1

Несмотря на стремительное изменение внешних факторов, Минпромторг России продолжает работать над стратегическими документами, которые будут определять пути развития авиастроительной отрасли на будущее десятилетие. Об изменениях, вносимых в Госпрограмму развития авиапрома, внедрении новых инструментов поддержки отрасли, судьбе приоритетных проектов и ключевых задачах на 2016 год «АвиаПорту» рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей БОГИНСКИЙ.

– При формировании Госпрограммы развития авиационной промышленности авторами был заложен ряд подходов, связанных с переходом на новый формат взаимодействия государства и отрасли. Ответственность за формирование продуктовой линейки планировалось переложить на бизнес, а систему финансирования изменить с нынешней невозвратной на возвратную. Однако новая редакция Госпрограммы, которая в настоящее время проходит согласование в органах власти, предполагает адресное финансирование нескольких подпрограмм. Задуманные ранее новации сегодня остаются в числе приоритетов, но откладываются до лучших времен, или же их требуется пересмотреть в связи с новыми вводными?

– Как всегда весомым фактором, влияющим на определение порядка финансирования мероприятий Госпрограммы, являются реальные параметры федерального бюджета. Перед нами была поставлена задача оптимизации, а если вспомнить недавнюю историю, то такая задача выдвигается уже не первый раз. В итоге от параметров Госпрограммы, заложенных в 2013–2014 годах, сокращение будет более чем на 10 %. Но должен сказать, что Госпрограмма развития авиационной промышленности имеет едва ли не наивысший приоритет внутри Минпромторга, поэтому решения о сокращении объемов ее финансирования принимаются всегда максимально взвешенно.

При нынешней оптимизации мы придерживаемся подхода, предусматривающего, что имеет смысл дофинансировать те проекты, которые находятся на стадии завершения, а прежде, чем начинать новые проекты, нужно еще раз все взвесить и просчитать, как и что мы будем делать. С учетом этого абсолютный приоритет имеют проекты, реализация которых была начата еще в рамках Федеральной целевой программы («Развитие гражданской авиационной техники» – «АвиаПорт»). Прежде всего, это проект создания самолета МС-21, двигателя ПД-14, вертолетов Ми-38 и Ка-62 и некоторые менее масштабные, но не менее актуальные для отрасли проекты.

Очевидно, что эти проекты носят инновационный характер, как для российской авиационной промышленности, так и, по отдельным позициям, в мировом масштабе. При этом одной из сложных задач, в решении которой мы до сих пор нарабатываем компетенции и опыт, является прохождение процедур сертификации российской авиационной техники согласно требованиям авиационных властей других стран. Требуется провести значительное количество испытаний как отдельных агрегатов и натурных образцов, так и готового изделия в целом. Положительный опыт такой работы был получен российскими авиастроителями при сертификации самолета Sukhoi Superjet 100 европейским авиационно-космическим агентством EASA. Теперь нам предстоит пройти тот же путь при сертификации самолета МС-21 и двигателя ПД-14. Это новый вызов для России, который позволит нам получить новые навыки в сертификации композитных конструкций. Несмотря на то, что это абсолютно новый опыт, пока у нас нет серьезных оснований для беспокойства. Конечно, это влечет за собой существенные расходы и, как следствие, необходимость поиска дополнительных ресурсов.

Дополнительные расходы также вызвало наличие у предприятий долгосрочных валютных обязательств.

– С учетом того, что принято решение сконцентрироваться на ключевых проектах, возникает вопрос: кто остался за бортом и по каким программам мы пока не увидим продвижения?

– «За бортом» остались те проекты, возможность реализации которых была предусмотрена Госпрограммой, но по которым потенциальные исполнители не дали четких параметров исполнения и решений по софинансированию со своей стороны. Я имею в виду, например, проекты создания вертолетов взлетной массой 2,5 и 4,5 тонны. «Вертолеты России» должны были определиться, реализуют ли они эти проекты самостоятельно или с каким-то партнером, какие потребуются ресурсы – трудовые, производственные, финансовые. Существенным также является фактор времени с учетом сроков получения финансового результата. Аналогично пока ОАК не до конца сформулировал параметры удлиненной версии Sukhoi Superjet, дискуссия в компании продолжается. Так что пока в промышленности идет оптимизация модельного ряда и концентрация ресурсов на приоритетных проектах, и это отражается и на планах финансирования.

– Возвращаясь к идеологии Госпрограммы образца 2013 года: государство планировало обеспечивать промышленности доступ к долгосрочному финансированию по низким ставкам, при этом отказаться от безвозвратного финансирования. В каком положении сейчас эти проработки? Сам по себе инструмент возвратного бюджетного финансирования обсуждается с Минфином?

– У нас есть понимание, что нужно переходить на новые инструменты финансирования, и Минфин это как никто другой поддерживает. Но сначала нужно разработать набор документов, методологий, и сейчас продолжается активное обсуждение возможного формата этих механизмов. В 2016–2017 годах мы будем определяться, каким путем идти, выберем пилотные проекты и постараемся их запустить.

Это целесообразно начинать при запуске новых проектов, бизнес-план которых будет уже выстроен с учетом новых механизмов финансирования.

Кроме того, необходимо найти источники возвратного финансирования. В перспективе это конечно будет прибыль от продаж современной российской авиатехники. Пока новые проекты находятся на стадии сертификации и выхода на рынки, мы с осторожностью относимся к инструментам возвратного финансирования, но готовимся к их внедрению в ближайшие годы.

– Многострадальный проект Ту-334, имевший в начале прошлого десятилетия приоритет при оказании господдержки, прошел стадию сертификации, и на этом поддержка была прекращена - с известными последствиями. Где сейчас планируется провести грань, за которой поддержка МС-21 и вертолетных программ перейдет на другие механизмы, связанные только со стимулированием продаж?

– Для того чтобы иметь возможность продать какой-то продукт, его нужно сначала сделать коммерческим, то есть товаром. Никто не будет приобретать опытный образец, не прошедший процедуры сертификации. Поэтому перед нами стоит задача довести продукты до возможности поставки и коммерческого использования. После этого решается задача поддержки продаж и формирования вторичного рынка. Поддержка продаж необходима для создания равных условий для покупателя при приобретении российской и иностранной авиатехники, а также ее дальнейшего обслуживания и ремонта. Сегодня уже разработан комплекс мер поддержки для SSJ. Как только МС-21 будет готов, поддержка распространится и на него.

О каких мерах поддержки я говорю? Прежде всего, это гарантия остаточной стоимости, этот механизм активно применялся ведущими мировыми авиастроителями при выводе на рынок новых самолетов. Кроме того, эта мера направлена на формировании вторичного рынка российской авиатехники.

Также мы знаем и другую нашу слабую сторону – это сервис, поэтому еще одна мера поддержки направлена на уменьшение времени простоя самолетов на земле, компенсацию части затрат на обучение авиационного персонала и формирования «домашнего» склада запчастей.

– Что подразумевается под поддержкой формирования «домашнего» склада запчастей?

– Существуют два направления формирования так называемого «склада»: первый – комплект наземного оборудования и минимальный набор запасных частей (так называемая «аптечка») – поставляется эксплуатанту сразу с самолетом, при продаже, для обеспечения коммерчески эффективной эксплуатации самолета. На компенсацию затрат при формировании такого склада и направлена эта мера поддержки.

Второй тип склада – это сеть складов запасных частей, предназначенная для поддержки обслуживания и ремонта авиатехники во всех регионах, где осуществляется ее эксплуатация, в режиме 24 часа в день / 365 дней в году. Мера по поддержке формирования такого склада нами разработана, соответствующий нормативный акт уже внесен в Правительство.

Поставки запасных частей эксплуатантам для подержания летной годности воздушных судов – это прибыльный бизнес, широко развитый в мировой практике. А для того, чтобы этот бизнес наладить, необходимо сначала проинвестировать в создание широкой сети складов и обеспечить постоянное наличие необходимого пула запасных частей.

На сегодняшний день в компаниях, которые выполняют Гособоронзаказ, происходит усиление финансовой дисциплины. Это продиктовано требованиями законодательства. Соответственно, становится меньше свободы в части так называемого «перекрестного» финансирования проектов. По этой причине ОАК, например, не может использовать для формирования склада запчастей временно свободные оборотные средства, полученные по ГОЗу (а это весомая часть бюджета компании), и одна из возможностей – привлечение заемных средств. Вот здесь государство и готово помочь. Идея в том, что банки будут кредитовать формирование склада запчастей, а мы как государство – субсидировать часть процентной ставки.

Мы считаем, что субсидировать прямые затраты на формирование склада не следует, а снизить кредитную нагрузку на финансирование создания и поддержки склада – стоит. Поддержка нами будет оказана лишь на первом этапе – от трех до пяти лет, при «раскручивании» этого направления.

– Кто будет держателем этого склада?

– Мы считаем, что это должен быть производитель. Поставка запчастей авиакомпаниям должна стать не затратами, как сегодня, а существенной статьей доходов производителя. Нужно только помочь развиться этому виду бизнеса, и сегодня эта помощь вдвойне важна, так как мы видим дефицит долгосрочного финансирования.

– На МАКС–2015 были подписаны соглашения между «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК) и «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС), а также между лизинговой компанией и авиаперевозчиками. Как сегодня реализуется этот проект?

– ГТЛК приняла на себя обязательства оказывать поддержку в развитии рынка региональных и магистральных перевозок. В прошлом году компания по поручению правительства и в рамках решений президента была докапитализирована. Денежные средства, которые выделены государством, уже направлены в ГСС в качестве аванса за самолеты. Те «мягкие» контракты, которые были подписаны ГТЛК во время МАКСа, уже переведены в «твердые», с конкретными обязательствами по поставкам.

– Одно из направлений, получивших отдельную главу в Госпрограмме, было связано с развитием так называемой малой авиации, и сейчас решается вопрос о поддержке проекта по освоению сборки в России самолета L-410. В чем суть этой инициативы?

– Сегодня перед нами стоит задача обеспечения мобильности населения. При этом современных отечественных самолетов в сегменте малой авиации, конкурентоспособных, сейчас, к сожалению, нет. Конечно, есть проект «Рысачок», вокруг него уже сломано много копий, при этом испытания самолета так и не завершены. Поэтому вполне разумный способ обеспечить местные перевозки надежной и экономичной авиационной техникой – локализовать производство воздушных судов, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации, в том числе и на российском рынке. Это, кстати, было предусмотрено Госпрограммой развития авиапромышленности.

Почему речь идет именно о сборке L-410? Во-первых, самолет сегодня широко эксплуатируется в России. Во-вторых, у компании-разработчика – российский акционер, и есть российские бизнесмены, которые готовы вкладывать в проект свои средства. Поэтому выбор в пользу этого проекта выглядит логичным и обоснованным.

Драйверами этого проекта выступили «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), совместно с «Уральской горно-металлургической компанией» (УГМК). Компании верят в возможности такого рода сотрудничества и видят в этом сегменте перспективу.

УЗГА совместно с УГМК и администрацией Свердловской области подписали соглашение, согласно которому проект будет реализован на территории второй очереди ОЭЗ «Титановая долина». Проект разбит на три этапа: сначала крупноузловая сборка, затем локализация производства агрегатов, а третий этап – ремоторизация двигателем российского производства и замена авионики. Кроме того, наша задача состоит в том, чтобы этот проект стал «двусторонним», то есть чтобы российские предприятия-производители авиационного и радиоэлектронного оборудования стали поставщиками не только для российского производителя самолета L-410, но и для чешских партнеров.

– Насколько такая мера поддержки будет эксклюзивной? Ранее, как известно, существовал ряд проектов по организации сборки на территории России самолетов аналогичной размерности, и их инициаторам могла бы быть полезна такая помощь...

– Эта мера не является эксклюзивной. Вопрос только в том, что, если посмотреть на прогноз потребности самолетов такой размерности, при появлении конкурента его производственные мощности могут оказаться избыточными. Поэтому вопрос – насколько потенциальному инвестору будет интересно идти вторым номером за УЗГА?

– Следующим этапом в подпрограмме по малой авиации было создание собственных самолетов такой размерности. Как идет проект СибНИА?

– Проект продолжается. В СибНИА разработано цельнокомпозитное крыло и композитное хвостовое оперение, которые установлены на опытный самолет – демонстратор технологий (ТВС-2ДТ – «АвиаПорт»). Сейчас продолжается работа по разработке и созданию композитного фюзеляжа. Таким образом, до конца 2016 года мы планируем увидеть прототип абсолютно нового цельнокомпозитного самолета в классе до 12 мест. Новый самолет сохранит уникальные взлетно-посадочные характеристики самолета Ан-2, но будет обладать вдвое большей скоростью и в четыре раза большей дальностью при существенно увеличенной коммерческой нагрузке. Отличие СибНИА от других институтов авиационной промышленности в том, что у него есть собственное конструкторское подразделение, которое быстро переводит наработки ученых в конструкторскую документацию. Так что наработки можно будет передать в производство. Мы считаем, что проект готов для коммерческого инвестирования и несомненно сможет заинтересовать инвесторов. И я не исключаю, что в дальнейшем будет создано новое производство.

– В последнее время активировалось обсуждение темы возобновления производства Ил-96 и Ту-204. С чем это связано?

– Сегодня ОАК задумывается над тем, как расширить объемы производства самолетов Ил-96. Логика такова: государство субсидирует перевозки пассажиров с Дальнего Востока на очень эффективных, как заявляют коллеги, самолетах Airbus и Boeing. Но, возможно, стоит субсидировать перевозки на Дальний Восток и на других дальнемагистральных маршрутах, осуществляемые только на отечественной технике? Так мы поддержим занятость на промышленных предприятиях внутри страны. Перспективы у Ил-96 есть, существует модификация Ил-96-400, которую нужно довести до современных требований рынка. ОАК сейчас готовит свои предложения, пока на уровне концепции.

Аналогично по Ту-204 решается вопрос о достройке задела, который остался по этой программе. Здесь мы ориентируемся на версии с VIP-компоновкой салона.

– В 1998 году из-за девальвации рубля открылось окно возможностей для многих российских производителей. Но это окно возможностей не было безгранично из-за внутренних инфляционных процессов. Насколько быстро инфляция может «съесть» преимущества отечественных производителей?

– Окно возможностей, если мы ими правильно воспользуемся, на мой взгляд, может продлиться 5–7 лет. Для того, чтобы оно не закрылось раньше, нужно аккуратно изменить индустриальную модель отрасли, управляя процессом развития системы поставщиков. Сейчас, когда бюджет перешел с трехлетнего горизонта планирования на годовой, каждый поставщик живет одним днем, от издержек. А издержки у него каждый год меняются, и он перекладывает расходы далее по цепочке: «посмотрите, какая инфляция, посмотрите, какие ставки». Так что необходимо переходить на долгосрочную контрактацию, определить с поставщиками модель цены, только это позволит разумным образом бороться с инфляцией.

Это задача интегрированных структур, они должны выстроить отношения с контрагентами по программам Ил-476, Ил-112, МС-21 и другим. Правительство может влиять на эти процессы опосредованно, через советы директоров, но основная тяжесть в построении системы лежит на самой промышленности.

– Минпромторг совместно с консультантами в 2015 году представил масштабный проект программы развития поставщиков. Как вы полагаете, этот документ был воспринят отраслью?

– То, что он изучен, очевидно. Но под словом «воспринят» мы понимаем, что внутри каждой интегрированной структуры появилось свое понимание работы с поставщиками. К примеру, мы обсуждаем вопрос локализации производства интерьера самолета Sukhoi Superjet. В нашем понимании, это может дать значительный экономический эффект. В этот сегмент готовы заходить как авиационные компании, так и поставщики из смежных отраслей, которые делают интерьеры для автомобилей, для вагонов и кораблей. Но пока вырабатываются подходы, мы сопровождаем процесс в ручном режиме.

– Завершающий вопрос – о планах на 2016 год. Какие темы будут ключевыми в работе Минпромторга?

– Во-первых, мы завершаем работу над проектом новой редакции Стратегии развития авиационной промышленности. На днях мы начали обсуждение этого документа.

Во-вторых, и мы этим активно занимались еще в прошлом году, – формирование дорожных карт развития технологий. Этот инструмент позволяет декомпозировать сформированную на горизонте планирования продуктовую линейку на направления исследований и отдельные технологии, созданием которых необходимо заниматься уже сегодня. Для того, чтобы развивать авиапромышленность с помощью инноваций, через разработку технологий, нужно иметь критерии достижимости, приоритетности, нужно иметь срезы, позволяющие оценить результаты. Вне зависимости от того, сколько будет стоить нефть, человеческих, временных и денежных ресурсов всегда будет недостаточно. Поэтому нам необходима понятная, прозрачная система принятия решений, система, позволяющая обосновывать перед федеральными органами исполнительной власти, что государству необходимо инвестировать именно в эти направления.

У правительства есть запрос на формирование полностью прозрачной и информативной схемы, при которой сразу становится понятно, какие результаты будут на первом, на втором этапах, когда будет результат от инвестиций, которые мы сегодня делаем, когда можно будет увидеть демонстратор, когда результаты исследований попадут производителям. Создание дорожных карт развития технологий – одно из ключевых направлений, которым мы в этом году продолжим заниматься.

Вообще в рамках работы по Госпрограмме подпрограмма «Наука» стоит особняком. Мы стараемся сделать ее более прикладной, сформировать механизмы трансферта результатов научных исследований и разработок в конкретные технологии, а технологий с высокой степенью готовности - в производство, чтобы в какой-то момент достигнутый результат нашел отражение в летательном аппарате, системе, агрегате.

Есть и другие задачи, которые будут в центре нашего внимания. Сегодня важно развивать меры поддержки продаж российских вертолетов. Существующие механизмы ориентированы на поддержку продаж самолетов, часть из них нужно адаптировать под вертолетную тематику. Возможно, понадобятся и новые решения.

Олег Пантелеев / АвиаПорт.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации выделило грант в размере 37,5 млн. рублей на разработку многофункциональной нашлемной системы дополненной реальности для летчиков.

Исполнителями проекта являются Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) и РСК «МиГ», которая входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.

В работе над грантом Минобрнауки России РСК «МиГ» и МАИ создадут новые принципы и алгоритмы отображения прогнозной информации, на базе которой будет создана нашлемная система индикации. Новая технология позволит расширить круг задач пилотирования и сделать более безопасной работу летчиков в условиях дозаправки в воздухе, при огибании рельефа местности на малых высотах, в режиме взлета и посадки на авианосец, сверхкороткую полосу, а также в сложных метеоусловиях и горной местности.

«В этом году ОАК выделит около 200 млн. рублей на финансирование научных разработок МАИ для авиации. При сотрудничестве с МАИ мы не только увеличиваем подготовку студентов по авиационным специальностям, но и существенно расширяем количество и тематику опытно-конструкторских работ для действующих и перспективных проектов всех предприятий Объединенной авиастроительной корпорации», – отметил Сергей Коротков, генеральный директор РСК «МиГ», генеральный конструктор, вице-президент по инновациям ОАК. «Разработка и внедрение в промышленность новых технологий для авиастроения является одним из приоритетов для ученых и аспирантов нашего университета», – заявил, в свою очередь, декан факультета «Авиационная техника» МАИ профессор, д.т.н. Александр Ефремов.

МАИ и Корпорации «МиГ» предстоит реализовать уже второй проект в рамках Постановления №218 Правительства РФ. Первый – разработка моделирующего комплекса со стереоскопической системой визуализации (в настоящее время Корпорация «МиГ» внедряет эту технологию для тренажера пилотирования палубного истребителя МиГ-29К/КУБ) – успешно реализован в 2010–2012 годах. Участие в международных авиасалонах показало, что созданный комплекс является уникальным и не имеет мировых аналогов. Профессор Ефремов руководит обоими проектами.

Общая сумма инвестиций для создания новой технологии построения систем отображения информации – 75 млн. рублей, половина из них финансируется федеральным бюджетом, продолжительность проекта – два года. Рассматривается возможность использования технологии для всех истребителей, проектируемых и производимых КБ и заводами Объединенной авиастроительной корпорации, а также для пилотов вертолетов и операторов, управляющих другими транспортными системами.

Сообщение размещено в открытом доступе на сайте ПАО «ОАК».


По материалам ЦАМТО

Команда КВН АО «АПЗ» «Проходная NEXT» – единственная заводская команда в Арзамасе, которая успешно выступает в открытой городской лиге. Ребята не раз становились финалистами и призерами лиги.

Благодаря совместной поддержке профкома и администрации завода, команда смогла принять участие уже в двух фестивалях в этом году. По традиции она участвовала в Арзамасской открытой лиге и впервые попробовала свои силы в Дальнеконстантиновской открытой лиге КВН. К сожалению, победу ребята не одержали, но один трофей все-таки заработали. Копилку команды пополнили диплом и статуэтка за «Лучшую шутку фестиваля». Ну и, конечно же, радует тот факт, что болельщиков у «Проходной NEXT» становится все больше, а значит, ребята двигаются в нужном направлении и впереди у них новые свершения и победы.

И. Теплов,
председатель Совета трудовой молодежи АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина»,
г. Арзамас

Во Дворце культуры им. Ю. Гагарина Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» состоялась 44-я отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут». В работе конференции приняли участие генеральный директор ИАЗ – филиала ПАО «Корпорация «Иркут», вице-президент А.А. Вепрев, заместитель председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Р.В. Калякулин, директора по направлениям, 315 делегатов от цеховых профсоюзных организаций.

С отчетным докладом за отчетный период перед делегатами выступил председатель первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут» А.П. Зуев. Он осветил не только работу профкома в отчетном периоде по всем направлениям, но и обозначил проблемные моменты, касающиеся ежегодного снижения профсоюзного членства в заводской организации, интенсивности работы многих работников предприятия, вопроса заработной платы, снижения трудоемкости и т.д.

С отчетным докладом выступила председатель ревизионной комиссии профкома Е.Е. Степура, в котором она проинформировала делегатов об итогах ревизионной проверки финансовой деятельности заводской профсоюзной организации в период с апреля 2011 года по апрель 2016 года.

После двух докладов в прениях выступили делегаты конференции, которые отметили положительные моменты в работе профкома, высказали свои предложения по улучшению работы и дали оценку работы профсоюзной организации в отчетном периоде. Все предложения нашли свое отражение в постановлении конференции, которое делегаты приняли единогласно.

Председателем первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут» на очередной срок был избран Александр Петрович Зуев. Делегаты конференции единогласно избрали членов ревизионной комиссии профкома, а также утвердили Устав заводской профсоюзной организации.


Александр Якимов,
заместитель председателя первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут»,
г. Иркутск

На базе ГБПОУ Ростовской области «Каменский химико-механический техникум» состоялась зональная олимпиада профессионального мастерства по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» среди студентов СПО Ростовской области.

Впервые в этом году участникам было предложено выполнение комплексных профессиональных заданий, включающих в себя не только сборку и проверку электрической схемы пуска и управления трехфазного асинхронного электродвигателя, но и перевод профессионального текста на английском языке и вычерчивание схемы электроустановки с применением программы КОМПАС. Участники конкурса так же выполняли задания по организации работ в электроустановках и отработке навыков проведения реанимации на электронном роботе-тренажере «Максим-3».Для участия в зональной олимпиаде преподаватели специальных дисциплин Лариса Александровна Сырвачева и Людмила Андреевна Калабухова (заместитель председателя профкома БГИТ) подготовили студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» Дмитрия Дрожжина и Александра Васильченко. Они выступили достойно, заняв призовые места: Д. Дрожжин – второе и А. Васильченко – третье. Оба, начиная с 1-го курса, являются членами Профавиа.

Также на базе колледжа прошел территориальный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профильному направлению «Информатика и вычислительная техника», в котором приняли участие молодые члены профсоюза, студенты группы ИП-37 «Прикладная информатика (по отраслям) Никита Новиков, Вадим Константинов и Артем Голик.

Их соперниками были лучшие студенты Каменского педагогического колледжа и Миллеровского техникума агропромышленных технологий и управления. Наши участники продемонстрировали творческий подход и умение применять свои знания при выполнении заданий, достойно справились с поставленными задачами и вернулись с победой – Н. Новиков занял третье место.

Александр Зайцев,
председатель первичной профсоюзной организации ГБПОУ «Белокалитвинский гуманитарно-индустриальный техникум»,
г. Белая Калитва, Ростовская область

В конференц-зале административного корпуса ПАО «Роствертол» 30 марта состоялась XXXIII отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ОАО «Роствертол». Для участия в ней было избрано 176 делегатов.

Г.В. Рябоконов – директор по персоналу «ПАО «Роствертол» представил делегатам повестку дня, которая состояла из семи вопросов. Одним из них был отчет о работе профсоюзного комитета за период с март 2011 г. по март 2016 г. С отчетным докладом выступил председатель первичной профсоюзной организации предприятия С.И. Токаренко.

Он отметил, что основными направлениями работы первички были повышение качества и результативности профсоюзной деятельности, совершенствование системы социального партнерства, укрепление авторитета профсоюза. В отчетном докладе Сергей Иванович отразил все аспекты деятельности профсоюзной организации: вопросы организации, оплаты и охраны труда работников, социальные льготы и гарантии, сохранение и увеличение профсоюзного членства, социальное партнерство с работодателем; рассказал о формах работы с молодежью, о культурно-массовой работе с коллективом.

Подробный отчет о состоянии профбюджета представила председатель ревизионной комиссии И.С. Моложавенко. Основными статьями расходов профкома явились организационные, культурно-массовые и спортивные мероприятия, материальная помощь.

Далее делегаты конференции обсуждали работу профсоюзного комитета. В прениях выступили председатель комиссии по охране труда В.П. Бровиков, предцехкома механического завода А.А. Гришина, член Молодежного совета предприятия К.Ю. Чеботарев, физорг цеха № 43 К.М. Курмакаев, заместитель председателя комиссии по общественному питанию И.В. Александрова и другие.

Затем слово предоставили председателю Ростовской областной организации Профавиа В.В. Овчинникову. Он поддержал кандидатуру С.И. Токаренко для выдвижения на должность председателя ППО ОАО «Роствертол» и наградил благодарственными письмами Ростовской областной организации профсоюза за многолетний и добросовестный труд активистов профсоюзного движения Ирину Валентиновну Александрову – инженера ОГТ, заместителя председателя комиссии по общественному питанию, Щербакову Ирину Юрьевну – экономиста, председателя цеха № 15, и Гребенникову Веру Мануковну – ведущего специалиста первичной профсоюзной организации ОАО «Роствертол».

Итогом конференции стала объективная оценка работы профсоюзной организации «Роствертол» и признание работы профсоюзного комитета за отчетный период удовлетворительной. Председателем единогласно вновь избран С.И. Токаренко, выбран новый состав профсоюзного комитета путем прямого делегирования с правом замены и отзыва в количестве 25 человек, а также делегаты на XX отчетно-выборную конференцию областной организации профсоюза.


Людмила Никитина,
инструктор профкома ПАО «Роствертол»,
г. Ростов-на-Дону

В Перми 23 марта состоялась V-я отчетно-выборная конференция ППО «СТАР-ИНКАР», на которой присутствовали 134 делегата от профсоюзных организаций цехов и отделов. В работе конференции приняли участие управляющий директор АО «ОДК-СТАР» С.В. Остапенко, председатель Пермского территориального Совета Роспрофавиа С.М. Тулупов, председатель Пермского крайсовпрофа С.Н. Булдашов. Перед началом работы конференции он вручил председателю профкома Б.Д. Красноперову диплом за 1 место в смотре-конкурсе профсоюзных организаций Пермского края за 2015 год.

Надо отметить, что уже в третий раз за текущую пятилетку профсоюзная организация «СТАР-ИНКАР» признается лучшей среди первичек крупнейших промышленных предприятий Пермского края. А потому в отчетном докладе ее председателю Борису Дмитриевичу Красноперову было о чем рассказать делегатам. Первичная организация объединяет 39 профорганизаций цехов, отделов и служб предприятия с численностью от 12 членов профсоюза (профсоюзная организация типографии) до 368 человек (цех 50). Аппарат профкома ежемесячно ведет анализ профсоюзного членства. Так же не реже раза в год этот вопрос рассматривается на заседании профкома. На сегодня уровень профсоюзного членства в целом по предприятию составляет 61,7 %.

В докладе было откровенно отмечено, что провальным для первичной профсоюзной организации стал 2012 год, когда резко упал процент профсоюзного членства. Основной причиной стало объединение двух предприятий (ОАО «СТАР» и ОАО «ПАО «Инкар») и в связи с этим – «вливание» в подразделения большого количества работников, не являющихся членами профсоюза. Начиная с 2013 года, положение стало улучшаться.

Всего за истекшие пять лет в профсоюз принято 1197 человек. Вышедших из профсоюза за этот же период – 171 человек. То есть, вступило в профсоюз в 7 раз больше, чем из него вышло.

По данным на 1 января 2016 года, стопроцентное профсоюзное членство имеют цех 62 и типография; ЦЗЛ – 97,7 %; цех 11– 93,9 %; ОГМех – 93,8 %; цех 14 – 91,0 %; ОМТС – 90,3 %; цех 50–89,5 %.

Не случайно именно эти профсоюзные организации постоянно находятся в числе лидеров и победителей смотра-конкурса на лучшую профсоюзную организацию, который ежегодно проводится по 5 группам, в зависимости от численности профсоюзной организации.

Благодаря социальному партнерству с работодателем в решении различных вопросов ППО «СТАР-ИНКАР» получает осязаемые результаты. Средняя заработная плата на предприятии за прошедшее пятилетие выросла более чем в 1,5 раза. За прошедшие пять лет предприятием произведены выплаты социального характера в размере 785 327 тысяч рублей. В расчете на одного работника они выросли с 22,5 тысячи рублей в 2011 году до 46,2 тысячи рублей в 2015 году.

Профсоюзная организация предприятия активно проявляет себя в коллективных действиях, в обучении профсоюзного актива, в спорте. А потому работа активных членов профсоюза ППО «СТАР-ИНКАР» не раз была отмечена профсоюзными наградами различного уровня.

Впрочем, все прошлые достижения и награды – не повод почивать на лаврах. Главными задачами в работе профсоюзной организации по-прежнему остаются увеличение профсоюзного членства, защита социально-экономических прав и интересов членов профсоюза, вопросы повышения заработной платы, осуществление контроля за применением трудового законодательства, условиями охраны труда, быта членов профсоюза, регулирование социальных, финансовых и трудовых отношений между трудовым коллективом и работодателем посредством коллективного договора или двухсторонних переговоров.

Различные стороны профсоюзной работы ППО «СТАР-ИНКАР» были затронуты в выступлениях заместителя председателя профкома М.Я. Новокрещенных, председателя социально-бытовой комиссии Н.А. Ребровой, председателя комиссии по работе с молодежью О.В. Сырохватова и других.

После отчетных докладов и выступлений в прениях состоялись выборы нового состава профсоюзного комитета и председателя первичной профсоюзной организации. Председателя первички избирали на альтернативной основе. По итогам голосования с подавляющим преимуществом ее вновь возглавил на очередной срок Б.Д. Красноперов.

Е.В. Керженцева,
руководитель пресс-центра АО «ОДК-СТАР»,
г. Пермь

В этот день на машиностроительном заводе имени М.И. Калинина ярко, по-юбилейному был украшен малярный участок цеха: праздничные плакаты, шары, цветы, скамейки, и все это – для героев-юбиляров, почетных гостей: ветеранов цеха, его работников. Повод торжественный: механическому цеху исполнилось 50 лет.

Поздравил коллектив начальник цеха А.П. Чащин и вручил ряду работников почетные грамоты и благодарственные письма ПАО «МЗиК».

С поздравлением выступили и председатель первичной профсоюзной организации предприятия М.С. Никитина, председатель Совета молодежи О.А. Каменских. Профком подготовил поздравительный адрес и грамоты профактиву цеха. Особые слова благодарности прозвучали в адрес председателя цехового комитета О.В. Володиной.

В завершение праздника перед собравшимися выступили с концертом лауреаты XII заводского фестиваля искусств.


Профком первичной профсоюзной организации «МЗиК»,
г. Екатеринбург

1 апреля состоялась IV отчетно-выборная конференция Саратовской региональной организации Профавиа. В работе конференции принял участие 51 делегат. В числе приглашенных были главный правовой инспектор Центрального комитета Профавиа Борис Николаевич Сафонов, заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Михаил Юрьевич Похазников, представители руководства предприятий отрасли.

С отчетным докладом о работе в 2014–2015 гг. выступила председатель областной организации профсоюза Марина Ивановна Ковбель. По итогам доклада работа областной организации профсоюза была признана удовлетворительной. Как отметил в своем выступлении представитель Центрального комитета Профавиа Б.Н. Сафонов, Саратовская региональная организация профсоюза занимает достойное место в системе организаций профсоюза. «Среди направлений работы Саратовской организации, в первую очередь, хотелось бы отметить развитие социального партнерства на всех предприятиях отрасли в этом регионе. Вместе с тем в вопросах охраны труда Саратовская Профавиа является одной из лучших в целом по профсоюзу. Более того, здесь есть устойчивая тенденция для снижения производственного травматизма. Также хотел бы отметить работу и активную позицию профсоюзного лидера – Марины Ивановны Ковбель. Несмотря на тяжелое положение и самих предприятий, и профсоюзных организаций по всей стране, в Саратовской организации Профавиа нашли возможность расширить штат за счет двух инспекторов – технического и правового, что позволило продвинуть работу по обеспечению профсоюзного контроля за соблюдением прав работников, а также предоставить членам профсоюза по необходимости получить бесплатные консультации по тем или иным вопросам административного, трудового или гражданского кодексов», – сказал он. И в заключение пожелал Саратовской областной организации профсоюза сохранить важные и значимые направления своей работы и продолжать их развивать.

На конференции состоялись выборы председателя областной организации Профавиа. Им единогласно вновь избрана Марина Ивановна Ковбель.

Ю. Цыплакова,
председатель Молодежного совета Саратовской региональной организации Профавиа,
г. Саратов

XVII традиционный турнир МГО Профавиа по волейболу среди предприятий авиационной промышленности г. Москвы, посвященный памяти председателя профкома ФГУП «ВИМ» Круглова Георгия Андреевича, состоялся 2 апреля в КУСБ «Подмосковные зори».

В турнире приняли участие 5 команд: АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ГосНИИАС», ОАО «ММЗ «Вперед», АО «РСК «МиГ». Участников приехали поддержать их коллеги, жены с детьми. Самой активной группой поддержки признаны болельщики команды ОАО «ММЗ «Вперед».

Исход турнира решила финальная и самая захватывающая игра между командами ОАО «ММЗ «Вперед» и АО «РСК «Миг». Золотые медали и переходящий кубок в честном бою завоевала команда ОАО «ММЗ «Вперед». Стоит заметить, что в 2015 г. команда уже становилась финалистами и обладателями кубка. Серебро досталось АО «РСК «Миг». Бронза – ФГУП «ГосНИИАС». Все команды турнира были награждены свидетельствами участника.

МГО Профавиа и спортсмены благодарят руководство КУБС «Подмосковные зори» и сотрудников СДЮШОР № 65.


А.Е. Тюнина,
и.о. председателя Молодежного совета МГО Профавиа,
г. Москва

Двадцать третьего марта в Сарапуле в ДК «Заря» прошла очередная отчетно-выборная конференция ветеранской организации ОАО «СЭГЗ».

С отчетным докладом о работе заводской ветеранской организации выступил ее председатель А.И. Новиков. Александр Иванович подробно рассказал участникам конференции о том, как и чем живут заводские ветераны, какая работа проводится Советом ветеранов для того, чтобы жизнь самой большой в городе ветеранской структуры, а это на сегодняшний день – 2950 человек, была интересной, полновесной и активной.

Так, председатель рассказал о работе постоянных комиссий Совета ветеранов и ежегодных конференций, на которых рассматриваются и решаются актуальные вопросы, о работе клуба «Ветеран», на заседания которого приглашаются работники управления социальной защиты населения, Пенсионного фонда, жилищно-коммунальной сферы и других организаций. Но самое главное для заводских ветеранов – это, конечно же, связь с родным предприятием. Поэтому с особым вниманием присутствующие прослушали отчет о сотрудничестве с заводом, о совместной общественной и многоплановой работе заводчан и ветеранов электрогенераторного завода, о большой совместной работе с заводскими депутатами, с заводским профкомом.

Работа в ветеранской организации ЭГЗ всегда имеет высокий патриотический уровень. Ветераны завода активно участвуют во всех заводских и городских событиях этой направленности, а зачастую и сами выходят с инициативой проведения различных патриотических мероприятий. Это – участие в общественно-политических, календарных и юбилейных мероприятиях, работа с детскими и образовательными учреждениями (встречи в детских садах, школах, техникумах, детских клубах по месту жительства), работа с заводским Советом молодежи, Советом воинов запаса, другая значимая работа.

В докладе А.И. Новикова с благодарностью прозвучали фамилии членов Совета ветеранов и активистов заводской ветеранской организации, чей общественный труд и активная жизненная позиция являются высоким заводским образцом ответственного отношения к порученному делу и примером для других. Это – Римма Нурисламовна Мухаметдинова, Валентина Николаевна Шутова, Татьяна Владимировна Теплякова, Фаина Николаевна Вечтомова, Любовь Васильевна Короткова, Надежда Александровна Белова, Тамара Никитична Зимина, Нина Васильевна Теплякова и многие другие.

За годовую финансовую деятельность ветеранской организации на конференции отчиталась председатель ревизионной комиссии Лидия Павловна Козлова.

С большой теплотой обратился к ветеранам генеральный директор электрогенераторного завода, депутат Госсовета УР С.В. Мусинов. Он рассказал об итогах работы предприятия в 2015 году и заводских перспективах 2016 года, поблагодарил ветеранов за то, что они являются надежным тылом предприятия, а также заверил, что ЭГЗ и впредь будет оказывать своим ветеранам поддержку в их жизни и деятельности ветеранской организации.

С.В. Мусинов, как и положено, отчитался перед ветеранами о своей депутатской деятельности.

О дальнейшем сотрудничестве и поддержке ветеранов заявил также и участвовавший в работе конференции председатель профсоюзной организации ОАО «СЭГЗ» С.В. Коротков.

Отчетно-выборная конференция 2016 года стала знаковой для ветеранской организации ЭГЗ: конференция избрала новый состав Совета ветеранов, и уже новым составом Совета на первом заседании был выбран новый председатель ветеранской организации ОАО «СЭГЗ». Им стала Тамара Ивановна Самохвалова – заводчанка с почти сорокалетним стажем, 30 лет из которого она трудилась в отделе материально-технического снабжения завода, во времена своей заводской молодости работала в комитете комсомола завода, имеет большой организаторский опыт.

Конференция поблагодарила Александра Ивановича Новикова за многолетнее плодотворное руководство ветеранской организацией ОАО «СЭГЗ» и пожелала новому председателю ветеранской организации – Тамаре Ивановне Самохваловой – успешной работы, сохранения традиций и энергии движения.

В. Чухланцева,
профком ОАО «СЭГЗ»,
г. Сарапул