В Ульяновске прошла III всероссийская конференция «Ил-76: вчера, сегодня, завтра». На авиазавод «Авиастар-СП», где запущено серийное производство самолетов Ил-76МД-90А, прибыли гости из 11 регионов – представители Объединенной авиастроительной корпорации, авиакомпаний, предприятий, которые поставляют комплектующие для строительства воздушного судна.
Главным вопросом, который обсудили на конференции, стало поддержание летной годности и ремонта парка эксплуатируемых самолетов знаменитого семейства.
– Это уже третья по счету конференция «Ил-76: вчера, сегодня, завтра». Первая была посвящена поиску поставщиков, организации производства этих воздушных судов. Сейчас, когда первый серийный самолет уже передан госзаказчику, встают вопросы, связанные с тем, как он будет эксплуатироваться. Представители авиапрома, разработчики, производители должны продемонстрировать готовность решать все проблемы, которые теоретически могут возникнуть у эксплуатантов. Беседа с представителями военно-транспортной авиации и коммерческих авиакомпаниий уже выявила ряд проблемных вопросов, – пояснил главный редактор отраслевого аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, выступивший в качестве модератора конференции.
По его словам, в настоящий момент свернуто производство около 60 наименований покупных комплектующих для Ил-76. Некоторые производители прекратили свое существование, другие располагались на территории бывших союзных республик, например, Украины. Вопрос возобновления выпуска комплектующих в настоящий момент Россией окончательно еще не решен. А потому и военно-транспортная авиация, и коммерческие эксплуатанты могут столкнуться с ситуацией, когда нужных комплектующих на складе не окажется.
– Проблема действительно есть, как с закупкой запчастей, так и с ремонтом самолетов. Назначенные сроки службы воздушных судов подходят к завершению, нужно в кратчайшие сроки начать воспроизводство комплектующих, включая те, выпуск которых был остановлен достаточно давно. Подменного ремонтного фонда сегодня практически нет, он устарел, так что вопросы накапливаются как снежный ком. Надеемся, диалог поможет их разрешить, – отметил главный инженер по самолетам и двигателям командования Военно-транспортной авиацией РФ Сергей Щербаков.
Запуск производства самолетов Ил-76МД-90А в Ульяновске должен сдвинуть проблему с запчастями с мертвой точки. Если не начать решать эту проблему сегодня, через полтора – два десятка лет на крыле может не остаться ни одного Ил-76.
– «Авиастар-СП» ведет активную работу и с авиаремонтными заводами, и с эксплуатантами по формированию плана выпуска различных технических изделий, чтобы не сложилась ситуация, при которой будут останавливаться самолеты типа Ил-76, – уточнил Пантелеев.
Напомним, модернизированные транспортные самолеты Ил-76МД-90А производят в Ульяновске по госзаказу – авиазавод занимается строительством 39 самолетов Ил-76МД-90А для нужд Минобороны. В этом году «Авиастар-СП» должен передать заказчику, в общей сложности, три самолета.
Также в Ульяновске работают над созданием самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А. Это воздушное судно станет первым отечественным топливозаправщиком: прежде все самолеты Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиапроизводственном объединении имени Чкалова.
Виктория Чернышева
По материалам «Российская газета»