Пакет документов о масштабных финансовых вливаниях в промышленность был подписан российским правительством в январе 2014 года. Первое из них, от 3 числа, касается стимулирующего субсидирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Второе, от 11 января, - субсидирования уплаты процентной ставки по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов.
"Это не новые меры стимулирования промышленности, а обкатанный механизм финансирования, продлеваемый на 2014-2016 годы", - сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе Министерства промышленности и торговли, разработавшего документы. "После шестнадцатого года мы будем перенастраивать инструменты на возвратное финансирование и предполагаем, что будут созданы отраслевые фонды, из которых будут финансироваться опытно-конструкторские работы, а научно-исследовательские работы будут выполняться за бюджетные средства, что не противоречит требованиям со стороны ВТО", - сообщал ранее "АвиаПорту" министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
На НИР, ОКР и ТР в 2014 году заложены 1 млрд 169 млн 665 тыс. рублей, в 2015 году - 1 млрд 693 млн рублей, в 2016 году - 2 млрд 200 тыс. рублей. На компенсацию процентных ставок - по 1 млрд рублей в 2014 и 2015 годах. При этом в ведомстве напоминают, что предоставление субсидии в размере 1 рубля приводит к привлечению порядка 9,6 рубля частных инвестиций.
Но авиация получит только часть этих средств: целевыми отраслями промышленности для финансирования являются фигуранты госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Распределения средств по отраслям промышленности проводиться не будет, деньги будут выделяться на конкурсной основе конкретным заявителям.
В ходе посещения Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского Д.Мантуров заявил, что НИР и ОКР - это одни из самых рисковых направлений деятельности промышленных предприятий. Он отметил, что развитие науки не должно останавливаться из-за недостатка финансирования, и что все разработки, так или иначе найдут свое место в промышленности: не сегодня, так через какое-то время, даже если сегодня у них нет коммерческого потенциала. Но научные исследования, которые не приводят к результату, выраженному в рыночном продукте, становятся для предприятий лишней финансовой нагрузкой, и далеко не каждый руководитель готов одобрить такой риск.
Считается, что благодаря субсидированию риски исследовательской деятельности существенно снизятся, а участники процесса смогут высвободить средства для других задач. По оценке министерства, выделение средств на новые разработки позволит в 1,5-2 раза увеличить интенсивность затрат на технологические инновации в рамках комплексных инвестиционных проектов.
Проект субсидирования процентных ставок по кредитам для новых инвестпроектов, как считают в ведомстве, послужит росту новых производств, а значит созданию рабочих мест и формированию условий для продвижения российской продукции на новые рынки. Конкурс на выделение финансов в 2014 году пройдет до 15 июня, в последующие два года - два раза в год: до 15 марта и до 15 июня. Деньги будут выплачиваться адресатам во 2 и 4 кварталах финансового года.
К участникам конкурса есть два основных условия: ввод производственных мощностей по инвестиционному проекту после 1 января 2014 года и общая сумма инвестпроекта от 150 млн до 2 млрд рублей. Кроме того, срок кредита, по которому будет гаситься часть процентной ставки, не должен превышать пять лет.
Отдел СТО, по материалам АвиаПорт