1

25 октября 2012 года на территории производственной площадки № 1 российской самолетостроительной корпорации "МиГ" в подмосковных Луховицах состоялось выездное заседание Комитета по обороне Государственной думы. Тема звучала интригующе: "Перспективы развития боевой авиации в условиях сетецентрических войн", однако, как следовало из вступительного слова председателя комитета Владимира Комоедова, участники мероприятия рассмотрели более широкий круг вопросов, связанных с тактической авиацией ВС России. Впрочем, журналисты на заседании не присутствовали и выступления представителей аппарата правительства, Минобороны и ОАК, а также итоговые материалы остались секретом. Зато представителям СМИ показали луховицкий завод корпорации "МиГ", который постепенно превращается в основную производственную площадку возрождающейся фирмы.

Вступительное слово Владимир Комоедов начал с ответа на вопрос, почему заседание проводится в корпорации "МиГ". Бывший командующий Черноморским флотом, а ныне один из лидеров парламента назвал три причины, первая из которых – 60-летнее мировое лидерство "МиГа" в создании самолетов тактической авиации.

Вторая причина отражала геополитический аспект: в европейской части России за исключением "МиГа" сегодня нет полноценного завода, специализирующегося на постройке истребителей. В этом контексте Комоедов подчеркнул значение корпорации для обеспечения устойчивости ОПК России в кризисных ситуациях.

Наконец, адмирал упомянул успехи микояновцев в создании сетецентрических технологий при разработке авиационной техники в интересах Войск ПВО СССР. Истребитель-перехватчик МиГ-31 назван не был, но явно речь шла именно об этом самолете, который обладает способностью не только интегрироваться в разнородную систему ПВО, но и играть роль управляющего элемента такой системы.

Напомним, что в рамках сетецентрических войн эффективность группировок войск существенно повышается за счет формирования единой информационно-управляющей сети, в состав которой включаются все средства разведки и получения информации о противнике, средства огневого подавления, органы управления. Также обеспечивается доведение достоверной и полной информации практически в режиме реального времени до всех участников боевой операции.

Вместе с тем Комоедов упоминал не только успехи, но и проблемы. Он, в частности, поднял вопрос об оптимальности структуры парка тактической авиации ВВС России по критерию "эффективность-стоимость", а также о сохранении позиций нашей страны на наиболее массовых сегментах мирового рынка боевых самолетов. Очевидно, что эти вопросы непосредственно затрагивают микояновскую тематику.

Опасения за позиции на рынках небеспочвенны, что показал первый полет в Китае прототипа истребителя пятого поколения J-31, явно нацеленного на ту нишу, которую сегодня заполняют микояновские самолеты.

Обновленный завод

Интересовало депутатов Госдумы и состояние производственного комплекса РСК "МиГ". Частичный ответ на вопрос о возможностях и перспективах корпорации дала экскурсия по заводу, оставившая благоприятное впечатление. Хотя на некоторых участках сохранились традиционные станки советских времен, основное пространство механических цехов занимают современные многокоординатные обрабатывающие центры.

Как отметил заместитель технического директора производственного комплекса Николай Фетисов, новое высокотехнологичное оборудование позволяет изготавливать элементы конструкции планера, не требующие дальнейшей обработки. Кроме того, в разы сокращаются временные затраты, что позволяет значительно повысить эффективность производства. "С помощью этих станков мы смогли сократить эти циклы в два-три раза", – подчеркнул Фетисов.

Важно сказать, что все показанное прессе современное оборудование было загружено работой. Так же интенсивно на нескольких рабочих местах шла агрегатная сборка истребителей МиГ-29К/КУБ.

Известно, что луховицкий завод в свое время был лидером в освоении композиционных материалов. Их производство журналистам не показали, однако продукцию представили. Повышение доли композитов с 2-3 до 12 процентов планера – одно из новшеств, отличающих классические МиГ-29 от спроектированных в 2000-е годы МиГ-29К/КУБ/М/М2. Новые материалы внесли свой вклад в улучшение таких ключевых характеристик самолетов, как боевая нагрузка, которая возросла более чем в два раза, и внутренний запас топлива, увеличенный на 50 процентов. Безусловно, технологический уровень предприятия объективно может оценить только профессионал. Однако состояние кадрового корпуса видно, что называется, невооруженным глазом. Большое число рабочих в возрасте от 20 до 40 лет, молодые мастера и начальники цехов, грамотно общающиеся с прессой, общая обстановка деловитости и уверенности – все это формирует облик развивающегося производства.

Показали прессе и техникум, который готовит специалистов для завода. Новые классы, современные наглядные пособия и главное – живые лица молодых ребят и девушек заставляют поверить, что кадровую проблему луховицкий завод решает успешно.

Самой интересной частью экскурсии стал огромный и самый новый в европейской части России сборочный цех. В нем в разной стадии сборки находились самолеты МиГ-29К/КУБ, которые строятся по второму контракту с ВМС Индии, МиГ-29М/М2, а также модернизированные МиГ-29UPG с опознавательными знаками ВВС Индии.

Особый интерес вызывал самолет, спрятанный за полупрозрачной ширмой. Показать его журналистам категорически отказались, однако, по словам одного из допущенных к машине депутатов Госдумы, от прессы спрятали первый корабельный истребитель для ВМФ России. Уже в будущем году первые МиГ-29К/КУБ заказанной в феврале 2012 года партии из 24 самолетов будут переданы Министерству обороны РФ.

Владимир Комоедов, говоря о проблемах РСК "МиГ", интересовался, насколько оптимальна нынешняя распределенная структура производства корпорации. Ответ на этот вопрос прозвучал на закрытой части заседания, но наши источники в РСК говорят о плановой реализации программы создания объединенной промышленной площадки. Ее цель – привести производственные мощности в соответствие с планами выполнения подписанных и перспективных контрактов.

Эта программа предусматривает специализацию производственных площадок РСК "МиГ" и нижегородского завода "Сокол", что обеспечит повышение производительности труда и сокращение издержек.

Подводя итог экскурсии по заводу, можно сказать: слухи об отсутствии у РСК "МиГ" серийного производства новых самолетов оказались сильно преувеличенными. Более того, как заявил генеральный директор корпорации Сергей Коротков, предприятие планирует увеличить темпы производства с 12 самолетов (столько машин сдано заказчикам в 2011 году) до 36.

Способность к возрождению

Корпорация "МиГ" не раскрывает структуру своего портфеля заказов, достигшего в этом году шести миллиардов долларов. Вместе с тем можно прогнозировать, что доля самолетов семейства МиГ-29К/КУБ/М/М2 будет расти за счет постепенного сокращения производства модернизированных вариантов классических МиГ-29. В частности, в Луховицах журналисты не увидели ни одного такого самолета. В то же время сборку этих машин прессе показали в 2011 году на московской производственной площадке корпорации.

Наши источники в РСК "МиГ" позитивно оценивают рыночные перспективы самолетов МиГ-29М/М2, которые в 2012-м совершили европейские и азиатские зарубежные турне. С таким прогнозом можно согласиться. По своим боевым возможностям МиГ-29К/КУБ/М/М2 выглядят вполне конкурентоспособными на фоне зарубежных самолетов поколения "4++". Серьезным успехом новых МиГов стало более чем двукратное увеличение летного ресурса при одновременном сокращении стоимости летного часа в 2,5 раза.

Следует добавить, что линейка машин МиГ-29К/КУБ/М/М2 спроектирована как единая платформа, имеющая значительный потенциал для дальнейшего наращивания боевых возможностей. Основное направление в этом процессе – внедрение технологий, применяемых на машинах пятого поколения. Среди них БРЛС с АФАР, электронно-оптические обзорно-прицельные и оборонительные системы, новые виды вооружения. По такому пути двигаются конструкторы при создании МиГ-35, над которым в настоящее время ведется активная работа.

Как заявил в Луховицах Сергей Коротков, в гособоронзаказе прописана строчка о том, что МиГ-35 будет поставляться в строевые части Вооруженных Сил РФ начиная с 2014 года. Мы должны заключить контракт с Министерством обороны и начать его исполнение. Владимир Комоедов к этим словам добавил: "Машина есть, она готова, довольно умная и грамотная, современная. Необходимо только принять решение".

В Луховицах обсудили и другой вопрос, связанный одновременно и с темой сетецентрических войн, и с наработками РСК "МиГ". Тон задал председатель Комитета по обороне Госдумы, заявивший буквально следующее: "Мы знаем, что РСК "МиГ" в инициативном порядке вела разработку разведывательно-ударных беспилотных комплексов. Хотим выяснить, в каком состоянии находятся наработки и по какой системе Минобороны может эти работы поддержать". Что было решено по этому важнейшему вопросу, неизвестно, однако Сергей Коротков сообщил журналистам, что между компаниями "МиГ" и "Сухой" подписано соглашение о сотрудничестве в разработке беспилотных летательных аппаратов.

Хочется надеяться, что эта тема станет не единственным перспективным направлением работы корпорации "МиГ", потенциал которой, как отметил Владимир Комоедов, будет критически необходим в случае усложнения внешнеполитической обстановки.

Особую ценность этому потенциалу придает тот факт, что он восстановлен за последние 12 лет буквально героическим трудом конструкторов, производственников и руководителей предприятия. Безусловно, сыграла свою роль значительная государственная помощь, оказанная корпорации в конце 2000-х годов по решению Владимира Путина. Однако хорошо известно, что далеко не все компании ОПК, которым государство протянуло руку, оказались жизнеспособными. Корпорации "МиГ" возрождение удалось, и это главный залог ее будущего.

Источник: информационный портал «АвиаПорт.Ru»

В Кирове 2 ноября 2012 г. подведены итоги V Отраслевого фестиваля самодеятельного художественного творчества «Чаепитие в Вятке», в котором приняли участие работники предприятий авиационной промышленности. Фестиваль проводится один раз в два года. Его цель – развитие творческих способностей, поиск новых талантов и раскрытие творческого потенциала работников авиапрома.

В фестивале приняли участие 245 человек. Нужно отметить, что фестивальное движение значительно расширилось, выросло число его участников. С каждым годом создаются новые коллективы, появляются новые имена. Свои таланты участники фестиваля проявили в жанрах и номинациях: «вокал», «хореография», «инструментальный жанр», «театральный жанр».

В период проведения фестиваля в фойе Дворца культуры «Родина» была развернута выставка детского рисунка под девизом «Россию поднимаем на крыло».

Гран-при фестиваля вручен Евгению Третьякову ОАО «Новосибирское авиастроительное производственное объединение им. В. П. Чкалова», г. Новосибирск.

С подробной информацией по фестивалю можно познакомиться здесь.

Отдел социальных гарантий ЦК Профсоюза

30 октября 2012 г. в Самарской областной организации профсоюза прошел однодневный семинар по обучению вновь избранных председателей цеховых профсоюзных организаций.

В семинаре приняли участие предцехкомы первичных профсоюзных организаций ОАО «КУЗНЕЦОВ» (основная площадка) и ОАО «Авиаагрегат». Количество участников семинара – 28 человек.

Участники семинара познакомились с основными направлениями менеджмента профсоюзной организации.

Кандидат психологических наук, Доцент кафедры управления Самарского института управления Е.Н. Фарманова рассказала об особенностях работы профсоюзных активистов в современных условиях.

С большим интересом участники семинара слушали главного специалиста по организационной работе Федерации профсоюзов Самарской области Н.С. Идиятуллину по вопросам мотивации профсоюзного членства.

Активно обсуждались вопросы деятельности профсоюзных организаций в области охраны труда и здоровья трудящихся.

Заведующая отделом охраны труда областного комитета профсоюза В.М. Медведева ответила на многочисленные вопросы профсоюзных активистов.

Следующий семинар по обучению состоится 14 ноября 2012 г., в нем примут участие вновь избранные предцехкомы других первичных профсоюзных организации, входящих в Самарскую областную организацию профсоюза.

С.М. Мельников, председатель областной организации профсоюза

День профсоюзного активиста в ВСМПО-АВИСМА был утвержден в 2004 году для поднятия авторитета профсоюзного работника объединения и проводится во второй вторник октября. Не стал исключением из правил и 2012 год: с 1 апреля по 30 сентября традиционно был проведен смотр-конкурс. 23 октября состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню профсоюзного активиста, на котором были вручены дипломы профсоюзным организациям цехов-победителей. Профорганизациям цехов, занявшим 1-е место, был вручен флаг Профавиа.

На мероприятии присутствовали председатель Свердловской областной организации Терентьев Олег Борисович, председатель Совета начальников цехов ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» Мельников Александр Константинович.

Более 50 профактивистов ВСМПО было награждено Почетными грамотами Центрального комитета Профавиа, ФПСО, областной организации, ППО ВСМПО. Было вручено 2 нагрудных знака ЦК «За активную работу в цеховой профсоюзной организации», а также передано благодарственное письмо губернатора Свердловской области Е. Куйвашева заместителю председателя ППО ВСМПО Н. А. Зайцевой.

Торжественному мероприятию предшествовала большая работа оргмассовой комиссии. В этом году были пересмотрены показатели смотра, добавлены новые. Правильность этого решения подтвердилась при подведении итогов конкурса.

Впервые в этом году был подготовлен планшет, на котором показывалась численность членов профсоюза в каждом цехе по месяцам в течение всего смотра-конкурса. Мы считаем, что проведение подобных мероприятий позволяет выявлять объективные причины имеющегося отставания в том или ином направлении и увлечь актив цехов работой по совершенствованию своей деятельности.

Т. М. Ковязина, председатель оргмассовой комиссии

«Сильная молодежь – сильный профсоюз!» – этот лозунг стал одним из основных направлений при обсуждении планов по работе с молодежью в Пермской краевой организации профсоюза. Среди прочих мероприятий обучению молодежного профсоюзного актива придается особое значение. На данное направление профсоюзной работы выделяется немало времени и средств уже на протяжении нескольких лет.

В наступившем учебном году вновь сформированы две группы молодежи для прохождения обучения в Пермском региональном учебном центре профсоюзов. Отметим, что обучение ребята проходят по субботам, уделяя для этого собственное, свободное от работы время. И при этом интерес к обучению не становится меньше. В списки обучающихся вошли 52 работника предприятий.

20 октября состоялось первое занятие. После постановки основных целей и задач обучения и знакомства друг с другом группы разошлись по аудиториям, где познакомились со структурой профсоюза, его историей, обсуждали основные направления молодежной политики в г. Перми и профсоюзе. Становясь на время то работодателем, то молодым работником предприятия, то членом Совета молодежи, слушатели выдвигали взаимные требования, вступали в дискуссии и во многом по-другому увидели проблемы взаимодействия друг с другом.

В заключение были высказаны интересные идеи, даже выявились некоторые потенциальные лидеры, с которыми, конечно, еще предстоит работать. Но желание стать настоящей командой, выдвигать свои совместные требования у слушателей появилось, а на сегодняшний момент это главная для нас задача. Поддержать, дать необходимые правовые и экономические знания, навыки общения и психологии – все это предстоит дать молодым активистам, чтобы желание действовать не пропало, а только укрепилось и превратилось в реальность. Ведь знание – это сила! А сильная молодежь – сильный профсоюз!

У.В. Крапивина ведущий специалист Пермского Совета Роспрофавиа

[img]http://profavia.ru/uploads/img5098f4e0c4486.jpg[/img]

Центральный комитет Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности с прискорбием извещает о кончине на 88-м году жизни ветерана профсоюзного движения, одного из руководителей профсоюза Альбова Георгия Кадимовича.

Г. К. Альбов прошел славный путь. В его биографии – участие в Великой Отечественной войне, учеба в Московском авиационном институте, работа в ОКБ Микояна, в том числе начальником сборочного цеха по изготовлению ракет. Он был избран секретарем парткома ОКБ, затем трудился первым секретарем Фрунзенского райкома партии в Москве. Многие годы Георгий Кадимович отдал работе в профессиональном союзе рабочих авиационной промышленности, а с 1977 по 1990 годы занимал должность его руководителя.

ЦК профсоюза выражает искреннее соболезнование родным и близким покойного. Память о Георгии Кадимовиче Альбове останется в наших сердцах.

ЦК Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности

Более ста спортсменов приняли участие в комбинированном сверхмарафонском пробеге посвящённом 61-летию образования ГосМКБ «Радуга» и 100-летию со Дня рождения её первого главного конструктора - Александра Яковлевича Березняка.

В лучших традициях бегуны, лыжники и просто любители здорового образа жизни ГосМКБ «Радуга», Московской и Тверской областей, а также представители предприятий ОАО НПП «Регион» и ОАО КБ Машиностроения г. Москвы рано утром 12 октября отправились на автобусах в деревню Устиново Тверской области, родину Андрея Николаевича Туполева.

Старт пробега в сторону г. Дубны был дан не сразу, а после знакомства участников с музеем в действующей сельской школе, где учился А.Н. Туполев. Первые два километра – от Устиново до бывшей усадьбы в Пустомазово, где установлен мемориал великому авиаконструктору, вместе со спортсменами бежали ученики Устиновской школы.

В течение восьми часов 60-километровую дистанцию легкоатлеты преодолевали бегом, на велосипеде или на лыжероллерах. Через каждые пять километров организаторы пробега предусмотрели остановки, во время которых спортсмены могли подкрепиться необходимыми калориями. Горячий полноценный обед на свежем воздухе для всех участников на полпути к финишу в черте г. Кимры был как всегда великолепен.

Украшением пробега стало и участие на последних километрах дистанции учеников Первой школы г. Дубны имени А.Я. Березняка.

Чётко, слажено, красиво – вот что отличает коллектив «Радуги», а потому и финиш состоявшийся ровно к 17.00 был встречен овациями коллег по работе, которые смогли полностью насладиться праздничной атмосферой по окончании рабочего дня.

Вместе с многочисленными болельщиками сверхмарафонцев лично встречал генеральный директор В.Н. Трусов.

Надо отметить, что по условиям пробега каждый участник был вправе преодолеть дистанцию по своему усмотрению, однако двенадцать спортсменов бегом завершили полную дистанцию в 60 км. Всем участникам на память о двенадцатом комбинированном пробеге были вручены памятные футболки и книги известного марафонца Андрея Чиркова «Бег в радость».

Год от года растёт популярность ставшего уже традиционным сверхмарафона, организованного администрацией и профсоюзным комитетом ОАО ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка и всё больше молодых специалистов предприятия стремится покорить этот удивительный по красоте и энергетике маршрут в память о выдающихся авиаконструкторах XX века.

М. Щербаков, председатель ППО ОАО ГосМКБ «Радуга»

Минпромторг представил урезанную на 270 млрд рублей программу развития авиапрома до 2025 года

Бюджет программы развития авиапрома до 2025 года урезан на 270 млрд рублей от первоначального предложения Минпромторга. Теперь самая масштабная ее часть – «Авианаука и технологии». ОАК, «Вертолеты России» и другие компании отрасли будут поддержаны через возвратное финансирование и оптимизацию механизмов продаж.

Минпромторг опубликовал обновленный проект программы развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы, скорректированный с учетом позиций Минэкономразвития и Минфина. 22 ноября документ будет обсуждаться на заседании правительства, сообщил источник в ведомстве. «Программа будет утверждена в этом году», – сказал «Газете.Ru» вице-премьер Аркадий Дворкович. «Но по ряду проектов решение будет принято в 2013-м», – добавил он.

Первоначальный вариант программы был опубликован в начале сентября. С тех пор он претерпел кардинальные изменения, в том числе в объемах финансирования.

Общий бюджет программы урезан почти на 270 млрд рублей (на 20%).

Сейчас на программу в целом закладываются 1,204 трлн рублей (ранее 1,473 трлн рублей), в том числе в нее переходят деньги из ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники до 2015 года», но без точечного распределения по подпрограммам. В первоначальном варианте документа Минпромторг расписывал финансирование по подпрограммам, судя по всему, закладывая в них и деньги из ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года». На данный момент прописывается, что финансирование по оборонной ФЦП указано в соответствующей части документа, но это его закрытая часть – «Подпрограмма № 9», параметры которой не раскрываются.

В итоге бюджетные деньги по отраслевым подпрограммам в документе сокращены в разы. Так, если ранее по «Самолетостроению» говорилось о 415,8 млрд рублей, то сейчас это 85 млрд рублей. По «Вертолетостроению» ранее почти 104,9 млрд рублей, сейчас – чуть более 26 млрд рублей. По «Двигателестроению» в первом варианте программы 140,8 млрд рублей, в нынешнем – чуть более 53 млрд рублей. По «Агрегатостроению» было более 32,985 млрд рублей, стало почти 29 млрд рублей. «Приборостроение» с 27,87 млрд рублей съехало на 23,5 млрд рублей. На «Малую авиацию» ранее расписывалось 20,5 млрд рублей, сейчас чуть более 9 млрд рублей. Наконец, на «Авиационную науку и технологии» в первоначальном проекте документа записывалось почти 448,6 млрд рублей, а в варианте для правительства – 216,5 млрд рублей.

В то же время новый вариант программы ставит перед авиапромом иные цели, чем были прописаны в сентябрьском проекте документа.

Ранее предполагалось, что к 2025 году по гражданским самолетам Россия должна занять 3,1%, а по военным – 8,2% мирового рынка в денежном выражении. Теперь это 3,2% и 10,9% соответственно. Правда, в первом варианте прогноз по мировому рынку самолетостроения к 2025 году был $366 млрд, а в нынешнем сокращен до $314 млрд.

В части конкретных проектов в «Самолетостроении» Минпромторг сохраняет позицию, что «поддержание большого количества конкурирующих друг с другом программ не позволяет ни Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ни государству сосредотачивать ресурсы на стратегически важных проектах, что приводит, с одной стороны, к размыванию инвестиций, а с другой – к их дублированию». «В результате <…> денежные средства распыляются между несколькими проектами, реализуемыми в одних и тех же сегментах (самолеты SSJ и Ан-148 – в региональном сегменте; Ту-204/214, SSJ NG и МС-21 – в сегменте узкофюзеляжных самолетов)», – говорится в документе.

Ключевыми проектами называются SSJ-100 (доработка и расширение его продаж на мировом рынке), разработка магистрального МС-21 и композитного крыла.

По всем трем проектам Минпромторг предлагает завершить текущие или выполнить новые НИОКР.

По вертолетостроению министерство снижает целевую планку по гражданскому сектору, но увеличивает по-военному. К 2025 году Россия должна занять 13,9% рынка в гражданском вертолетостроении, говорилось в первом варианте программы. И доля в 15% планировалась для военного сектора. Теперь гражданские вертолеты отечественного производства должны занять долю в 12%, военные – 16,5%. Но и в этой части авторы документа пересмотрели прогнозы развития рынка до 2025 года. Если в сентябре Минпромторг предполагал, что через 13 лет мировой рынок вертолетостроения вырастет до $43 млрд (41% придется на гражданские машины), то нынешний прогноз – $44,2 млрд (и за гражданскими вертолетами уже 45%).

Приоритетные проекты продуктовой линейки по подпрограмме «Вертолетостроение» остаются теми же, но по итогам консультаций между всеми заинтересованными сторонами «Вертолетам России» удалось добиться включения в свою подпрограмму НИОКР по перспективным проектам отрасли. В первоначальном документе финансирование этих разработок было отнесено к подпрограмме «Авиационная наука и технологии». Основными получателями бюджетных средств по этой части являются научные организации – ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и другие отраслевые институты. Но «Вертолеты России» уже провели подготовительные работы за счет холдинга и рассчитывали на поддержку государства в опытно-конструкторских работах, обращал внимание источник в отрасли. Речь шла о многоцелевом вертолете взлетной массой 4,5 тонны, перспективному легкому и тяжелому вертолетам, а также программе «Вертикаль 21».

В нынешнем варианте программы финансирование НИОКР по многоцелевому и легкому вертолетам и перспективным вертолетным проектам программы «Вертикаль 21» отошло через подпрограмму «Вертолетостроение» к «Вертолетам России».

В двигателестроении российские производители ранее должны были к 2025 году выйти на долю в 1,8% в гражданском и 8,3% в военном сегменте мирового рынка. По новому варианту программы – на 1,4% и 12,9% соответственно. Рост присутствия российских авиационных агрегатов и систем на мировом рынке ранее был обозначен до 2,7% (почти в три раза), теперь – 4,4% в гражданском сегменте и 5,4% в военном. По авионике ранее – до 6,2% и 9,1% по гражданском и военному сегменту, сейчас – 10,9% и 21% соответственно.

Значительные изменения произошли в подпрограмме «Малая авиация». В сентябрьском проекте программы развития авиапрома Минпромторг предлагал детализированную поддержку в этом сегменте. Но после ряда совещаний в правительстве было решено, что малую авиацию государство будет поддерживать не через авиапром, а субсидируя перевозчиков. «Не будет никаких новых государственных проектов, мы будем субсидировать рынок, билеты», – пояснял Дворкович. «Государство уходит от поддержки конкретных проектов к созданию условий, при которых предприятия смогут самостоятельно успешно их развивать», – говорил один из источников «Газеты.Ru».

Самая масштабная теперь по объемам финансирования подпрограмма «Авиационная наука и технологии» предполагает значительное обновление научно-технического потенциала, который позволит «российскому авиапрому осуществить прорыв по ряду ключевых направлений».

Участие России в ВТО не позволяет осуществлять прямое субсидирование затрат авиапрома на производство авиатехники, но позволяет финансировать отрасль через науку. В программе прописывается, что «постепенно будет осуществлен переход от бюджетного финансирования ОКР по конкретным проектам в сторону создания благоприятных условий для компаний отрасли в целом». В частности, предусматривается переход к бюджетному финансированию исследований и разработок (вплоть до 6-го уровня технологической готовности) в рамках создаваемого национального плана и комплексного плана проведения НИР; финансирование ОКР на принципах возвратного финансирования и поддержка продаж.

Отдел информационной работы ЦК Профавиа По материалам портала «Газета.ru»

Актив предприятия 19 октября посетил могилу Федора Сергеевича с торжественным возложением цветов. После в Музее трудовой Славы предприятия Николай Иванович Привалов, заместитель генерального директора по экономике и управлению имуществом, совместно с дочерью Федора Сергеевича перерезал алую ленту и открыл фотовыставку, посвященную юбилею Федора Сергеевича Аристова – директора предприятия, возглавившего завод в непростое время перехода предприятия на выпуск «восьмерки».

К юбилею Аристова был приурочен конкурс стенгазет. В конкурсе участвовали цех № 8, цех № 27, цех № 35, отдел № 11, отдел № 18, отдел №34, отдел № 54, отдел № 71, отдел № 91.

Поздравляем победителей:

1 место - коллектив отдела № 54

2 место - коллектив отдела № 91

3 место - коллектив отделов № 18 и 34

Биографическая справка

Федор Сергеевич родился 21 октября 1912 года в городе Рига. Война вынудила переехать семью в Воронеж. Окончив Воронежский авиационный техникум, Аристов начинает работать на Воронежском авиационном заводе, где начинает с профессии технолога, быстро становится мастером, затем старшим мастером. Заводская многотиражка писала: «Аристов еще молод, но благодаря своим организаторским способностям и технической талантливости он быстро выдвинулся в руководители производства ответственного цеха».

С первых дней работы молодой специалист проявил те черты характера, которые позволили ему в дальнейшем стать руководителем предприятия всесоюзного масштаба страны. По рекомендации Андрея Николаевича Туполева и решением Правительства СССР, Аристов с матерью переезжает в город Казань, занимая должность начальника сборочного цеха авиационного завода. Талант руководителя и организатора производства особо раскрылся в грозные годы войны – в феврале 1944 года за образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов он награжден орденом Трудового Красного Знамени.

За активное участие в ускорении научно-технического прогресса в послевоенное время Федор Сергеевич в 1949 году награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Энергия и инициатива Федора Сергеевича, проявленные при освоении новой техники, были отмечены высокой правительственной наградой. В 1957 году он получил третий орден Трудового Красного Знамени. В 1961 году Аристов назначен директором завода п/я 634 (Казанский вертолетный завод).

Под непосредственным руководством Федора Сергеевича была проделана огромная работа по техническому переоснащению производства. Выросли новые корпуса, в производство внедрили новейшие станки с программным и числовым управлением, ввели передовые технологии обработки узлов и деталей, прогрессивные технологические процессы. Большое значение Аристов придавал научной организации труда.

Результаты внедрения научной организации труда незамедлительно сказались в течение двух лет: производительность труда увеличилась в среднем от 7,6% до 26,7%. За высокие производственные показатели коллектив завода был награжден орденом Октябрьской Революции (на заводском знамени это был второй орден). Федору Сергеевичу Аристову было присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Это был второй орден Ленина, полученный на нашем заводе.

100-летие со дня рождения Ф.С. Аристова совпадает с другой датой – 40-летие образования заводского музея. Первым организатором и инициатором по созданию музея был он: 8 декабря 1972 года был подписан приказ о создании заводского музея. Сегодня музей является одним из лучших в авиационной промышленности России, через заводской музей проходят все работники, поступающие на завод.

С сайта ОАО «КВЗ»

30 октября в малом зале Дворца труда состоялось расширенное заседание Совета ветеранов Татарского республиканского комитета с участием председателей совета ветеранов предприятий отрасли.

В ходе заседания обсуждались итоги Отраслевого совещания в г. Сарапуле, вопросы пенсионного реформирования, льготы участников ВОВ и трудового фронта и многое другое.

В ходе обсуждения проблем принято обращение в адрес Рескома профсоюза организовывать регулярные совещания с председателями Совета ветеранов.

Республиканский комитет совместно с Советом ветеранов наградил председателей за активную работу ценными подарками.

И.Б. Тагиров, председатель Совета ветеранов Рескома профсоюза

ВЭБ готов выдать иностранным покупателям Sukhoi SuperJet дешевые кредиты на $2,5 млрд.

Кредиты ВЭБа на покупку SSJ иностранными авиакомпаниями могут достичь $2,5 млрд, сообщил премьер и председатель наблюдательного совета банка Дмитрий Медведев. Займы будут выдаваться с целью продвижения авиатехники на иностранных рынках, сказал премьер, отметив, что господдержка будет соответствовать нормам ВТО.

Схема предусматривает участие трех структур ВЭБа, говорит его представитель: сам банк может кредитовать заемщика, Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) — страховать риски, а Росэксимбанк — предоставлять госгарантии покупателям самолетов.

Подход к каждой сделке будет индивидуальным, подчеркнул Медведев. «Средства будут предоставлены покупателям, у которых с компанией «Сухой» уже имеются договоренности», — уточнил председатель банка Владимир Дмитриев. Речь идет о договоренностях с индонезийскими, индийскими, лаосскими авиакомпаниями, рассказал представитель ГСС. В повестке дня ВЭБа шла речь о предоставлении кредита на 11 самолетов.

Всего $2,5 млрд может хватить на кредиты примерно на 100 самолетов, отмечает представитель ГСС. Каталожная стоимость SSJ — $35,4 млн, но компания предоставляет скидки.

Новая схема будет опробована при продаже трех SSJ в Лаос. Обсуждаемая ставка по этому кредиту — 5,5% годовых, но в идеале нужно выдавать деньги под 2-3%.

«Поддержка авиапрома через ВЭБ соответствует нормам ВТО (она не прямая, а косвенная). Похожая схема не одно десятилетие успешно действует в Бразилии», — добавил замминистра промышленности Юрий Слюсарь.

Отдел СТО По материалам газеты «Ведомости»