5 октября открылся XVI съезд Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. Из 152 делегатов прибыли и зарегистрировались 147 человек.
![](http://profavia.ru/uploads/img4e8c817619424.jpg)
Кроме делегатов на съезде присутствовали председатели первичных профсоюзных организаций, ветераны профсоюза, члены молодежных советов организаций профсоюза, руководители Федерации независимых профсоюзов России, представители Администрации президента РФ, депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств, интегрированных структур и руководители предприятий авиационной промышленности.
В качестве гостей в работе съезда приняли участие руководители профсоюзов оборонных отраслей промышленности, представители родственных профсоюзов Украины и Белоруссии, Международной Федерации металлистов.
Перед официальным заседанием делегатам был продемонстрированы видеофотопрезентация и видеофильм о работе профсоюза за прошедшее пятилетие «От съезда к съезду». Были избраны рабочие органы съезда – президиум, секретариат, мандатная, счетная и редакционная комиссии, утверждена повестка и регламент ведения съезда.
Председатель профсоюза Н. К. Соловьев выступил с отчетным докладом о работе Центрального комитета профсоюза с октября 2006 по октябрь 2011 года. Сегодняшняя ситуация в отрасли была обозначена как условно стабильная. Далее председатель профсоюза рассказал о действиях профсоюза в защиту авиационной промышленности, о реакции профсоюза на последнее высказывание президента РФ о том, что российское авиастроение должно базироваться на закупках зарубежных образцов техники, о действиях профсоюза в посткризисный период. Было отмечено, что решения XV съезда были выполнены не полностью. Ключевыми моментами, которых необходимо добиваться в следующем отчетном периоде, должны стать необходимость выдвижения в адрес законодательной, исполнительной власти и работодателей требований, связанных с увеличением гарантий по оплате труда до уровня, обеспечивающего базовые потребности работников, доли постоянной части в заработной плате до уровня не ниже 60%, повышение материальной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания на производстве и т. д.
![](http://profavia.ru/uploads/img4e8c8194405fe.jpg)
В докладе председателя говорилось о том, что, формулируя свои задачи, профсоюз должен руководствоваться тем, что при низкой зарплате труд не может быть эффективным. Необходимо требовать от работодателей повышения уровня средней заработной платы в размере не менее чем четыре прожиточных минимума.
Было отмечено, что даже в период кризиса затраты на охрану труда на одного человека возросли в среднем в 2,8 раза. Но при этом 17% работников трудятся в условиях, не соответствующих нормам.
Количественные показатели в правовой деятельности таковы, что из 995 исков, рассмотренных в суде при участии правовых инспекторов труда профсоюза, выиграно более 86%. Тесное сотрудничество с работодателями позволяет во многих случаях провести досудебное урегулирование споров. Из недостатков отмечено, что работодатели продолжают практику заключения срочных трудовых договоров с работниками пенсионного возраста, с чем необходимо бороться. Социальная защита становится одним из приоритетных направлений деятельности профсоюза.
Касаясь внутрисоюзной деятельности, Н. К. Соловьев подчеркнул, что необходимо укреплять это направление. Более 20 тысяч человек ежегодно вступают в профсоюз, однако в течение отчетного периода профсоюз потерял 80 тысяч своих членов.
Говорилось в докладе также и об организационной работе, о работе с кадрами, аттестации рабочих мест, молодежной политике, информационной деятельности и финансовой работе.
При обсуждении основного доклада делегаты выразили озабоченность будущим авиационной промышленности в связи с отношением к ней правительства и президента Российской Федерации. Говорилось о том, что необходимо развивать институт уполномоченных по охране труда и правовых инспекторов профсоюза, организовывать их обучение; пытаться добиться внедрения в Трудовой кодекс нормы о распространении положений коллективных договоров только на членов профсоюза; выходить в более широкое информационное пространство; дорабатывать положения Федерального отраслевого соглашения по авиационной промышленности и др. Главной задачей на сегодня делегаты считают сохранение и развитие авиационной промышленности и выражают надежду на ее дальнейшее активное развитие.
В завершение первого дня съезда состоялись выборы председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. В результате тайного голосования большинством голосов председателем Профавиа был избран Н. К. Соловьев.
![](http://profavia.ru/uploads/img4e8c81a2a5f8d.jpg)
Отдел информационной работы ЦК Профавиа