Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) разработали алюминий-литиевые сплавы В-1461, В-1469 третьего поколения, легированные редкоземельными металлами и обладающие повышенными характеристиками прочности и трещиностойкости при пониженной плотности в сравнении с традиционными алюминиевыми сплавами.
Сегодня в авиационной промышленности России применяются алюминий-литиевые сплавы второго поколения – 1420 и 1441, разработанные перед распадом СССР. Применение новых материалов третьего поколения позволит серьезно снизить массу элементов конструкции самолетов.
В-1461 и В-1469 являются свариваемыми, что позволило впервые в отечественной практике получить фрагмент сварной панели крыла, выполненный сваркой трением с перемешиванием. Применение новых материалов в совокупности с прогрессивными технологиями сварки позволило не только обеспечить повышенные характеристики устойчивости конструкции, но и снизить ее массу на 10–15%.
Российскими авиастроителями на базе высокопрочного алюминий-литиевого сплава В-1469 реализована концепция гибридной панели крыла с использованием слоистых металлополимерных композиционных материалов, испытания которой показали возможность использования данных конструкций для повышения весовой эффективности при сохранении остальных эксплуатационных характеристик.
Особо стоит отметить, что технология выплавки новинок уже освоена на Каменск-Уральском металлургическом заводе, способном производить до 1000 тонн таких сплавов в год. Предполагается применять эти современные материалы для создания перспективных образцов гражданской авиационной техники. Данные сплавы, наряду с применением других материалов нового поколения, позволят нашим авиастроителям создать пассажирские самолеты с улучшенными характеристиками.
По материалам Российского технического медиаресурса «ТЕХНОСФЕРА»