5 октября открылся XVI съезд Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. Из 152 делегатов прибыли и зарегистрировались 147 человек.
Кроме делегатов на съезде присутствовали председатели первичных профсоюзных организаций, ветераны профсоюза, члены молодежных советов организаций профсоюза, руководители Федерации независимых профсоюзов России, представители Администрации президента РФ, депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств, интегрированных структур и руководители предприятий авиационной промышленности.
В качестве гостей в работе съезда приняли участие руководители профсоюзов оборонных отраслей промышленности, представители родственных профсоюзов Украины и Белоруссии, Международной Федерации металлистов.
Перед официальным заседанием делегатам был продемонстрированы видеофотопрезентация и видеофильм о работе профсоюза за прошедшее пятилетие «От съезда к съезду». Были избраны рабочие органы съезда – президиум, секретариат, мандатная, счетная и редакционная комиссии, утверждена повестка и регламент ведения съезда.
Председатель профсоюза Н. К. Соловьев выступил с отчетным докладом о работе Центрального комитета профсоюза с октября 2006 по октябрь 2011 года. Сегодняшняя ситуация в отрасли была обозначена как условно стабильная. Далее председатель профсоюза рассказал о действиях профсоюза в защиту авиационной промышленности, о реакции профсоюза на последнее высказывание президента РФ о том, что российское авиастроение должно базироваться на закупках зарубежных образцов техники, о действиях профсоюза в посткризисный период. Было отмечено, что решения XV съезда были выполнены не полностью. Ключевыми моментами, которых необходимо добиваться в следующем отчетном периоде, должны стать необходимость выдвижения в адрес законодательной, исполнительной власти и работодателей требований, связанных с увеличением гарантий по оплате труда до уровня, обеспечивающего базовые потребности работников, доли постоянной части в заработной плате до уровня не ниже 60%, повышение материальной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания на производстве и т. д.
В докладе председателя говорилось о том, что, формулируя свои задачи, профсоюз должен руководствоваться тем, что при низкой зарплате труд не может быть эффективным. Необходимо требовать от работодателей повышения уровня средней заработной платы в размере не менее чем четыре прожиточных минимума.
Было отмечено, что даже в период кризиса затраты на охрану труда на одного человека возросли в среднем в 2,8 раза. Но при этом 17% работников трудятся в условиях, не соответствующих нормам.
Количественные показатели в правовой деятельности таковы, что из 995 исков, рассмотренных в суде при участии правовых инспекторов труда профсоюза, выиграно более 86%. Тесное сотрудничество с работодателями позволяет во многих случаях провести досудебное урегулирование споров. Из недостатков отмечено, что работодатели продолжают практику заключения срочных трудовых договоров с работниками пенсионного возраста, с чем необходимо бороться. Социальная защита становится одним из приоритетных направлений деятельности профсоюза.
Касаясь внутрисоюзной деятельности, Н. К. Соловьев подчеркнул, что необходимо укреплять это направление. Более 20 тысяч человек ежегодно вступают в профсоюз, однако в течение отчетного периода профсоюз потерял 80 тысяч своих членов.
Говорилось в докладе также и об организационной работе, о работе с кадрами, аттестации рабочих мест, молодежной политике, информационной деятельности и финансовой работе.
При обсуждении основного доклада делегаты выразили озабоченность будущим авиационной промышленности в связи с отношением к ней правительства и президента Российской Федерации. Говорилось о том, что необходимо развивать институт уполномоченных по охране труда и правовых инспекторов профсоюза, организовывать их обучение; пытаться добиться внедрения в Трудовой кодекс нормы о распространении положений коллективных договоров только на членов профсоюза; выходить в более широкое информационное пространство; дорабатывать положения Федерального отраслевого соглашения по авиационной промышленности и др. Главной задачей на сегодня делегаты считают сохранение и развитие авиационной промышленности и выражают надежду на ее дальнейшее активное развитие.
В завершение первого дня съезда состоялись выборы председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. В результате тайного голосования большинством голосов председателем Профавиа был избран Н. К. Соловьев.
Отдел информационной работы ЦК Профавиа