Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представило проект «Стратегии развития авиационной промышленности России на период до 2030 года».
В проекте Стратегии отмечается, что с 2006 года, когда была принята Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, как в России, так и мире произошли масштабные изменения. Они коснулись геополитической, экономической и рыночной ситуации. Авиационная промышленность страны претерпела существенные структурные трансформации. Была завершена консолидация авиационной отрасли, модернизирован производственный, конструкторский и научно-исследовательский комплекс, выведена на рынок новая продукция гражданского, военного и специального назначения. Скорректирована и государственная политика в отношении авиационной промышленности.
Министерство отмечает, что по итогам 2015 года совокупная выручка отрасли превысила 1 трлн рублей, на внутренний и внешний рынки было поставлено 156 самолетов и 212 вертолетов, производительность труда составила 3,1 млн рублей на человека. В настоящее время ежегодные затраты на финансирование авиационной промышленности составляют в России $2-3 млрд, в то время как в странах-лидерах (США и страны ЕС) расходы равны $20–30 млрд. В 2014 году выпуск финальной продукции в РФ был около $11 млрд, в США – $97 млрд, во Франции – $55 млрд. При этом доля РФ на мировом рынке гражданской авиации минимальна: в 2014 году около 1% в самолетостроении и около 3% в вертолетостроении, тогда как по авиатехнике военного и спецназначения – 16% и 17% соответственно. На рынке выпуска компонентов у РФ также лишь седьмое место в мире.
Для развития отрасли необходимы реализация новых проектов по созданию авиационной техники, открытие новых и переоснащение действующих производственных площадок, создание глобальной сервисной поддержки.
«Реализация шагов, предусмотренных стратегией, обеспечит достижение к 2030 году показателя выручки организаций отрасли в размере 2,6 трлн рублей, что соответствует росту в номинальном выражении на уровне 8–9% в год в период до 2025 года и 5–6% на горизонте 2026–2030 годов, при этом доля экспорта за счет поставок финальной продукции и комплектующих превысит 40% ($14,4 млрд), а производительность труда за счет изменения индустриальной модели отрасли в реальном выражении увеличится по сравнению с уровнем 2014 года более чем в четыре раза», – говорится в стратегии.
В числе важнейших результатов Стратегии развития авиапрома России до 2030 года Минпромторг подчеркивает следующие: реализация потенциала внутреннего рынка, переориентация выпуска продукции авиационного промышленного комплекса на глобальный рынок, развитая система поставщиков комплектующих и возможность привлечения участниками отрасли долгосрочного льготного капитала.
В итоге авиационная промышленность должна стать экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной отраслью, встроенной в мировой рынок и международное разделение труда.
Ознакомиться с проектом «Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года» можно здесь.
Отдел социально-трудовых отношений
ЦК Профсоюза