2014-й: Предварительные итоги. Производство пассажирских и транспортных самолетов

Категория: Российской авиации

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению итогов 2014 г. по производству и поставкам новых российских пассажирских и транспортных самолетов, а также различных спецверсий на их базе, стоит напомнить, что существуют разные подходы к зачету годовых результатов работы авиапромышленности. «Взлет» по традиции засчитывает в число построенных только те самолеты, которые были собраны и совершили первый вылет в течение календарного года, а в поставленные – те, которые были переданы в тот же период эксплуатанту, включая изготовленные ранее, но до этого в эксплуатацию не передававшиеся. В связи с этим возможны отдельные разночтения с официальной статистикой производителей, которая будет опубликована позднее в течение года, поскольку в нее могут быть включены машины, сданные по документам заказчику (лизинговой компании, другому предприятию для кастомизации и т.п.), но еще не являющемуся фактическим конечным эксплуатантом самолета. Кроме того, официальная статистика иногда учитывает вторичные поставки самолетов, уже ранее находившихся в эксплуатации у другого оператора, но затем по тем или иным причинам возвращенные производителю.

SSJ100

В течение 2014 г. в КнАФ ЗАО «ГСС» были собраны и совершили первый полет 34 новых самолета SSJ100, в т.ч. 13 – в версии LR (увеличенной дальности). Кроме того, был изготовлен и поступил на испытания ресурсный экземпляр SSJ100-95LR (№95075). Из этого числа 12 машин предназначалось для авиакомпании «Аэрофлот» (шесть, включая две выпуска 2013 г., переданы в эксплуатацию по контракту с лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг» после возврата производителю шести заключительных самолетов версии light; шесть поставлены в эксплуатацию по новому контракту с компанией «Сбербанк Лизинг», сдача в эксплуатацию еще двух перенесена на 2015 г.).

Шесть самолетов версии LR изготовлены для «Газпромавиа», из них поставлены в эксплуатацию четыре, а также два, облетанные в 2013 г.; еще два из числа изготовленных в 2014 г. будут переданы в наступившем году.

Шесть SSJ100-95LR в новой 103-местной компоновке были изготовлены для авиакомпании «ЮТэйр», но в связи с возникшими примерно с середины 2014 г. вследствие санкций проблемами с финансированием со стороны лизингодателя – компании «ВЭБ-лизинг», а затем и сложной финансовой ситуации у самого перевозчика, эти машины, вероятно, в 2015 г., будут переданы другому заказчику. В числе наиболее вероятных претендентов считается «Аэрофлот» (или его дочерние предприятия).

Девять новых SSJ100-95B были изготовлены в 2014 г. для СП SuperJet International для последующей передачи в эксплуатацию в мексиканскую авиакомпанию Interjet. Однако только одна из машин, облетанных в 2014 г., успела поступить в эксплуатацию, остальные семь из восьми машин, прибывших в минувшем году в Мексику, были собраны на КнАФ ЗАО «ГСС» еще в 2013 г.

Еще один новый SSJ100, облетанный в 2014 г., к концу этого года, после необходимой кастомизации, которая уже началась, будет поставлен МЧС России. В конце 2014 г. были выполнены первые пассажирские рейсы на самолете SSJ100-95B в версии VIP, построенном в 2013 г. по заказу ОАО «Рособоронэкспорт». Оборудование VIP-салона этой машины и ее сертификация были завершены в течение 2014 г.

Таким образом, общий объем производства новых SSJ100 в Комсомольске-на-Амуре в 2014 г., не считая ресурсного образца № 95075, составил 34 самолета. В эксплуатацию в течение минувшего года поступило 27 новых самолетов, что почти вдвое больше, чем в 2013 г.

В наступившем году можно ожидать выпуск порядка 40 новых самолетов SSJ100, основными заказчиками которых выступят авиакомпании «Аэрофлот» и Interjet. Кроме того, заключительные «суперджеты» будут поставлены в «Газпромавиа». До конца года ожидается поставка двух новых SSJ100 в специальных версиях в авиацию МЧС России, а также двух – в СЛО «Россия» (машины выпуска 2013 г., изначально предназначавшиеся для лаосской Lao Central, после необходимого переоборудования).

Ан-148

Производственная программа ОАО «ВАСО» в части выпуска новых самолетов Ан-148 в 2014 г. была полностью ориентирована на выполнение контрактов с государственными заказчиками. Было изготовлено три новых Ан-148-100Е для Минобороны России, при этом в эксплуатацию в ВВС России переданы четыре машины (включая одну, выпущенную в конце 2013 г.). Еще два Ан-148-100ЕА были сданы в 2014 г. авиации ФСБ России: один из них был облетан в конце 2013 г., а другой – еще в 2010 г., но первому заказчику (МО Мьянмы) передан в свое время так и не был и после заключения в прошлом году контракта с ФСБ прошел необходимое переоборудование.

В общей сложности ВАСО выпустило в 2014 г. три новых Ан-148 (в 2013 г. – шесть), но поставило заказчикам шесть – в полтора раза больше, чем в 2013 г., когда было поставлено четыре Ан-148. В наступившем году ВАСО продолжит производство и поставки самолетов Ан-148 по контрактам с Минобороны России (три-четыре машины) и ФСБ РФ (две – одна новая и одна, переоборудованная из машины 2011 г., не поставленной тогда в Мьянму). Не исключено, что на этом программа производства новых Ан-148 на ВАСО из-за складывающихся российско-украинских отношений может быть приостановлена.

Ил-76МД-90А

В 2014 г. ЗАО «Авиастар-СП» изготовило первые два серийных транспортных самолета Ил-76МД-90А по контракту с Минобороны России, первый из которых был поставлен заказчику и передан им на ТАНТК им. Г.М. Бериева для переоборудования в прототип нового авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения. Сдача второго перенесена на 2015 г. В 2015 г. завод продолжит изготовление следующих серийных Ил-76МД-90А для Минобороны, а также может выпустить первый экземпляр самолета-заправщика Ил-78М-90А на его базе.

Ил-96

ОАО «ВАСО» в течение 2014 г. не выпустило ни одного нового широкофюзеляжного самолета семейства Ил-96. Вместе с тем после переоборудования в специальную пассажирскую версию Ил-96-400ВПУ в октябре 2014 г. был облетан ранее не поступавший в эксплуатацию грузовой Ил-96-400Т (№ 01004) выпуска 2011 года. Поставка его заказчику должна состояться в 2015 г. Начаты работы по переоборудованию в специальные версии других ранее выпущенных Ил-96-400Т. Кроме того, в 2015 г. завод должен изготовить и поставить в СЛО «Россия» два новых Ил-96-300 в специальных вариантах по контракту с УДП РФ.

Ту-204

В течение 2014 г. ЗАО «Авиастар-СП» не было выпущено ни одного нового самолета семейства Ту-204, не получила пока развития и программа модернизированного Ту-204СМ. Вместе с тем в 2015 г. завод должен завершить изготовление и поставить в эксплуатацию в СЛО «Россия» два новых Ту-204-300 (один из них – в версии Ту-204-300-100) по контрактам с УДП РФ. Будут осуществляться также работы по техническому обслуживанию и переоборудованию в интересах новых заказчиков нескольких ранее выпущенных Ту-204-300, а также, возможно, и Ту-204 других модификаций.

Ту-214

Казанский авиационный завод ОАО «Туполев» (прежнее название – ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова») в 2014 г. изготовил и поставил один новый Ту-214СР по заказу на три такие самолета от УДП РФ. Кроме того, был собран и выведен на летные испытания один новый самолет Ту-214 в специальной версии для Минобороны России и поставлен в эксплуатацию в ВВС России второй самолет воздушного наблюдения Ту-214ОН, облетанный в конце 2013 г. В 2015 г. завод должен изготовить два оставшихся Ту-214СР по контракту с УДП РФ и продолжить работы для Минобороны.

Ан-140

ОАО «Авиакор – авиационный завод» (не входит в состав ОАК) в течение 2014 г. изготовил два новых пассажирских самолета Ан-140-100 по контрактам с Минобороны России. Один из них поступил в эксплуатацию в ВВС России, второй в конце года был сдан заказчику и поступит в Морскую авиацию ВМФ России. Годом ранее завод построил и сдал Министерству обороны три новых Ан-140-100. Несмотря на то, что из общего количества в 14 самолетов Ан-140, заказанных по нескольким контрактам Министерством обороны, поставлено пока восемь, ожидать новых поставок в 2015 г., в силу складывающихся российско-украинских отношений, вероятно, не приходится. В этих условиях «Авиакор» сосредоточится на работах по техническому обслуживанию и ремонту ранее выпущенных Ан-140 и Ту-154 в интересах Минобороны.

Бе-200

Несмотря на имевшиеся планы, ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» не смогло в 2014 г. завершить сборку первых самолетов-амфибий Бе-200ЧС по имеющимся контрактам с МЧС России и Минобороны России. Выход на испытания и поставка первого Бе-200ЧС таганрогской сборки перенесены на 2015 г. В портфеле заказов предприятия в настоящее время имеется два контракта – на шесть Бе-200ЧС от МЧС РФ и на шесть машин (два Бе-200ЧС и четыре Бе-200ПС) для Морской авиации ВМФ России. Вероятно, первые из них завод сможет поставить заказчикам в 2015 г.

По материалам Союза авиапроизводителей

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ