На заседании коллегии Минтруда России директор департамента условий и охраны труда Валерий Корж сообщил, что Минтруд России разработал законопроект о специальной оценке условий труда и в ближайшее время представит его на общественное обсуждение.
В России за последние годы выросло количество работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. В 2012 году этот показатель составил 31,8%. По экспертной оценке, с учетом проводимой аттестации рабочих мест, в настоящее время насчитывается около 26,6 млн рабочих мест с вредными условиями труда. С каждым годом на 7-8 тысяч человек увеличивается количество работников с диагнозом «профессиональное заболевание». В 2012 году 6 696 работникам профессиональное заболевание было установлено впервые. По оценкам экспертов суммарные экономические потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах составили 1,94 трлн рублей.
В настоящее время гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, предоставляются на основании:
- Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда;
- Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
По словам Валерия Коржа, сложившаяся со времен СССР и функционирующая сейчас модель списочного компенсирования причиняемого работникам вреда была обусловлена тем, что единственным работодателем было государство, которое обеспечивало или должно было обеспечивать одинаковые (типовые) условия труда и производственные процессы в зависимости от профессий, должностей и видов выполняемых работ.
«Такой подход давал работникам государственные гарантии компенсации причиненного вреда здоровью в процессе трудовой деятельности, а также гарантированный государством доход в случае утраты способности самостоятельного заработка, - отметил Валерий Корж. - Однако в современных реалиях такой подход не позволяет провести экономически справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте. Соответственно работодателям невыгодно вкладывать средства в улучшение условий труда».
Как рассказал Валерий Корж, в настоящее время законодательством фактически определены две процедуры исследования условий труда на вредных и опасных рабочих местах: аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда.
«В этой связи требуется проведение унификации и объединения двух процедур в одну с целью исключения повторных исследований рабочего места и использования результатов специальной оценки как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности», - подчеркнул директор департамента.
При этом специальная оценка условий труда, которая придет на смену аттестации рабочих мест, должна предусматривать переход от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника. Это позволит, во-первых, объективно оценивать класс вредности труда на соответствующем рабочем месте и, во-вторых, стимулировать работодателя вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, использовать более эффективные средства индивидуальной защиты.
Отдел охраны труда ЦК Профсоюза (по материалам официального сайта Минтруда России)