Позиции российских авиастроительных компаний «Сухой» и «МиГ» на мировом рынке оружия могут серьезно измениться. У Китая появились сразу три аналога российских истребителей Су-27/30 и МиГ-29 – это J-10, J-11 и FC-1.
В ближайшие годы Пекин планирует построить и продать не менее 1200 модификаций этих истребителей, в том числе и для собственных ВВС. Тем самым не только потеснив Россию на ее традиционных рынках, но и став основным производителем недорогой, высокоэффективной авиационной техники. Первым сигналом этого стало заявление командующего ВВС Малайзии генерала Родзали Дауда о возможности закупки именно в Китае комплектующих к российским истребителям, стоящим на вооружении малазийских ВВС.
– Китай вырос до уровня региональной сверхдержавы и является обладателем передовых технологий, – заявил генерал Родзали Дауд. – Он может помочь нам во многих областях, например, в техническом обслуживании и снабжении запчастями истребителей Су-30.
Королевские ВВС Малайзии имеют в своем составе 18 истребителей Су-30МКМ российского производства. Однако их техническое обслуживание – "краеугольный камень" всего российского экспорта вооружений и военной техники. Москва месяцами "волынит" поставки запчастей. Из-за этого та же Малайзия вынуждена была полностью отказаться от эксплуатации наших МиГ-29. Не создали мы и многократно обещанный центр технического обслуживания в Индии, откуда оперативно могли бы доставляться запчасти во все страны региона, эксплуатирующие наши истребители. В итоге в эту нишу беспардонно вторгся Китай. Впрочем, конфликт интересов возник еще в 2003 году, когда Китай отказался продлевать российскую лицензию на производство истребителей Су-27СК в Шэньяне. Из 200 заказанных комплектов для самостоятельной сборки он купил меньше половины. Объяснив отказ низкими боевыми возможностям самолета, Китай сконцентрировался на собственном проекте J-11B (SB, H, C), один в один копирующем наш Су-27/30. На все протесты Москвы Пекин ответил, что J-11 – совсем не копия российской машины, а собственная разработка, на 70% состоящая из китайских комплектующих. Хотя это также нарушало российско-китайские договоренности.
По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК "продвинуло" технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20-25 лет вперед. А создание истребителя J-11B явилось новым качественным скачком для китайского авиапрома и его Вооруженных сил.
На аэрокосмическом салоне «МАКС-2009» «Известия» спросили главу компаний «Сухой» и «МиГ» Михаила Погосяна: не представляют ли китайские копии Су-27 угрозы российскому экспорту истребителей?
– Копия никогда не бывает лучше оригинала, – уклончиво ответил Погосян.
Легкий истребитель FC-1 также появился не без участия России. Его разработка велась при содействии РСК «МиГ». Контракт был оформлен госкомпанией «Рособоронэкспорт» при одобрении Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Сегодня Пекин планирует поставлять эти истребители в Азербайджан и Зимбабве, а заодно наладить его серийное производство в Пакистане. Интерес к истребителю уже проявили Бангладеш, Мьянма, Ливан, Иран, Малайзия, Марокко, Нигерия, Шри-Ланка и Алжир. По оценке китайцев и пакистанцев, всего на экспорт может быть продано до 800 таких самолетов. Самое поразительное – это никак не трогает российскую ФСВТС, которая готовит контракт на поставку в Китай 100 двигателей для этих машин.
– Без наших двигателей масштабный экспорт китайских истребителей невозможен, – считает глава Центра АСТ Руслан Пухов. – Другое дело, что Китай в свойственной ему манере может поступить по-своему. Заключить контракт, пообещав, что покупает для себя, а потом перепродать эти моторы, тем самым нанеся нам прямой ущерб.
За последние два года военно-техническое сотрудничество России и Китая снизилось на 62%. Новых контрактов практически нет. Это при том, что Пекин когда-то считался стратегическим партнером Москвы в военно-технической сфере.
Информация подготовлена отделом социально-трудовых гарантий по материалам Aviaport.ru