тренажеров и увеличением налета пилотов. Новая более сложная техника требует определенных умений и навыков, которые невозможно получить без соответствующей практики. Так, средний налет пилотов ВВС России в последние годы постоянно растет и уже превысил отметку в 100 часов в год. В дальнейшем имеющаяся тенденция сохранится, что также поможет увеличить боевой потенциал всех видов авиации.

Помимо непосредственно поставок новой техники для дальнейшего развития ВВС необходимо решить ряд смежных вопросов. К примеру, руководство Минобороны намерено пересмотреть старые планы относительно модернизации имеющихся аэродромов. Кроме того, продолжится развитие инфраструктуры этих объектов. Также немаловажной частью обновления и модернизации военно-воздушных сил является дальнейшее совершенствование тактики применения авиации. Этот вопрос напрямую связан с поставками новой техники, от истребителей и бомбардировщиков до специальных самолетов: разведывательных, дальнего обнаружения и управления и т.д. Самолеты этих классов уже есть в отечественных ВВС, а их количественный и качественный состав постоянно улучшается. В то же время, пока нельзя сказать, что общее количество имеющихся самолетов ДРЛОиУ А-50 или другой «спецтехники» соответствует желаемому. Таким образом, специальные самолеты уже сейчас являются одним из самых приоритетных направлений развития ВВС России.

Как видим, существующее положение дел в российских военно-воздушных силах гораздо лучше, чем было несколько лет назад. Постепенно увеличивается количество новой техники, что приводит к качественному улучшению возможностей всего рода войск. В то же время, остается немало проблем. В самом ближайшем будущем министерству обороны придется провести ряд программ, призванных убрать имеющиеся недостатки, такие как отсутствие должного количества специальных самолетов, отставание в области управляемого вооружения и т.д. Однако заявленные планы по затратам на оборону позволяют предположить, что наибольшей проблемой в деле развития и совершенствования отечественных ВВС будет не недостаток финансирования, а соблюдение запланированных сроков. Но, как показывает опыт, это не самая большая беда, какая может случиться с вооруженными силами.

Источник: Военное обозрение

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ