Магомед Толбоев назначает себе срок

Категория: Российской авиации

Как арест губернатора Хабаровского края Сергея Фургала отразится на выпуске самолетов «Сухой Суперджет 100» в Комсомольске-на-Амуре? Почему создатели самолета МС-21 продолжают надеяться на иностранных поставщиков, игнорируя российские фирмы, в частности завод «Звезда» имени Гая Северина? Как Путин терпит рядом с собой чиновников, которые игнорируют его указы? Об этом разговор главного редактора «АН» Андрея УГЛАНОВА с Героем России, заслуженным летчиком-испытателем, генерал-майором Магомедом ТОЛБОЕВЫМ.

Полную версию  видеоинтервью  главного редактора   «Аргументов недели» Андрея УГЛАНОВА  с  Героем России, заслуженным летчиком-испытателем, генерал-майором Магомедом ТОЛБОЕВЫМ смотрите на  Youtube канале  ЗА УГЛОМ


«Суперджеты» по доброй воле никто не купит

– Магомед Омарович, пришло время опять, как говорится, ударить по штабам, как мы это делаем с вами раз в полгода. Обычно говорим об авиации, на этот раз начнем издалека. Арестован губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Но в Хабаровском крае на авиационном предприятия в Комсомольске-на-Амуре делают «Суперджеты». Продаются они пока плохо. Теперь станет лучше?

– Сомневаюсь. «Суперджеты» по доброй воле никто не покупает. Правительство заставляет компании их покупать. Это самый неудачный проект в истории русской авиации. В него вбухали миллиарды, а теперь еще миллиарды нужны, чтобы его доводить.

– Это начиналось при Погосяне. Он же на самом деле хороший авиаконструктор, при нем модернизировались самолеты Су. Зачем он влез в эту историю с гражданским самолетом?

– Я думаю, его втянули люди, которые хотели освоить эти миллиарды.

– Последние лет 2030 заказы на самолеты и вертолеты всегда сопровождались откатами. Завод получает заказ, а процентов 20-30 выделенных средств нужно отдать в Москву тем, кто эти деньги пробил. Может, Фургал на этом и погорел?

– Скорее всего, не поделился. В любом случае губернаторы, мэры городов завязаны в этой системе. Тебя туда поставили для того, чтобы ты делился. Забудешь, и тебя снимут тут же под любым предлогом. Тем более у нас арестовать человека ничего не стоит. За 10 тысяч рублей человека сажают, а за миллиарды ни прокурор, ни Следственный комитет, никто трогать тебя не будет, пока не будет отмашки.

– Вернемся к «Суперджету». Все время принимаются какие-то госпрограммы, обещания поддержать проект. Как этот самолет можно модернизировать?

– Сама по себе конструкторская мысль заложена в «Суперджет» хорошая. Да и воплощение неплохое. Помните, при жесткой посадке у него только с третьего удара стойки отлетели. А это огромные перегрузки узла. Это говорит, что самолет хороший, крепкий. Вопрос с его внутренним содержанием. Двигатели французские – кормим французов, авионика итальянская – кормим итальянцев. Есть израильские узлы – кормим израильтян. А свои сидят голодные.

– Так что делать, если нет своего двигателя?

– У нас серия пермских двигателей с тягой от 300 килограммов до 35 тонн. На любую задачу. Конструктор должен сам выбирать двигатель под свой самолет. Так делали в Советском Союзе, только сегодня создание двигателя для «Суперджета» никто не финансирует. Не нужно «Ростеху». Этот концерн владеет всем авиадвигателестроением Российской Федерации. Но в руководстве ни одного конструктора или инженера, одни бухгалтеры да аудиторы. Бухгалтеры рулят авиационной промышленностью. Как они собираются модернизировать «Суперджет»? В нем вся начинка иностранная. Импортозамещение? А есть чем замещать? Есть технологии и производство? Возьмем пример МС-21. Для него нужны композитные материалы. Своих нет. Хотели купить в США, а американцы применили санкции и отказали. Только это заставило почесаться, вспомнить «Буран» и его композиты. Начали что-то делать в этом направлении, развивать технологии. А это добыча минералов, химические технологии, производство, компоновка. Это огромная цепочка, тысячи рабочих мест. Это отлично. Но на этом мы теряем, как минимум, три года. А чтобы проект за это время не встал, приходится вместо композитов применять авиационный алюминий. А это совсем не то. Но, если бы американцы нас не подтолкнули своими санкциями, так бы у них и покупали, губя свое производство.


Чье слово сильнее слова президента?

– Вы упомянули самолет МС-21. Шикарный внешне самолет, летает прекрасно и очень красивый – по поверью авиаторов, это значит, что он будет хорошо летать. Но вот какая история – кислородное оборудование в нем импортное, аварийные трапы тоже импортные. При этом у нас в Подмосковье есть завод «Звезда» имени Гая Ильича Северина. Этот завод снабжал кислородным оборудованием, масками и трапами все советские самолеты. Почему опять заказывают все это за рубежом, а свои производства губят, хотя везде талдычат про импортозамещение?

– Тут есть два объяснения. Первое – политическое. Путин говорит, надо замещать – народ радуется, хлопает. И тут вступает вторая сила, более мощная, мощнее слов президента. Это нижний круг его окружения, это реализаторы. И они делают все наоборот. Так, как нужно им, а не стране, народу, Путину.

– Сердюков, Мантуров...

– Да, Владимир Владимирович не видит этого, а мы-то видим. Он думает, что они его слушаются и делают, как он сказал. А они делают, как им нужно, и подрывают авторитет президента перед народом.

НПО «Звезда» – это, конечно, великая фирма. Научно-производственное объединение, которое делает в том числе катапультные кресла. Кстати, не было ни одного случая с их катапультным креслом К-36, когда бы оно отказало. Всего с их помощью спасено 868 летчиков. Это целая воздушная армия!

Почему нет заказов?

Олег Демченко, главный конструктор МС-21, – патриот яковлевской фирмы. Я не знаю, почему Олег не заказывает у «Звезды», спрошу у него при встрече. Но есть один нюанс. А что сама «Звезда» сделала, чтобы заказывали у них? Мы для кого авиасалоны проводим? В следующем году очередной. Это крупнейший международный авиационный форум на территории Российской Федерации. От «Звезды» заявки опять нет. Почему «Звезда» не проявляет активность, где его деловая хватка?

– Магомед Омарович, вернемся к «Ростеху». Несколько лет назад он хотел продать фирме «Боинг» контрольный пакет акций фирмы «Ависма», которая делает титановые детали и для «Боинга», и для «Аэрбаса», и для всех наших самолетов. Мы тогда выпустили большую публикацию, и сделка не состоялась. Но эти люди продолжают заниматься тем же самым! Недавно они хотели продать пакет «Вертолеты России» непонятной индийской фирме. Что происходит с этими людьми?

– Спасибо за информацию, я даже не знал об этом. Титан – это стратегический продукт, нельзя никому отдавать контроль над его производством, это государственная измена. Технологии по обработке титана, включая сварку под водой для подводных лодок, – это секретнейший материал. Пускать в этот огород чужих – преступление.

– Какие у нас перспективы с гражданской авиацией? Я имею в виду эту бесконечную болтовню, которая ведется сегодня по Ил-114, Ил-112, Ту-134.

– Гражданский сектор самолетостроения в Советском Союзе был очень развит во всех классах самолетов – от Ан-2 до Ан-124. Это все находится до сих пор у нас, кроме Ан-124. Это значит, что тяжелых транспортных самолетов, за исключением Ил-76, у нас не осталось. Этот самолет – Ил-76 – в свое время модифицировали. В случае войны он должен был оснащаться дополнительным отсеком длиной 6,5 метра под новые двигатели. Сорок лет назад двигатели Д-30 считались мощными. Но сейчас другое время, теперь они слабы. И под ПС-90 сделали новый – Ил‑76. Раньше они выпускались в Ташкенте, а сейчас – у нас. Транспортный Ил-76 очень нужен для Вооруженных сил для оперативности переброски войск, десанта, техники и т.д. Без него армия – ничто. Но и у остальной части авиации большие проблемы. Это черная дыра в российских высоких технологиях.

Раньше авиация была локомотивом, который тянул всю остальную промышленность. Все передовые умы, технологии, конструкторские мысли были в авиастроении. От авиастроения отталкивались ракетостроение, станкостроение, железные дороги – все тянула на себе авиация.

Сколько было постановлений правительств – ничего не изменилось! Более того! Принимается Указ президента от 20 февраля 2008 года о создании национального центра авиастроения России имени Громова в городе Жуковском. Отлично! Но недолго музыка играла, в дело вступили исполнители. Первый удар наносит Сердюков. Приезжает, осматривается и говорит – это убрать, это уничтожить, это раздать. Но это же натуральное вредительство! Если не будет ЛИИ имени Громова, то не будет авиастроения вообще! Заводы, может, и не закроются, собирать что-то будут. Но все конструкторские бюро, от Ильюшина до Мясищева, имеют свои отделения в ЛИИ! Если его не будет – не будет и КБ, развития, авиации. Останется только отверточная сборка. Но ЛИИ – это еще и уникальная испытательная полоса в 5,5 километра, которая позволяет испытывать самолеты на продолженный взлет, на прекращенный взлет, посадку без одного двигателя, без двух двигателей – это специальная полоса. И вот – решили ее уничтожить – земля нужна под другие цели, дорогая она в Подмосковье, желающих много. Против этого выступили Герои России. Вроде бы притихли стервятники. Но, я уверен, они не остановились, они затаились.

– Да, у них такая тактика, они все равно хотят свои дела довести до конца. Мы не дадим им это сделать.

– Второе. ЛИИ – базовый аэродром национального центра авиастроения. Об этом и был указ президента Владимира Владимировича Путина, чье слово должно исполняться, и должно быть доложено, что все исполнено и выполнено. Прошло уже 12 лет, и ничего не сделано! А недавно стало известно, что руководитель национального центра авиастроения подает на банкротство. Указ президента – и это банкротство! Впервые в истории я это услышал. Указ президента можно отменить самим же президентом в связи с неактуальностью, нереализованностью, а тут указ действует, а вся система – банкрот. Но раз нет национального центра авиастроения, значит, и нет самого авиастроения.


Деньги для Примадонны

– Сердюков объединяет авиационные фирмы «Сухой» и «Микоян». Одна строит тяжелые истребители, а вторая – легкие. Это как скрестить коня и носорога, совершенно разные школы! Они там с ума посходили, что ли?

– Сердюков является официальным лицом, заместителем главы концерна «Ростех» Чемезова. Вчера стулья клепал и продавал, а сегодня авиацией заведует. Чего еще от него ожидать?

– А как может человек, у которого нет образования, быть руководителем авиационных предприятий?

– Он принизил генеральных конструкторов, он унизил генеральных директоров, опустил до уровня управляющих. Что-то не так – под зад ногой без всяких законов.

– Почему Путин назначает на должности, от которых зависит обороноспособность страны, людей, которые не имеют к авиации никакого отношения?

– Я бывший коммунист, член КПСС. Нам нужна, как это в СССР называлось, чистка рядов. Владимир Владимирович должен принять эту программу, потому что народ недоволен. Идет сокращение всюду. Сокращают высокообразованных инженеров. Идет чистка наоборот. Зачищают тех, кто что-то умеет. А вокруг происходит какое-то безумие. Примадонна проводит юбилейный концерт, и «Ростех», который заведует всей нашей авиацией, выделяет ей 47 миллионов рублей. В это же время мы раз в два года проводим авиасалон за свой счет, берем на полгода кредит, потом погашаем его за счет проданных билетов. Нам хоть раз этот «Ростех» дал хотя бы 10 миллионов? Хотя бы раз! А авиасалон уже 30 лет идет!

– Может быть, вам петь научиться?

– Только и остается. А знаете, где «Ростех» взял миллионы для Пугачевой? У нас! После авиасалона он забирает у нас деньги. Это около 70 миллионов рублей. А обратно не вкладывает ни копейки. За 12 лет, как он управляет нами и доит, «Ростех» забрал у нас 500 миллионов рублей. Полмиллиарда!

Нам нужно развиваться, потому что салон хиреет. На фоне салонов в Англии и Индии МАКС стал выглядеть сарайчиком. Турция уже начала салоны проводить. Китай, который учился у нас, отгрохал огромный потрясающий комплекс. Все понимают стратегическую важность развития авиации. Но не у нас. Я написал официальную просьбу Чемезову выделить на проведение авиасалона на 2021 год 60 миллионов рублей. Да хотя бы наши деньги верните! А в ответ – тишина.

– А Путин?

– А что Путин? Между президентом и народом возникла подушка из «исполнителей». Глухая подушка, через которую не доносится ни один звук. Люди еще слышат президента по телевизору, а он их не слышит вообще, все вязнет в подушке. Вот эту подушку и надо убирать. И убрать ее может только сам Путин.

– Скорее всего, президент останется до 2036 года. То есть эта подушка еще на 16 лет? Через 16 лет не останется людей, которые что-то понимают в авиационном строительстве. Зачем тогда поправки в Конституцию? Вот вы голосовали?

– Я голосовал за изменения в Конституции. Я как раз голосовал за то, чтобы Владимир Владимирович, имея такие поправки, имея в руках полноценную Конституцию, наконец взялся и убрал этот слой между собой и народом.

– Если это не изменится, через сколько лет ваша надежда умрет?

– Я решил для себя, что если в течение года ничего не изменится, я буду очень разочарован, и ни на какие выборы ходить не буду, и родных не пущу. Это моя последняя надежда. После этого я никаких надежд испытывать не буду.
– Посмотрим через год, оправдаются ли ваши надежды в отношении президента, избавится ли он от этой гнилой, толстой прослойки жадного, алчного, наглого, бесстыжего класса «жирных котов», которые его дискредитируют и убивают все живое, что еще остается в нашей родине. Прежде всего, конечно, я имею в виду авиацию.

 
Андрей Угланов / «Аргументы Недели»

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ