- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
На заводе имени Калинина состоялся конкурс профессионального мастерства среди водителей автомобилей и электротележек.
Состязание проходило в два этапа, в центре ДПО водители сдавали тесты на знание теории вождения, а на следующий день на площадке перед цехом 21 демонстрировали свой профессионализм уже на практике.
Всего в конкурсе участвовало 25 человек. Среди водителей автомашин победителем стал Роман Зиннатуллин, а вторе и третье места заняли Сергей Малютин и Иван Ямбарышев (все – работники автотранспортного цеха). Лучшим среди электрокарщиков признали Василия Самойлова (цех механизации и автоматизации производства). Вторым стал Иван Золотарев, (цех химических покрытий), а третьим – Павел Гаврилов (механосборочный цех).
На других предприятиях, а также на уровне города и области конкурсы профмастерства проводят только среди основных рабочих специальностей. Поэтому это традиционное заводское состязание по-своему уникально: каждый год оно проводится при поддержке автотранспортного цеха. Главной наградой конкурса водители считают не грамоты и денежные призы, а чувство гордости за свою профессию.
Н.Г. Заплатина,
член профкома ППО ПАО «МЗиК», редактор газеты «Калининец»,
г. Екатеринбург
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
В Екатеринбурге стартовал областной турнир по настольному теннису на приз Концерна ВКО «Алмаз-Антей», в котором приняли участие спортсмены ПАО «МЗиК», АО «ОКБ «Новатор», АО «УПП «Вектор», АО «ИЭМЗ «Купол» (г. Ижевск).
Торжественная церемония открытия состоялась в спортивно-бытовом корпусе ПАО «МЗиК». Участников состязаний приветствовали первый заместитель генерального директора – исполнительный директор завода имени Калинина А.С. Портнов и председатель профкома завода М.С. Никитина.
В этот же день прошли игры теннисистов. В личном первенстве среди женщин представительница завода имени Калинина Юлия Астафьева стала абсолютной чемпионкой и завоевала путевку на финал турнира. В общем зачете команда ЗиКа по настольному теннису заняла 3 место.
Н.Г. Заплатина,
член профкома ППО ПАО «МЗиК», редактор газеты «Калининец»,
г. Екатеринбург
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
Не один десяток лет перед заездом детей на первую смену в детский оздоровительный лагерь «Орленок» профком первичной профсоюзной организации «СТАР-ИНКАР» оказывает администрации лагеря посильную помощь.
Работники лагеря, зная эту традицию, с радостью ожидают своих неизменных помощников. Несмотря на то, что лагерь, казалось бы, уже готов к приёму детей, у хороших хозяев всегда найдётся, что можно еще подкорректировать. Поэтому для профактива нашлась работа: очистить газоны от сорняков, подмести дорожки, помыть столы, скамейки, стулья и заправить кровати.
Участники таких субботников с радостью приезжают в лагерь. Это вносит разнообразие в повседневную рабочую жизнь, позволяет пообщаться с коллегами в неофициальной обстановке, подышать свежим воздухом. В этом году профактиву очень повезло с погодой. В Перми практически весь май был теплым и солнечным. Поэтому, несмотря на то что работы было много, все возвращались с субботника с чувством удовлетворения от причастности к такому доброму делу.
Л.Ф. Лазарева,
ведущий специалист профкома ППО «СТАР-ИНКАР»,
г. Пермь
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
26 мая в соответствии со сроками, установленными Центральным комитетом профсоюза, в ДК «Заря» прошла XXXI отчетно-выборная конференция ППО ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод».
Согласно установленной профкомом норме на конференцию на профсоюзных собраниях в подразделениях завода избрали 401 делегата. В работе конференции приняли участие генеральный директор ОАО «СЭГЗ» С.В. Мусинов, председатель Федерации профсоюзов Удмуртской Республики С.В. Шерстобит, председатель Республиканской организации Башкортостана «Роспрофавиа» Р.В. Калякулин, главный правовой инспектор труда Профавиа Б.Н. Сафонов.
До начала конференции делегаты ознакомились с фотоотчетом за пять лет работы, а также просмотрели видеоролик о первомайской акции. Традиционно конференция началась с марша Профавиа в исполнении автора – О.А. Тепляковой.
Делегаты утвердили повестку дня из 12 вопросов. Отчет о проделанной работе за пять лет по разным направлениям работы профкома озвучили восемь содокладчиков. Рассматривались вопросы занятости и оплаты труда; охраны труда и оздоровления; контроля за качеством питания; правозащитная работа; работа с детьми; совместная работа с ветеранской организацией; культурно-массовая, спортивно-оздоровительная и работа с молодежью. Также в отчете освещена работа председателя ППО С.В. Короткова в составе вышестоящих профсоюзных органов и других общественных структур. В прениях выступили начальник ООТиЗ, главный инженер, генеральный директор, а также приглашенные коллеги из вышестоящих органов.
Председателем первичной профсоюзной организации завода на очередной срок единогласным решением избран С.В. Коротков. Конференция признала работу ППО удовлетворительной. Также делегаты избрали профсоюзный комитет и президиум. В заключение конференции 18 профактивистам были вручены награды ЦК Профавиа и ФПУР, а генеральному директору и вновь избранному председателю первички дипломы за I место в республиканском конкурсе «Лучший коллективный договор в УР».
К.М. Пылаева,
специалист по работе с молодежью ППО ОАО «СЭГЗ»,
г. Сарапул
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
Состоялась отчетно-выборная конференция Пермской территориальной организации Профавиа. В ее работе приняли участие 48 из 54 избранных делегатов. В конференции также приняли участие председатель Пермского крайсовпрофа Сергей Булдашов, председатель Республиканской организации Башкортостана Роспрофавиа Роман Калякулин, заведующий отделом информационной работы ЦК Профавиа Игорь Киселев и ряд работников аппаратов профкомов и профактивистов организаций территориального Совета.
В отчетном докладе председатель Пермского Совета Роспрофавиа С.М. Тулупов остановился на выполнении президиумом Совета поручений, которые были даны предыдущими конференциями. Тем самым были освещены практически все направления деятельности, как самого Совета, так и первичных профорганизаций, входящих в его состав.
После выступления председателя ревизионной комиссии Е.С. Механошиной последовали прения и оценка работы президиума Совета. В прениях выступили как приглашенные представители вышестоящих организаций, упомянутые ранее, так и представитель молодежи (Олег Сырохватов, ППО «СТАР-ИНКАР»), работники аппаратов профкомов (Ю.П. Торсунова, Е.М. Расстриженков, ППО «Пермские моторы»); выступила председатель ПО ОАО «Авиадвигатель» Ю.С. Молчанова, совсем недавно избранная на эту должность.
В выступлениях звучали разные взгляды, мнения, высказывания, а также пожелания в адрес президиума Совета, Пермского крайсовпрофа, ЦК Профавиа и интегрированных структур. В частности, конференцией было принято обращение в адрес АО «ОДК» и ЦК Профавиа по поводу намерений руководства АО «ОДК» создать на его основе единое предприятие, что было озвучено на заседании координационного Совета профсоюза по взаимодействию с корпорацией в марте 2016 года.
Не остался в стороне один самых проблемных вопросов для профсоюзных организаций авиапрома г. Перми – уровень профсоюзного членства. Из выступления С.М. Тулупова: «…Мы не можем остановить падение профсоюзного членства, как по проценту охвата, так и по абсолютной численности. Не умаляя негативного влияния внешних факторов: оптимизация персонала, производственных функций, отсутствие законодательных преимуществ для членов профсоюза, надо признать, что мы недорабатываем. Мы не можем дойти до души каждого работника, не способны убедить, доказать, умело и доходчиво объяснить, а где-то эффективно, быстро и реально помочь.
Вот на этом в новом отчетном периоде необходимо заострить внимание, и не на словах, а принять конкретные решения, найти новые подходы и стараться их внедрять в жизнь…».
Конференция избрала новый состав президиума Совета, ревизионной комиссии, а также подтвердил полномочия избранных первичными профорганизациями делегатов XVII съезда Профсоюза, который состоится в сентябре 2016 г. Работу президиума в отчетный период конференция оценила удовлетворительно.
Председателем Пермского Совета Роспрофавиа на следующий отчетный период единогласно был избран Сергей Михайлович Тулупов.
После принятия решений по всем вопросам повестки дня были вручены награды ФНПР, ЦК Профавиа, Пермского крайсовпрофа и территориального Совета ряду профсоюзных активистов за большой вклад в деятельность профсоюзных организаций. Поставлены новые задачи, а значит, намечены новые планы, а главное – пути их реализации.
У.В. Крапивина,
ведущий специалист Пермского Совета Роспрофавиа,
г. Пермь
- Подробности
- Категория: Основные
27–29 мая состоялся XVI турнир по настольному теннису, посвященный памяти М.В. Нагибина, между работниками предприятий авиационной промышленности, организованный профсоюзным комитетом ОАО «Роствертол» и ЦК профсоюза. Местом проведения турнира стал санаторий «Зорька» в Туапсинском районе.
В турнире приняли участие 15 команд из Белой Калитвы, Воронежа, Казани, Москвы, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Рыбинска, Сарапула, Саратова, Тамбова, Таганрога, Ульяновска.
Победители турнира в командном зачете:
1 место | ПАО «ВАСО» | г. Воронеж |
2 место | ОАО «СЭГЗ» | г. Сарапул |
3 место | ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» | г. Таганрог |
Победители турнира в личном зачете среди мужчин:
1 место | Подлесный Михаил Григорьевич | ПАО «Роствертол», г. Ростов-на-Дону |
2 место | Бугаев Александр Владимирович | ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», г. Таганрог |
3 место | Балабан Андрей Викторович | АО «Авиастар-СП», г. Ульяновск |
Победители турнира в личном зачете среди женщин:
1 место | Кораблина Анастасия Михайловна | ПАО «ВАСО», г. Воронеж |
2 место | Лебедева Елена Александровна | ПАО «НПО «Сатурн», г. Рыбинск |
3 место | Аверкиева Елена Валерьевна | ОАО «СЭГЗ», г. Сарапул |
Кубок «За волю к Победе!» Ростовской областной организации вручен Крутых Нине Владимировне из ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор».
Прошедшее спортивное мероприятие дало возможность не только проявить себя в борьбе за звание «лучшей ракетки», но и насладиться общением с коллегами в неформальной обстановке. Участники остались довольны организацией и уровнем подготовки турнира и с нетерпением ожидают следующего.
С результатами турнира можно ознакомиться здесь.
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
Именно под таким девизом прошел выездной семинар для молодых профактивистов первичных профорганизаций Пермского Совета Роспрофавиа. На территории детского оздоровительного лагеря «Заря» в поселке Гамово Пермского края собралось более 40 членов профсоюза предприятий АО «ОДК-Пермские моторы», АО «Металлист-ПМ», АО «Авиадвигатель», АО «Инструментальный завод-ПМ», АО «ОДК-Стар».
Это мероприятие в очередной раз проводилось силами Совета молодежи ППО «Пермские моторы», и, как всегда, прошло на высоком уровне, что подтвердилось отзывами участников семинара.
Перед началом все ребята были поделены на три равные группы и активно приступили к процессу обучения.
Первая команда отправилась на командообразование, которое проводили члены Совета молодежи «Пермских моторов» Павел Пилипенко и Виталий Новиков. Группа серьезно подошла к прохождению испытаний, и ледяной ветер в совокупности с ярким солнцем не стали им помехой.
А в это время другая команда тренировала свои навыки в публичном выступлении. Тренинг начался с нескольких упражнений и диагностики. Модератор, председатель комиссии по работе с молодёжью Пермской территориальной организации Профавиа Стелла Эмир-Вели помогла ребятам выявить их проблемы в процессе выступления, отметила, на что нужно обратить внимание, какие навыки необходимо развивать, как работать со своим взглядом, куда деть руки и как отучиться нервно переступать с ноги на ногу.
Участники третьей группы в это время разбирались в основах мотивации профсоюзного членства, структуре профсоюза, причем не только на уровне «первички», но и на уровне ЦК Профавиа и ФНПР. Ребята внимательно слушали лекцию о том, зачем нужен профсоюз, что он может дать каждому работнику.
В процессе занятий выяснилось, что все участники знают, что такое коллективный договор, но до прочтения дело дошло только у одного человека из трех групп. По словам ведущей этого тренинга Светланы Владимировны Камаевой, заместителя председателя первичной профсоюзной организации «Пермские моторы», ребята успешно справились с заданием – замотивировать своих коллег по команде на вступление в профсоюз. Мы надеемся, что этот опыт ребята будут успешно использовать в дальнейшем при общении с коллегами на рабочих местах.
Обучение шло динамично, команды каждые полтора часа менялись друг с другом на этапах семинара.
По завершении трех полуторачасовых занятий ребят ждал… Нет, не отдых, как вы могли подумать! Их ждал один очень интересный тренинг – упражнение Джефферсона! Суть этого упражнения заключается в том, что ведущий задает вопросы и каждый участник, определившись со своим внутренним убеждением, встает под один из трех плакатов – «Да», «Нет», «Не знаю».
Вопросы организаторами были подготовлены совершенно разнонаправленные, были и простые утверждения типа «Я считаю, что служба в армии закаляет характер», и достаточно провокационные, типа «Я смогу изменить любимому человеку». Каждый участник, после того как вставал под определенным ответом, мог высказаться, почему он думает именно так. В процессе этого упражнения ребятам не запрещалось менять мнение, и, выслушав различные обоснования выбора от других участников, ребята могли поменять свое местоположение и перейти к другому ответу.
После ужина посредством подвижных игр мы помогли ребятам лучше запомнить друг друга, а также провели игру «Имя, сестра!». Здесь ребятам нужно было угадать имя того человека, который появится перед ним в данную секунду, и кто быстрее называет имя, тот побеждает. Кажется, давно никто так не смеялся, как во время этой игры.
Даже вечером, после напряженного во всех смыслах дня, не было ни минуты покоя. Ребятам было выдано домашнее задание – в своих командах участникам необходимо было подготовить выступление агитбригады. Утром после зарядки и бодрящего танца от организаторов на всеобщий суд были представлены три совершенно разных варианта агитации в профсоюз, чему мы как организаторы были очень рады. Большое спасибо всем ребятам за серьезный творческий подход к выполнению задания!
По окончании семинара мы получили отзыв от каждого участника. Такая обратная связь помогает совершенствоваться в своем деле, стремиться к лучшему, чтобы в следующий раз новым участникам семинара было еще интереснее. Приятно, что отзывы участников были только положительные.
Мы надеемся, что все навыки и знания, которые ребята получили на протяжении всего семинара, обязательно будут использоваться и применяться во благо профсоюза и для личностного роста самих участников.
Оксана Потягайло,
председатель Совета молодежи ППО «Пермские моторы»,
г. Пермь
Фото Елены Сибгатуллиной (члена Совета молодежи ППО «Пермские моторы»)
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Первые поставки самолета Ил-114 начнутся в 2019 году, заявил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Первые поставки мы обеспечим уже в 2019 году, с учетом использования тех корпусов, которые есть в наличии», – сказал он.
По словам министра, на программу производства самолетов Ил-114 предполагается направить из бюджета 50 млрд рублей. «Что касается Ил-114, то на всю программу, ее реализацию, на период до 2025 года предполагается направить из бюджета порядка 50 млрд руб.», – подчеркнул Мантуров.
Министр отметил, что на реализацию проекта производства Ил-96-400 на период до 2021 года также планируется направить около 50 млрд рублей.
Ил-114 – семейство самолетов, разработанное в 1980-х годах ОКБ им. Ильюшина. По указанию президента РФ от 14 октября 2014 года, планируется организация серийного производства модернизированной версии таких самолетов на авиазаводе «Авиакор» для нужд Минобороны и гражданской авиации.
По материалам ИТАР-ТАСС
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
Острые вопросы стали темой расширенной профсоюзной оперативки на Каменск-Уральском литейном заводе. Они появились после оглашения результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) на вредном производстве.
Для предметного разговора с представителями службы охраны труда и экономической службы собрались председатели профгрупп, цеховые уполномоченные по охране труда и другие профсоюзные активисты.
СОУТ, заменившая прежнюю аттестацию рабочих мест, прошла в цехах цветного литья, чугунолитейном, гальванотермическом и рабочих точках отдела технического контроля. В итоге на многих рабочих местах изменились подклассы условий труда: снижена степень вредности. Это привело к потере ряда существенных льгот, например, дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели, что, разумеется, вызвало недовольство рабочих и мастеров. Делегированные на профоперативку озвучили настроения в коллективе и задали вопросы приглашенным для беседы руководителям соответствующих направлений.
– Причина сложившейся ситуации – в изменении подходов к оценке условий труда, закрепленных новым федеральным законом. Изменилась методика проведения замеров факторов рабочего места, установление фиксируемых параметров этих факторов, – объяснил заместитель технического директора завода по охране труда Сергей Мосунов.
– Значит, эту проблему надо решать профсоюзам на самом высоком уровне: требовать изменения законодательства, – прозвучало предложение из зала.
– На самом деле ЦК профсоюза трудящихся авиационной промышленности и Федерация независимых профсоюзов этой проблемой озаботились давно – еще на стадии обсуждения законопроекта «О спецоценке условий труда», – пояснила председатель профкома КУЛЗа Александра Виноградова. – Наши профсоюзные лидеры изначально критиковали законопроект, вносили поправки, предложения, но не были услышаны.
– Хотим мы этого или нет, но сегодня все происходит в соответствии с законом. Если сменился подкласс вредности (например, с 3.2 до 3.1), то отменяется льгота. У кого не произошло изменений в классификации, остается по-прежнему, а установление льгот осуществляется согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, – уточнил начальник экономического отдела Александр Меркурьев.
На некоторых рабочих точках, где, как говорят, «ушла вредность» по микроклимату и освещенности, произошли реальные изменения условий труда. Например, в цехах цветного литья и гальванотермическом в 2014–2015 гг. старые окна заменили на пластиковые, за счет чего стало заметно светлее и теплее. В чугунолитейном оконные проемы дополнительно «зашили» поликарбонатом, в нескольких подразделениях утеплили въездные ворота и поставили новые. Прошлым летом в обоих литейных цехах постелили новую кровлю и реконструировали светоаэрационные фонари. На формовочном участке цеха цветного литья установили инфракрасные обогреватели. В обоих литейных цехах обновилось оборудование. Запущены в работу два экологически безопасных смесеприготовительных комплекса, в отделении порошковой металлургии полностью модернизирован шихтовый участок, где сейчас работает новейший герметичный комплекс. В этом же подразделении появился автоматизированный гидропресс (планируется установка еще двух), оснащена электроникой сталеплавильная печь, что минимизирует участие человека в процессе изготовления продукции. На плавильных участках литейных цехов заменены кабины машинистов мостовых кранов, где установлены кондиционеры с фильтрами подачи воздуха. Деятельность по улучшению условий труда продолжается.
Сейчас заводской отдел кадров информирует работников об изменении класса вредности, вручая уведомления. Соглашаться с новыми обстоятельствами или менять работу, каждый решает сам.
– Заявлений об увольнениях из-за результатов спецоценки у нас нет, – заявил в разговоре с корреспондентом руководитель кадровой службы КУЛЗа Вячеслав Кузнецов.
Уже сегодня на заводе началась подготовка к следующему этапу спецоценки в механических цехах, модельном и теплоэнергетическом.
Юнона Каталевская,
пресс-служба КУЛЗа,
г. Каменск-Уральский
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет будет создан на базе Ил-96-400, сообщил на итоговой коллегии Минпромторга вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
«Принято волевое, умное технологическое решение о создании на базе Ил-96-400 самолета в самых разных модификациях, в том числе дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета», – сказал он.
По его словам, эта модификация Ил-96-400 закроет потребности российский компаний вплоть до создания российско-китайского широкофюзеляжного самолета.
«До появления проекта, который мы проговариваем с нашими китайскими коллегами (данная модификация Ил-96-400 – прим. ред.), закроет все наши потребности и тем самым позволит нашим авиакомпаниям, с учетом курсовой разницы, использовать российскую авиационную технику, а не закупать Boeing и Airbus», – отметил Рогозин.
Ил-96 – пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Первый полет он совершил в 1988 году, серийно производился на ВАСО. На данный момент серийного производства самолета нет.
Широкофюзеляжный самолет разработки Объединенной авиастроительной корпорации и китайских авиастроителей планируется к выходу на рынок в 2023–2025 годах.
По материалам ИТАР-ТАСС
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Гособоронзаказ знакомится с диверсификацией
В разговорный язык руководителей российских оборонных предприятий всех уровней неожиданно вернулось слово «конверсия», казалось бы, давно забытое, как страшный сон, наследие 90-х.
Владимир Путин, выступая на «прямой линии», так прокомментировал ситуацию в ОПК: пик заказов по гособоронзаказу пройден и предприятиям пора начинать думать о том, чтобы созданная с таким трудом производственная база не простаивала. Российскому ОПК необходимо подумать о так называемой мягкой конверсии.
Как признались «Военно-промышленному курьеру» руководители нескольких предприятий ОПК, трудности с выполнением гособоронзаказа возникли еще в прошлом году.
«На самом деле проблема одна. ГОЗ банально заканчивается. В прошлом году мы выпустили больше половины всех законтрактованных изделий. Теперь начинается постепенный спад, который будет только нарастать», – поясняет глава предприятия, занимающегося производством комплектующих для высокоточных систем вооружения.
Необходимо отметить: выполнение гособоронзаказа идет с некоторым перекосом, так как не все отрасли справляются с обязательствами в полном объеме. В частности, как указывается в докладе Счетной палаты, озвученном 18 мая на заседании Госдумы, Объединенная судостроительная корпорация сорвала сроки исполнения 23 госконтрактов на разработку, строительство, ремонт и сервисное обслуживание подводных лодок и боевых надводных кораблей. Отклонение сроков выполнения обязательств от первоначально установленных составило от трех месяцев до 21 года, отметили аудиторы СП.
Но есть и другие примеры. Заводы, входящие в холдинг «Вертолеты России», наоборот, перевыполняют план. Так, по данным промышленного объединения, его казанское предприятие досрочно справилось с ГОЗ-2016 в полном объеме.
Нынешний гособоронзаказ, хотя и с некоторыми оговорками, к 2020 году будет, безусловно, выполнен, и Вооруженные Силы получат свои 70 процентов современных образцов ВВТ. Но последующие ГОЗ вряд ли превысят по объему нынешний, и поэтому уже сейчас руководителям предприятий ОПК следует задуматься, что делать дальше.
Холостые обороты
«Мы считаем, что оборонным предприятиям уже давно необходимо заниматься диверсификацией. Присматриваться к гражданскому рынку, но, конечно, не в ущерб военному производству. И, разумеется, никто не хочет повторения бессмысленной конверсии 90-х годов», – поясняет «ВПК» представитель Департамента государственного оборонного заказа Минобороны.
Большинство опрошенных руководителей предприятий ОПК все же рассчитывают, что ГОЗ сохранится, пусть и в меньших объемах. Многие собеседники издания отметили, что готовы ужать производственные площади и, возможно, персонал, но оставить в приоритете именно оборонный заказ, а не увеличивать долю гражданской продукции.
Надо еще учитывать, что нынешняя международная обстановка, по мнению представителей ОПК, не позволяет рассчитывать на зарубежные контракты.
«Да, выполнение оборонного заказа сопряжено с известными трудностями. Это и сложность законодательной базы, и кредиты под государственные гарантии, и не совсем справедливая, на наш взгляд, формула прибыли «20+1». Но ГОЗ – это в первую очередь стабильность. А посмотрите хотя бы на иранский контракт на С-300 или на поставку и ремонт вооружений для Ливии», – предлагает задуматься заместитель руководителя предприятия, участвующего в кооперации по выпуску систем ПВО.
Между тем негативные тенденции в российской «оборонке» порой видны невооруженным глазом. КамАЗ еще в 2014 году был вынужден перейти на четырехдневную рабочую неделю для того, чтобы, как заявило руководство компании, сохранить коллектив при недостаточной загрузке производства. Конечно, во многом снижение заказов было вызвано сложной экономической обстановкой, возникшей вследствие украинского кризиса и наложенных санкций. Но сыграла роль и начавшаяся «выработка» гособоронзаказа, пик которого пришелся на 2012–2013-й. Более того, в марте и феврале нынешнего года руководство КамАЗа сохранило короткую рабочую неделю и перешло к собственным программам временной трудовой занятости и оптимизации технологических процессов.
Сложная ситуация в вертолетостроении. Достаточно сказать, что в апреле нынешнего года сотрудники улан-удэнского завода записали видеообращение к Владимиру Путину, где заявили, что у предприятия отсутствуют заказы, работы хватает всего на два дня в неделю. Трудовой коллектив готов осваивать новую продукцию, в том числе и самолеты, лишь бы сохранить производство.
Руководство Казанского вертолетостроительного завода тоже подумывает перейти летом нынешнего года на четырехдневную рабочую неделю. Главная проблема обоих предприятий – не только резкое снижение спроса на их продукцию за рубежом, но и в первую очередь снижение объемов ГОЗ, который почти выполнен. Падение производства оценивается в пределах 30 процентов.
«Главная продукция улан-удэнского и казанского заводов – вертолеты семейства Ми-17В5 и Ми-171. Контракты для Минобороны фактически исчерпаны, военное ведомство получило все заказанные машины. И нефтяные компании из-за падения цен на их продукцию покупать вертолеты прекратили», – признается представитель отрасли. По его словам, даже если сильно захотеть, то пока загружать Казань и Улан-Удэ нечем. Ми-38 – опытная машина, впрочем, как и Ка-62, насчет которого в свое время делалось много заявлений, но, увы, программа создания этого новейшего вертолета движется медленно.
Наши «звездные войны»
ГПВ-2020 часто критикуют за то, что ее создатели включили в оборонный заказ почти всю военную продукцию, что могли предложить на то время предприятия ОПК. В ГОЗ попали такие изделия, как военно-транспортный Ил-112В, который на момент подписания программы существовал только в чертежах.
«Вообще это делалось умышленно. Надо было заставить любой ценой, закачав средства, работать предприятия ОПК, чтобы после стольких лет простоя у них появилась производственная база, наладился технологический цикл, сформировались рабочие и инженерные кадры. По мере окончания ГОЗ предприятия должны были постепенно диверсифицировать свою продукцию и осваивать новые рынки», – напоминает представитель ДОГОЗ Минобороны.
Сборы ОПК в самостоятельное плавание начались достаточно давно. В частности, для предприятий Роскосмоса устанавливалось, что не менее 10–15 процентов их продукции должно идти в гражданский сектор.
«На самом деле для нас «гражданка» была вечным мучением. С руководителей предприятия постоянно спрашивали, почему объемы продукции не поддерживаются на требуемом уровне. Но я не знаю ни одного производства или института, участвующего в ГОЗ, где руководители смогли добиться сколько-нибудь значимого объема выпуска гражданской продукции», – признается топ-менеджер предприятия, подведомственного Роскосмосу.
Начатая военно-политическим руководством страны масштабная программа вооружения чем-то напоминала объявленные в 80-е годы президентом США Рональдом Рейганом «звездные войны». Да, стратегическая оборонная инициатива оказалась нереализуемой, но закачанные в американскую «оборонку», особенно в сектор высоких технологий, деньги дали толчок всей промышленности. И многие технологии, созданные для «звездных войн», начиная от систем связи и заканчивая новыми материалами, нашли применение и в военной, и в гражданской сферах.
Российские оборонные холдинги, видя, что государство готово вкладывать значительные ресурсы в их техническое перевооружение и подготовку кадров, пошли по достаточно оригинальному пути, беря не качеством, а количеством.
«Если внимательно посмотреть на любую корпорацию, то в ее составе обязательно найдется группа предприятий, которые для ГОЗ делают всего несколько деталей. Когда началась Госпрограмма вооружения, большинство объединений стало поглощать и включать в свой состав все, так или иначе участвующее в их кооперации. Пусть даже там, к примеру, производят всего два-три типа резисторов или один конденсатор. Но даже таким предприятиям так или иначе выделялись деньги по программе технического перевооружения», – признает высокопоставленный представитель военного ведомства. Поэтому, по его словам, вместо компактных оптимизированных производств с низкими накладными расходами возникли раздутые структуры, выпускающие весьма ограниченный ассортимент.
Со словами коллеги из Минобороны не согласны представители ОПК.
«Государство зачастую просто навязывало проблемные активы, чтобы мы их вытягивали. К примеру, отдали Уралвагонзаводу Юргинский машиностроительный. Да, когда-то это было очень серьезное предприятие. Но оно больше двадцати лет не имело дела с оборонной продукцией. Там одни руины, переходившие из рук в руки. Но Юрга – моногород, завод надо поднимать. А как это сделать, никого не волнует, пусть руководство УВЗ само думает», – рассказывает высокопоставленный представитель ОПК.
Непрофильных активов в российских оборонно-промышленных структурах достаточно много, и сейчас, когда ГОЗ завершается, не совсем понятно, что делать с балластом. Известно только одно: государство тащить этот груз не собирается.
Ковровская дорожка
Несмотря на все проблемы, в российском ОПК есть отличные примеры диверсификации продукции. Так, Уралвагонзавод выпускает не только танки и боевые машины, но и широкий модельный ряд вагонов, локомотивов, трамваев. Более того, с 2013 года объем такой продукции неуклонно растет, обеспечивая заводу заметную долю на внутреннем рынке высокотехнологичных гражданских изделий.
Еще пример – входящий в «Высокоточные комплексы» Ковровский электромеханический завод, где помимо важнейших гидравлических систем, устанавливаемых на большое количество образцов ВВТ, начиная от боевых машин десанта и заканчивая подвижными грунтовыми ракетными комплексами, выпускается широкая линейка востребованной гражданской продукции. В частности, КЭМЗ активно продвигает на рынок машины-погрузчики, гидравлические платформы и ряд других мирных образцов. Есть и обратный пример, когда на базе гражданских погрузчиков АНТ на заводе было разработано семейство роботов, часть из которых уже закупается российским Минобороны.
В свое время для нужд производства на заводе была налажена сборка по лицензии нескольких видов высокоточных обрабатывающих станков. Сейчас от отверточной сборки в Коврове перешли к полноценному выпуску таких изделий. Как говорит руководство предприятия, если постоянно не обновлять продукцию, на рынке не удержаться. КЭМЗ – хороший пример того, как за счет использования технологий двойного назначения можно одинаково успешно выпускать и военный, и гражданский ассортимент. Более того, в данном случае не придется сокращать производство, переводить работников на сокращенную неделю или отправлять в неоплачиваемые отпуска, избавляться от непрофильных активов.
По материалам газеты «Военно-промышленный курьер» ( № 19 (634) за 25 мая 2016 года) / Алексей Рамм
Страница 420 из 734