1

Государство продолжает попытки поддержать авиапром: чтобы загрузить воронежский завод, Минобороны закажет 15 Ан-148. Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) весной может получить заказ Минобороны на 15 самолетов Ан-148 стоимостью до $450 млн. Власти региона лоббируют контракт, принципиальный для спасения завода, уже полгода и просят присвоить ВАСО статус единственного поставщика Минобороны, который позволит заключить контракт без торгов и с фиксированной прибылью до 25%. В целом Минпромторг обещает ВАСО контракты на 59 Ан-148 и 6 Ил-96. Но партнеры завода и эксперты не уверены, что завод справится с этими заказами.

О том, что Воронежское акционерное самолетостроительное общество должно получить заказ Минобороны на 15 самолетов Ан-148, "Ъ" сообщил источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и подтвердил один из топ-менеджеров завода. "Краткосрочная и среднесрочная перспектива развития завода напрямую зависит от консолидированного заказа, причем хотя бы частично он должен быть твердо законтрактован уже в 2013 году", – пояснил один из собеседников "Ъ".

Вопрос о заказе на Ан-148 был поднят еще в августе 2012 года, когда министр обороны Анатолий Сердюков (покинул этот пост в начале ноября) встретился с губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым. Последний предложил министру разместить на ВАСО госзаказ в интересах Минобороны в 2013 году. Итогом встречи стало поручение господина Сердюкова главкому ВВС генерал-лейтенанту Виктору Бондареву рассмотреть возможность закупки самолетов, рассказывает источник "Ъ" в Минобороны. "После смены министра ситуация не изменилась, мы действительно готовы сейчас приобрести порядка 15 единиц Ан-148, – говорит источник "Ъ", близкий к главкомату ВВС. – Вопрос закупки иностранных аналогов не стоит и не прорабатывается". По словам собеседника "Ъ", предварительные расчеты показывают, что цена одного Ан-148 устроит и Минобороны, и ВАСО, при этом военные готовы заплатить "чуть больше, чем планировалось изначально". В любом случае, отмечает собеседник "Ъ", стоимость всего заказа не является критичной для Минобороны.

Источник в региональном правительстве рассказал, что в январе губернатор написал письмо Владимиру Путину, попросив "законодательно определить ВАСО единственным поставщиком" самолетов соответствующего типа для Минобороны. "Такой статус позволит ускорить процесс получения заказа, поскольку с единственным поставщиком договоры заключаются напрямую, без торгов", – пояснил собеседник "Ъ". Кроме того, единственный поставщик может получить фиксированную прибыль, если документально подтвердит, что часть ее направит на "цели развития производства для эффективного выполнения заказа". В этом случае цена контракта может быть определена исходя из прибыли в размере 25% от затрат на исполнение контракта и 1% от покупки комплектующих и работ соисполнителей.

Источники "Ъ" на заводе уточнили, что глава Минпромторга Денис Мантуров, посетивший Воронеж в конце прошлой недели, на закрытом совещании обещал ВАСО заказ в общей сложности на 59 Ан-148 и 6 Ил-96. Но конкретной разбивки по источникам заказа собеседники "Ъ" не знают, отмечая лишь, что это будут МВД, МЧС и ФСБ. В Минпромторге отметили, что "конкретика по госзаказу" на российские самолеты будет позже.

Ан-148 – ближнемагистральный самолет, рассчитанный на перевозку от 68 до 85 пассажиров и дальность 2-5 тыс. км, приспособлен для посадки на грунтовые аэродромы. Сегодня в России летают 12 Ан-148: шесть у авиакомпании "Россия", три у "Ангары", два у "Полета" и один в специальном летном отряде "Россия". В 2013 году на заводе будет вестись строительство двух самолетов Ан-148 для МЧС, по одному Ан-148 и Ил-96 в рамках заказов основного акционера – ОАК. По данным "Ъ", выручка ВАСО в 2012 году составила около 8,8 млрд руб., размер убытков по итогам года пока не подсчитан (по итогам девяти месяцев они составляли 315 млн руб.).

Источник на рынке отмечает, что для лизинговых компаний пороговая цена на Ан-148, после которой маржи вообще нет, составляет $22-24 млн. С учетом того, что это госзаказ и он будет заключаться напрямую, цена наверняка будет выше, вероятно, в диапазоне $25-30 млн, считает собеседник "Ъ". Таким образом, цена контракта с Минобороны может составить $375-450 млн.

Но партнеры ВАСО осторожно говорят о способности завода выполнить заказ. "ВАСО собирает до пяти самолетов в год, и непонятно, сумеет ли перейти к серийному производству, – отмечают в лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко". – Прежние планы ОАК не выполняются – предполагалось, что к 2013 году завод будет собирать уже больше десяти машин в год". Глава Infomost Борис Рыбак согласен, что главный вопрос – может ли авиапром справиться с госзаказом с учетом износа основных фондов. Эксперт отмечает, что с осени обсуждается возможность консолидированного заказа Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и администрации президента на поставку примерно 130 самолетов ОАК в целом на 200 млрд руб. Это, полагает Борис Рыбак, "силовой, но разумный способ подтолкнуть к серийности проекты вроде Ан-148 и SSJ, которые до сих пор, по сути, на старте".

Источник: газета «Ъ»

Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило поправки в действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г.

Согласно проекту приказа из Порядка исключается положение об обязательном проведении аттестации на каждом рабочем месте раз в пять лет.

«Первичная аттестация остается обязательной, а повторная аттестация, раз в пять лет, согласно приказу, будет проводиться только в отношении рабочих мест с вредными или опасными условиями труда». Это рабочие места, на которых используются оборудование, машины, ручной инструмент, связанные с эксплуатацией транспортных средств, хранением сырья и материалов.

Вне плана повторные аттестации на рабочих местах, которые по результатам предыдущей аттестации были признаны безопасными, будут проводиться по требованию государственной инспекции труда в субъектах РФ.

Правом требовать проведение внеплановой аттестации будут пользоваться также работники и представители профсоюза.

Данные изменения Порядка проведения аттестации позволят профсоюзам проводить необходимый контроль за соблюдением требований охраны труда на работах, связанных с вредными и опасными условиями.

Отдел охраны труда ЦК Профсоюза

Данное соглашение доведено до сведения всех председателей профсоюзных организаций цехов и отделов на очередном регламентированном совещании профактива.

Как известно, руководство предприятий холдинга «Сухой» еще в июне 2012 года приняло решение о том, что действующие до реорганизации коллективные договоры ОАО «КнААПО», ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова» и ОАО «ОКБ Сухого» будут перезаключены в соответствующих филиалах ОАО «Компании «Сухой» после реорганизации без изменения их условий.

Со своей стороны профсоюзный комитет КнААПО постановил продлить коллективный договор по 2013 год включительно без изменения его условий в связи с реорганизацией предприятия на основании части седьмой ст. 43 Трудового кодекса РФ и уполномочил председателя Виктора Петровича Багмута подписать соглашение о продлении коллективного договора со стороны первичной профсоюзной организации.

Подписание соглашения о продлении коллективного договора на 2013 год и его публикация в заводской газете, а также работа председателей профсоюзных комитетов в цехах и отделах – все это, надеемся, снимет вопросы в трудовых коллективах о действии коллективного договора после реорганизации общества.

А. С. Аброськин, заместитель председателя первичной профсоюзной организации ОАО «КнААПО»

5 февраля 2013 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Российским профессиональным союзом трудящихся авиационной промышленности и некоммерческим партнерством «Союз авиапроизводителей» принято решение о проведении 11 апреля 2013 года съезда авиапромышленников России.

Утвержден Организационный комитет в составе:

председатель Организационного комитета:
Слюсарь Юрий Борисович – заместитель министра промышленности и торговли РФ;

заместители председателя Организационного комитета:
Богинский Андрей Иванович – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России;
Соловьев Николай Кириллович – председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности;
Горбунов Евгений Алексеевич – генеральный директор НП «Союз авиапроизводителей»;

члены Организационного комитета:
Алешин Борис Сергеевич – заместитель председателя Общероссийской организации «Союз машиностроителей России», генеральный директор ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского»;
Алексанян Тигран Игоревич – президент НП «Национальный центр авиастроения»;
Джанджгава Гиви Ивлианович – президент, генеральный конструктор ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро»;
Зиннуров Вильдан Ханифович – генеральный директор управляющей компании проекта «Ульяновск – авиационная столица»;
Коптев Юрий Николаевич – президент НП «Союз авиапроизводителей», председатель научно-технического совета корпорации «Ростех»;
Кузнецов Виктор Дмитриевич – генеральный директор ОАО «Авиационная промышленность»;
Лапотько Василий Петрович – заместитель генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром»;
Обносов Борис Викторович – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
Туляков Александр Владимирович – исполнительный вице-президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»;
Корицкий Юрий Анатольевич – директор Департамента информационных технологий и общественных связей Минпромторга России;
Меркулов Евгений Владиславович – генеральный директор ОАО «НПО «Наука»;
Новожилов Генрих Васильевич – академик РАН, советник генерального директора ОАО «АК им. С. В. Ильюшина»;
Халфун Леонид Марксович – генеральный директор ОАО «МПО им. И. Румянцева»;
Чуйко Виктор Михайлович – президент Международной Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»;
Федоров Алексей Иннокентьевич – вице-президент Общероссийского отраслевого объединения «Союз машиностроителей», советник генерального директора корпорации «Ростех».

На первом заседании Оргкомитета обсуждались цели и задачи съезда, место проведения, предложения по составу делегатов и приглашенных, концепции доклада и резолюции съезда, другие актуальные вопросы.

Одобрен план организационных мероприятий по подготовке и проведению съезда. Следующее заседание Оргкомитета намечено провести 19 февраля т. г.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профсоюза

Министерством труда и социальной защиты был подготовлен законопроект, в соответствии с которым матери, не работающие во время беременности и родов, и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, будут получать одинаковое пособие.

Внесение данного изменения позволит исключить необоснованную разницу в размерах пособий и повысить уровень социальных гарантий.

В настоящее время неработающим матерям во время беременности и родов выплачивается фиксированный размер пособия, который составляет 2454 за первого ребенка и 4908 рублей за второго и последующих детей, в то время как женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, получают 40% среднего заработка по месту работы, но не более 9815 рублей в месяц.

Отдел социальных гарантий ЦК Профсоюза

С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации": уточнено определение потребительской корзины, скорректирован порядок ее формирования по основным социально-демографическим группам в целом по России, а также по субъектам РФ.

С учетом нового подхода к формированию потребительской корзины Правительством РФ был утвержден порядок определения:

  • стоимости потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (включает в себя сумму стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг);
  • расходов по обязательным платежам и сборам (определяется только для трудоспособного населения);
  • величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и на душу населения (для трудоспособного населения включает стоимость потребительской корзины и расходов по обязательным платежам, для пенсионеров и детей – стоимость потребительской корзины).

Определен минимальный набор продуктов питания (в него вошли хлебные продукты, картофель, овощи и фрукты, кондитерские изделия, мясо и рыбопродукты и др.), а также установлен алгоритм расчета стоимости непродовольственных товаров и услуг (теперь расчет будет осуществляться в процентном соотношении к продуктовому набору и составит 50 процентов от стоимости продуктов питания). С текстом постановления Правительства от 29 января 2013 года № 56 можно ознакомиться здесь.

Отдел социальных гарантий ЦК Профсоюза

Вопрос закрытия производства самолетов Ту-204 "не стоит в повестке дня". Об этом заявил журналистам глава Минпромторга России Денис Мантуров, который находился в Воронеже с деловой поездкой.

По его словам, в конце первой половины 2013 года "завершится сертификация модификации этой машины – Ту-204 СМ". Это, по сути, "новый самолет, основанный на прежнем лайнере". На нем будет произведена модернизация кабины, электроники. Кроме того, на нем будут установлены и новые двигатели ПС-90-А2, которые повысят эффективность самолета. Поэтому производство модели Ту-204 "не закрывается", отметил министр.

Что касается последнего случая с этим самолетом, то "были выпущены специальные наставления, доработаны определенные системы самого самолета и в настоящее время "технических опасений, насколько нам известно, нет", добавил он.

Источник: информационный портал «АвиаПорт.Ru»

В соответствии с приказом Министерства труда с 1 января 2013 года увеличена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на бесплатное лечение.

Для инвалидов, в том числе детей-инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга установлена стоимость в размере, не превышающем 1452 рублей 90 коп., для иных категорий граждан в размере, не превышающем 928 рублей 70 копеек.

Для лечебных организаций, расположенных в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, указанная стоимость определяется с учетом данных коэффициентов.

С приказом Министерства труда России от 28 декабря 2012 года № 637н можно ознакомиться здесь.

Отдел социальных гарантий ЦК Профсоюза

В июне 2012 года на молодежном профсоюзном форуме «Молодежь! Профсоюз! Будущее!» в процессе анализа проблем профсоюзной организации участники команды «Венера – Оранжевые» пришли к выводу, что для развития корпоративной культуры, снятия напряженности в коллективе, активизации общественной жизни, необходимо иметь в профсоюзной организации специалистов по тренингу.

С 19 по 27 января 2013 года на базе Байкальского государственного университета экономики и права в Центре практической психологии 15 человек от профсоюзной организации Иркутского авиационного завода прошли подготовку по экономическим и политическим дисциплинам. Основной целью обучения было формирование навыков, необходимых для создания и проведения образовательных программ (конфликтология, лидерство, тайм-менеджмент, командообразование, эффективная презентация). Задача перед преподавателями БГУЭП стояла сложная: ведь надо в короткий срок научить людей, по большей части с техническим образованием, понимать группу, которая находится перед ними, эффективно взаимодействовать с ней, уметь правильно доносить до аудитории информацию.

Программа тренинга была построена так, что в течение четырех дней обучающиеся были загружены с утра до вечера. Ведь для того чтобы понимать людей, которых ты собираешься обучать, нужно научиться сперва понимать себя и товарищей, с которыми ты посещаешь занятия. Тренеры создавали для группы разные ситуации, в которых необходимо было выстраивать отношения, основанные на сплоченности, или подводили к дискуссии, перерастающей в конфликт. Но после каждой такой деловой игры тренер давал теоретический материал, и становилось ясно, почему группа вела себя в тот или иной момент именно так.

За время обучения каждый участник составил подробную программу и выбрал целевую аудиторию своего тренинга, а потом выступил с презентацией. В конце занятий каждому участнику был вручен сертификат о прохождении программы «Социально-психологический тренинг как форма обучения».

У всех участников были разные чувства после прохождения тренинга: кто-то выходил, глубоко погруженный в себя, а кто-то, воодушевившись результатами, признавался, что готов свернуть горы.

Никита Васильевич Кунц, инженер-технолог: «Тренинг вызвал массу разносторонних мыслей. Первая часть тренинга мне показалась недостаточно серьезной. Вторая половина заставила задуматься и начать переосмысливать себя, свое отношение к окружающим, понять, что другие люди имеют такие же потребности и такие же чувства, как и я».

Семен Бондарчук: «Целью нашего обучения было научиться проводить тренинг на своем родном предприятии, уметь находить общий язык с аудиторией, преподносить материал так, чтобы он был интересен и понятен. Лично у меня после обучения эти навыки появились. Конечно, сразу я не смогу выйти один, поскольку необходим опыт. Но я уверен, что в паре с другим тренером мы сможем провести эффективное обучение».

Александр Викторович Лепа, специалист по организационной работе, председатель молодежной комиссии профкома ОАО «ИАЗ»

Перспективы развития кооперации с ЗАО «Авиастар-СП» обсудили представители производственных предприятий региона на совещании, организованном управляющей компанией «Ульяновский авиационный кластер» под председательством генерального директора Вильдана Зиннурова.

В совещании, которое состоялось 30 января 2013 года, приняли участие представители более 15 ульяновских предприятий.

В настоящее время в кооперации по производству продукции ЗАО «Авиастар-СП» задействовано порядка 70 ульяновских предприятий, большая часть работ по обеспечению завода необходимой продукцией и услугами выполняется в других регионах России.

«Мы заинтересованы в том, чтобы это были ульяновские поставщики, и ставим своей задачей увеличить их количество до 400 в ближайшие пять лет», – отметил в ходе совещания Вильдан Зиннуров.

Первоочередной задачей на сегодня является привлечение ульяновских предприятий и поставщиков услуг в кооперацию по производству самолетов ИЛ-76МД-90А ЗАО «Авиастар-СП». Привлечение местных кооперантов, способных составить конкуренцию существующим поставщикам, позволит не только улучшить благосостояние региона, но и существенно снизить монополию, сложившуюся в отрасли за многие годы.

Однако процесс вхождения в производственную кооперацию в авиационной отрасли достаточно длительный и трудоемкий. На подготовку производственных процессов и всей необходимой документации потенциальным поставщикам потребуется около двух лет.

Источник: информационный портал «АвиаПорт.Ru»

Продолжение разговора…

В 2013 году Центральный комитет Профсоюза продолжил проведение региональных круглых столов и дискуссий по темам, связанным с развитием и укреплением ПРОФАВИА.

30 января в Московской городской организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности состоялся круглый стол с участием председателей первичных профсоюзных организаций, входящих в МГО, под руководством председателя Профсоюза Н. К. Соловьева.

В заседании также приняли участие Т. А. Власенко, заместитель председателя Профсоюза, С. Н. Чугунков, председатель МГО и Ю. И. Кононов, заместитель председателя МГО. Темой мероприятия стала «Модернизация и инновационное развитие Профсоюза в контексте организационного укрепления». Обсуждались актуальные для профсоюза вопросы: снижение уровня профчленства, особенности мотивации вступления в профсоюз молодежи, отсутствие заказов на предприятиях, приводящее заводы на грань выживания и, конечно, пути решения этих проблем. Круг вопросов не ограничивался деятельностью первичных профорганизаций, но включал в себя как взаимодействие со структурами, входящими в Федерацию независимых профсоюзов России, так и рассмотрение ситуации, сложившейся в профсоюзах в целом.

Отмечалось негативное отношение работодателей к профсоюзу, недостаточно сильная законодательная база, на основе которой можно было бы усилить влияние профсоюзов. Также среди проблем назывались непонимание работниками целесообразности вступления в профсоюз и незнание основных направлений деятельности профсоюзных организаций. Очевидно, что для людей профсоюз ассоциируется лишь с путевками и культмассовой работой, они никому не верят, не понимают своих прав и не желают влиять на свою жизнь.

Были высказаны различные способы привлечения в профсоюз, среди которых можно выделить работу со школьниками, когда преподаватели знакомят их с историей развития профсоюзов, Трудовым кодексом, коллективным договором; обеспечение работающей молодежи жильем; квалифицированная юридическая помощь не только в решении трудовых споров, но и бытовых проблем; усиление информационного обеспечения с целью освещения деятельности профсоюза.

Отдел информационной работы ЦК Профсоюза