Двигателестроительную отрасль подтягивают к газовым проектам

Категория: Российской авиации

Как стало известно «Ъ», 23 мая в научно-производственном объединении «Сатурн» в Рыбинске состоится совещание c участием вице-премьера Дмитрия Рогозина и главы «Газпрома» Алексея Миллера. Главная тема – загрузка мощностей Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и двигателестроительных предприятий госкорпорации «Роскосмос» заказами оборудования и комплектующих для перекачки газа. По итогам планируется составить список предприятий, которые могут быть задействованы в программе.

О предстоящем совещании на «Сатурне» «Ъ» рассказали несколько топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности и подтвердил собеседник в «Газпроме». По словам одного из них, вместе с господами Рогозиным и Миллером в Рыбинске высадится «руководящий десант» из ОДК и двигателестроительных предприятий «Роскосмоса» (в частности, речь идет об «Энергомаше», «Протоне-ПМ», «Искре», Воронежском механическом заводе и др.), представители которого доложат о том, как они попробуют помочь «Газпрому». То, что совещание стоит в повестке руководства ОДК, подтвердили «Ъ» в корпорации. «Мы рассчитываем рассмотреть вопросы, связанные с поставкой нашей продукции в интересах ТЭК по линии импортозамещения, обсудить комплексную долговременную программу сотрудничества с «Газпромом» и совместно определить возможность реализации инвестиционного контракта на поставку газотурбинных энергетических установок мощностью свыше 110МВт – ГТД-110М», – заявили «Ъ» в ОДК. В «Роскосмосе», «Газпроме» и аппарате Дмитрия Рогозина от комментариев вчера воздержались.

Необходимость загрузить двигателестроительные предприятия сторонними заказами остро встала после инцидента на Воронежском механическом заводе.

Тогда, напомним, был использован неверный припой в двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214, устанавливающихся на вторую и третью ступень ракет-носителей «Протон-М» соответственно. В ходе разбора полетов выяснилось, что завод нуждается в срочной технологической модернизации, а его сотрудники – в повышении зарплаты. Имеющихся заказов не хватало, поэтому Дмитрий Рогозин в феврале поручил загрузить ВМЗ сторонними заказами со стороны энергетиков.

Теперь вопрос ставится гораздо шире – речь идет о целой двигателестроительной отрасли, говорит источник «Ъ» в оборонной промышленности. По словам собеседника «Ъ» в «Газпроме», на совещании речь может идти о закупках российских газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Он подчеркнул, что их подавляющая часть и так российского производства. А зарубежные большой мощности, которые не производятся в России, «Газпром» в последнее время покупал только для экспортных морских газопроводов Nord Stream и «Турецкий поток». В то же время у монополии есть необходимость в замене деталей и обслуживании агрегатов украинского производства («Зоря-Машпроект»), отношения с украинскими поставщиками прерваны с 2014 года. Наконец, наиболее современные ГПА «Ладога» мощностью 32 и 16 МВт, созданные в партнерстве и по лицензии GE Oil&Gas, которые активно закупаются «Газпромом», в том числе для «Силы Сибири», локализованы пока не полностью – GE поставляет для агрегатов камеры сгорания и лопатки турбин.

Участие в таком проекте выгодно «Газпрому» с точки зрения независимости от режима санкций, убежден высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. Он напомнил, что именно санкции стали серьезной проблемой для ввода в Симферополе и Севастополе двух парогазовых ТЭС по 470 МВт каждая, которые должны были решить вопрос с энергоснабжением Крыма. Схема предполагала использование четырех больших газовых турбин – либо импортных, либо выпущенных по лицензии СП «Силовых машин» с Siemens в Петербурге (ГТЭ-160), но оба варианта упирались в западные санкции. По данным «Ъ», во время одного из совещаний Дмитрий Рогозин предлагал отказаться от варианта с иностранными газотурбинами, передав заказ ОДК: ее продукция обладала меньшей мощностью, но этот вопрос решался путем увеличения количества турбин. Однако против выступил вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий развитие Крыма. Надежды были связаны с закупкой турбин в Иране (переговоры ведет «Технопромэкспорт» – «дочка» госкорпорации «Ростех»), однако 12 апреля глава Минэнерго Александр Новак впервые публично признал проблемы с поставками оборудования для двух строящихся ТЭС в Крыму (см. «Ъ» от 13 апреля).

Есть для «Газпрома» и политические дивиденды, говорят кремлевские и правительственные чиновники: программа промышленного импортозамещения находится на особом контроле у Владимира Путина, по особо важным вопросам ему докладывают практически ежедневно. Отметим, что 25 апреля президент посещал «Сатурн», где дал старт испытаниям нового корабельного газотурбинного агрегата и провел совещание по импортозамещению, назвав его «принципиально важным для надежного обеспечения технологической независимости». По данным «Ъ», по итогам совещания господа Рогозин и Миллер определят список предприятий, возможности и компетенции которых подходят для выполнения заказов «Газпрома».


По материалам «Коммерсантъ» / Иван Сафронов, Александра Джорджевич, Юрий Барсуков

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ