«Белый Лебедь» станет мощнее в два раза: как изменят ядерные ракетоносцы России

Категория: Российской авиации

Только на первый взгляд модернизация такой техники, как самолеты дальней авиации, выглядит простой задачей.

Модернизация самолетов дальней авиации и поддержание технической готовности к выполнению боевой задачи – сложный, многоуровневый процесс, к реализации которого в Минобороны России подходят так же серьезно, как и к переоснащению сухопутного и морского компонентов ядерной триады. Сложность задачи заключается на только в разработке перспективных комплексов дальней авиации, но и специального ракетного вооружения, способного решать задачи с высокой точностью, без риска для экипажа и техники.

Сердце из металла

Только на первый взгляд модернизация такой техники, как самолеты дальней авиации, выглядит простой задачей. Для большинства непосвященных в тонкости конструкции бомбардировщиков ракетоносцев процесс модернизации выглядит как обычный, вполне себе плановый ремонт. Однако помимо дефектовки, разборки, ремонта, сборки и покраски бортов за ширмой авиастроительного искусства остается работа сотен специалистов и десятков предприятий.

Одним из ключевых предприятий в этом отношении является самарский завод авиационных двигателей ПАО «Кузнецов». Силами самарских двигателестроителей живут и «дышат» авиационные двигатели НК-12, НК-25 и НК-32 – металлические сердца ракетоносцев Ту-160 и Ту-95. Однако плановым ремонтом и небольшой модернизацией самарские двигателестроители ограничиваться не станут – в ходе недавнего визита на завод замминистра обороны РФ Юрия Борисова, были подтверждены сведения о сборке первой партии двигателей НК-32 2-й серии, которым предстоит занять место в мотогондолах ракетоносца Ту-160М2.

Перезапуск процедуры серийного производства двигателей говорит о многом – устранены проблемы завода с квалифицированным персоналом, завершена разработка и доводка конструкции двигателей. Установочная партия новых двигателей для модернизированных ракетоносцев составит шесть двигателей, пять из которых ПАО «Кузнецов» поставит заказчику уже до конца 2017 года.

Двигатели «второй серии» для Ту-160М2 начнут испытывать уже в августе – такая срочность объясняется сроками подготовки полета первого обновленного Ту-160М2, боевая эффективность которого, по словам военных, возрастет в 2–2,5 раза по сравнению с уже состоящими на вооружении ВКС ракетоносцами, ведь построить первый абсолютный новой «Белый Лебедь» планируют к 2019 году, а в 2021 новый ракетоносец должны принять на вооружение.

Цифровые «мозги»

Ту-160М2, по мнению разработчиков и экспертов, станет так называемым самолетом «переходного этапа» – последней, и самой современной версией ракетоносца перед началом серийного производства Перспективного Комплекса Дальней Авиации (ПАК ДА). По своей сути, в привычные многим экспертам и любителям авиации формы «впишется» абсолютно другой самолет. В создании БРЭО Ту-160М2 так же принимает участие один из лидеров радиоэлектронного оборудования в мире – Концерн Радиоэлектронные Технологии (КРЭТ).

Стоит отметить, что с момента начала работ над переработкой бортовой радиоэлектронной архитектуры в 2015, специалисты КРЭТ и смежники совершили огромный рывок в качестве бортового радиоэлектронного оборудования. Одним из нововведений в конструкцию Ту-160М2 станет принципиально новый комплекс радиоэлектронной борьбы, в основу которого легли наработки по бортовому комплексу РЭБ «Гималаи», разработку которого в КРЭТ провели для истребителя пятого поколения Т-50.

Помимо прочего, в состав БРЭО Ту-160М2 войдет и принципиально новая бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-1, разработку которой провел входящий в состав КРЭТ «Московский институт электромеханики и автоматики». Особенность такой системы заключается в абсолютной работоспособности.

«Такой комплекс может работать даже в том случае, когда борт «давят» средства радиоэлектронной борьбы противника и осуществляется сильное, разнонаправленное радиоэлектронное подавление», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» источник в ВПК. По мнению экспертов, для ВКС России планируется построить до 50 Ту-160М2.

По-прежнему опасен

Не забыли в ходе масштабной модернизации дальней авиации и про одного из ветеранов. Обновленный Ту-95MСМ (с модернизированными двигателями НК-12MПM), по словам экспертов, соответствует всем предъявляемым требованиям к самолетам дальней авиации. Обновлена авионика, бортовое радиоэлектронное оборудование, средства связи, навигации, наведения и управления вооружением.

Над высокоточным вооружением – крылатыми ракетами большой дальности, российские специалисты поработали особенно тщательно. Благодаря современной элементной базе и боевой работе российских ВКС в Сирии накоплен огромный опыт по части разработки и производства средств поражения, с помощью которого самолеты дальней авиации могут выполнять поставленные задачи не входя в зону действия ПВО вероятного противника.

Кроме уже испытанных в Сирии дальних авиационных крылатых ракет Х-101, в состав вооружения самолетов дальней авиации войдет и сверхдальняя крылатая ракета Х-БД, подробные параметры которой засекречены. Для того, чтобы понять потенциал новой крылатой ракеты, стоит сравнить параметры с уже состоящими на вооружении средствам поражения этого типа. Для сравнения – крылатая ракета Х-101 имеет дальность стрельбы в 3–3,5 тысячи километров. Дальность полета новой ракеты, по словам научного руководителя ГосНИИ авиационных систем Евгения Федосова, будет значительно выше.

В сухом остатке это означает буквально следующее – для поражения объектов противника самолетам дальней авиации нужно будет лишь взлететь с аэродрома, занять эшелон и высоту. Дальше, после получения приказа на применение оружия, дело сделает ракета.

Серийное производство Ту-160М2 и продление сроков эксплуатации Ту-95МС (и их глубокая модернизация) должны будут обеспечить национальную безопасность России и постоянную боевую готовность сил ядерного сдерживания вплоть до того момента, когда к серийному производству подготовят ПАК ДА, характеристики и функционал которого, по мнению экспертов, будут в несколько раз выше существующих самолетов дальней авиации.

 

По материалам ТРК «Звезда» \ Дмитрий Юров

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ