Региональные самолеты освобождают от пошлин Флагман отечественного авиапрома, региональный самолет SSJ-100, может в ближайшее время столкнуться с ростом конкуренции на своем основном рынке – СНГ. Как выяснил «Ъ», Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) расширила до 2023 года льготный беспошлинный режим ввоза в ЕАЭС самолетов того же класса. Это решение в первую очередь пролоббировали Казахстан и Белоруссия, авиакомпании которых планируют в ближайшее время обновлять парки самолетов.
ЕЭК решила продлить до 2023 года льготный ввоз иностранных самолетов (без уплаты таможенных пошлин) на территорию всех стран ЕАЭС. Постановление комиссии было опубликовано 15 января и должно вступить в силу через десять дней после этого. Сейчас в ЕАЭС установлены пошлины в размере 10,6 % на дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты и 16,8 % для остальных типов воздушных судов. В ЕЭК вчера «Ъ» пояснили, что если с 2013 года льготный режим распространялся только на часть среднемагистральных самолетов, емкостью от 110 до 300 кресел, то в нынешнем решении условия действуют на всю номенклатуру таких самолетов – от 50 до 300 кресел. Собеседник «Ъ» в отрасли добавляет, что уже освобожден от уплаты таможенных пошлин ввоз в РФ турбовинтовых самолетов емкостью до 72 кресел, поскольку этот модельный ряд не составляет конкуренцию SSJ-100 и МС-21.
В ЕЭК отметили, что решение принималось в том числе «по предложению Казахстана и Белоруссии». Кроме того, если раньше льготный режим действовал только для Казахстана и Белоруссии, теперь он вводится для всех стран ЕАЭС, то есть также для Армении и Киргизии. Один из источников «Ъ» в отрасли подчеркивает, что «другие страны-члены ЕАЭС давно добивались льготного пошлинного режима в свете обновления парка их крупнейших авиакомпаний и наконец достигли своего». Другой собеседник «Ъ» на рынке указывает, что расширение льгот создаст конкуренцию SSJ-100 со стороны зарубежных производителей, прежде всего Embraer и Bombardier. Впрочем, говорит другой собеседник, мера окажет влияние в первую очередь как раз на рынки Белоруссии и Казахстана, «где крупные авиакомпании именно напрямую закупают самолеты, а не берут их в лизинг, как это происходит в РФ».
Представитель ОАК вчера сообщил «Ъ», что в компании «выступали против этого решения». «Теперь будем конкурировать в этих новых условиях», – признал собеседник «Ъ». Он отметил, что в компании совместно с Минпромторгом обсуждают «следующие шаги по повышению конкурентоспособности отечественного гражданского авиапрома, в том числе за счет улучшения послепродажного обслуживания». Российский представитель Embraer сказал, что компания может дать комментарии только после детального ознакомления c решением ЕЭК.
В Bombardier отказались от комментариев. В Airbus заявили «Ъ», что расширение льгот не коснется компании, поскольку она производит самолеты вместимостью от 100 кресел. Профильный представитель Минпромторга РФ вчера вечером не ответил на звонки. В опрошенных «Ъ» авиакомпаниях официально введение льготного режима не комментируют, лишь в «ЮТэйр» отметили, что считают инициативу «эффективной», подчеркнув при этом, что на текущий момент не планируют расширять флот.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко подтверждает, что обнуление пошлин давно лоббировали Казахстан и Белоруссия. «Крупнейшая казахская авиакомпания Air Astana и белорусская «Белавиа» уже давно ориентированы на закупки региональных Embraer, поэтому отмена пошлин важна именно для них», – считает эксперт. Он подчеркивает, что льготы вряд ли серьезно повлияют на позиции SSJ-100 в странах ЕАЭС, поскольку «самолет и так не пользуется там большим спросом». «Речь о единичных соглашениях, например с казахской SCAT по передаче в операционный лизинг 15 самолетов, но в любом случае это даже не твердый контракт», – говорит господин Крамаренко. С другой стороны, по мнению эксперта, даже при обнуленных пошлинах благодаря сильной политической поддержке SSJ-100 будет пользоваться спросом на внутреннем российском рынке.
Анатолий Джумайло, Егор Попов, Елизавета Кузнецова
По материалам «Коммерсантъ»